Сведения об авторе смотреть здесь.
(Продолжение. Начало смотреть здесь, предыдущую часть – здесь)
«Можете без обмана дома говорить, что были в полупустыне. Херсонская область относится именно к этой природной зоне», - вчера объяснила туристам экскурсовод по Арабатской стрелке. Это уточнение мне понравилось, и потому решил более тщательно исследовать выжженное зноем загородное побережье Азовского моря.
9 сентября проснулся от тишины. Воя ветра за окном не было. Листья на ранее неимоверно качающемся дереве не шевелились. Гостиничный дворик заливал солнечный свет. Открыл в смартфоне приложение «Гисметео» - на улице в Геническе +18 градусов. Несомненно, ненастье прошло. Нужно скорее позавтракать и следовать по разработанному маршруту. Он прост. Не спеша надо пройти до точки и обратно, которую отметил на навигаторе в четырёх километрах от моего отеля «Гюнай». Больше нельзя, поскольку сегодня ещё пять километров топать в порт на водную экскурсию по заливу Сиваш, которая намечена на 16 часов. Всего вместе с топтаниями на месте наберётся свыше 20 км. Это будет слишком утомительно.
Море сегодня как в штиль, хотя небольшой ветерок всё же ощущается. Вода отступила от берега. Прибрежная полоса колышущейся травяной каши легла на дно.
Непременно надо искупаться. Только не ждите, что покажу этот процесс. Только последний дурак станет купаться в труселях на безлюдье, а потом ходить в мокрых или смачивать ими сумку. Сложу одежду на камне, а сам в шмотках Адама преспокойно побултыхаюсь на мелководье. Пусть нервы отдельных моих читателей с ханжескими замашками останутся не порванными.
Да, море отошло. Помелело примерно на полметра. Нет, больше, поскольку трава на прибрежном дне достаёт лишь до щиколоток, а в прежние дни в трусы залезала. И если я тогда не видел глубины более метра, то сегодня тем более она мне не представится. Не беда. Не поплаваю, так поползаю по дну. Вот только решиться сделать это следует мгновенно. А тянуть резину вынуждает термометр в воде. 17 градусов показывает. Чуть ли не как в роднике. Эх, была не была! Бррр…
Сначала отважно упал. Потом пару метров прополз. Сел на дно. Песочек пляжный. Волнами не заливает. Будь море на восемь градусов теплее, и подремать можно было бы с торчащей из воды головой. А в такой холодрыге долго не усидишь.
Море обожгло холодной водой. Но и взбодрило. Шагается энергично. Начинаю показ берега за точкой возврата первого дня моего пребывания в полупустыне, когда одолел всего лишь километр.
Море отступило от берега, а медузы не успели и матовыми плафонами остались торчать из ила.
Э, да тут глядеть в оба надо. Края четырёх- или даже пятиметрового обрыва нависают над водой. Обвалятся под тобой – шмякнешся так, что и требуха отобьёшь. Нельзя подходить близко к краю.
Ещё одна опасность подстерегает: непросохшая лысая почва. Неимоверно скользкая. Как наступишь, так и грохнешься наземь задом. В этом случае потроха останутся целы, но тебя облепит нестираемый толстый слой ила. Такие места надо обходить по траве.
Хотя какая там трава? Всю за лето знойное солнце иссушило да в сено на корню превратило. Зато готовым вот-вот рухнуть отколам обрыва нечем себя маскировать.
Опасность обнажается во всём своём ужасе.
Впереди показалось что-то похожее на мол.
Даже берег к нему срезан для заезда на транспорте. А в бетонном колодце водный поток с грохотом переливается из одной трубы в другую и устремляется к морю.
Скорее всего, мол искусственный. Непонятно, для чего сделан. Ещё вчера он должен был быть затопленным.
Купаться здесь наиболее удобно. Но пока не жарко. Для того приостановлюсь на обратной дороге. А сейчас продолжу путь. Идти ещё далеко.
На обрыв взбираться лучше по склону бульдозерного среза. Но наверху почти сразу возникает непреодолимое препятствие – глубокий сточный канал с крутыми бетонными склонами. Он безводен.
Спуститься в канал стрёмно – вдруг обратно не выкарабкаюсь по гладким бетонным плитам. Цепляться за траву и подтягиваться не получится – она сплошь представляет колючки.
Обойти канал? Но он идёт откуда-то издалёка. Нецелесообразно пускаться в обход.
Выход один – пуститься в путь под обрывом.
Вот и канал-преграда впадает в море.
Но идти вдоль водного уреза крайне неудобно. В выброшенной морем траве ноги увязают по щиколотку. Слишком мягко, отчего невозможно продвигаться, не уставая. Ближе к обрыву на почву даже ступить невозможно – нога моментально скользит в сторону, и туша падает. А тут ещё на глазах происходит обвал. Очутился бы на его месте на пару секунд ранее – был бы погребён заживо. И отколовшийся пласт, кажется, еле держится наверху, специально меня поджидая.
Всё, деваться некуда, кроме как поворачивать назад. Не пройденными остаются 1,2 километра. Придётся сдаваться и останавливаться на обед на руинах устья канала – сидеть удобно. Тем более упавшая плита защитит мою спиртовую печку от ветра.
Конечно, хорошо поесть на природе можно и колбасой, запив её чаем из термоса. Но приготовление быстросупа из концентратов приносит осознание стационарности процесса. Одно дело ухватить «тормозок» на ходу, и совсем иное – основательно посидеть и, неспешно отхлёбывая и жуя, поразмыслить о жизненных ценностях, присущих каждому индивидууму. Вот кто-то завидует моему стремлению в новые края, а иные считают меня ненормальным. Можно понять и других – я прокатываю деньги вместо того, чтобы проедать их или кататься на собственной машине по лепельским грибам. Каждому своё… Однажды так и сказал один из понимающих меня – лепелец Сергей Атрощенко, когда я за уши схватился, услышав, сколько денег забирает у него увлечение амбротипией (первобытной фотографией):
- Кто-то деньги пропивает, вы их прокатываете в турах, а я не пью и не странствую. Потому пускаю их на то, что мне интересно.
Понимаю тебя, Серёга. Тебе делать фотографии на стекле приятно и запоминающе, вроде как мне обедать вот под этим обрывом на просоленном морском воздухе высушенной солнцем херсонской полупустыни.
Перед тем, как приняться за трапезу, подумал: сейчас искупаться или после обеда? Решил, что лучше подкрепившись. И вот сижу. Жую. Полощу щёки в лёгком тёплом бризе. Любуюсь синей морской бесконечностью. И вдруг вижу, как серая метровая змея, извиваясь, ползёт от меня по траве и скрывается в море. Не плывёт по его поверхности, а заныривает в водяную толщу. О, мой Перун! А если бы я начал купаться раньше, то именно на этом месте. Теперь меня палкой в море не загонишь.
Собственно говоря, в прошлом году на Очаковском побережье Чёрного моря я даже фотографировал змею, заглатывающую бычка.
Мне потом объяснил абориген, что это был бычкоед. Он не кусается. Такого же после видел на пустынном пляже Кинбурнской косы прямо перед своими ногами. Но откуда мне знать, что сейчас от меня уползал именно бычкоед и он не кусается? В общем, при относительно благоприятной погоде купаться мне совсем расхотелось.
Пошагал обратно по полупустыне, старясь слишком не приближаться к краю обрыва, чтобы не рухнуть вниз вместе с отколовшейся глыбой.
Когда подошёл к отелю, на Гюнайском пляже загорали и купались несколько человек.
Сбегал в «Гюнай» раздеться и сам влез в море. Вода как бы и не такая обжигающая, как утром. Посмотрел на термометр. Потеплела на три градуса и стала +20. Появились медузы. Слышал, что они жалят, но не верил. Однако всё равно шлёпанье студёнистой массы по боку чрезвычайно неприятно. И вдруг девочка, играющая с медузами, вскрикнула и приблизилась ко мне на несколько шагов. Спросил, в чём дело. Ответила: змея. Купаться мне сразу расхотелось. На пляже стал рассказывать, как в трёх километрах отсюда видел уползающую в море змею. Никто не удивился. Безразлично сказали, что видят пресмыкающихся каждый день. Они не ядовитые. Если разозлятся, то укусят вроде как кот. А кошачий укус разве приятен? А если вдобавок кот в момент укуса перевоплощается в ползучего гада? Всё, купанья с меня хватит. Пойду обедать. Скоро ведь 16 часов – время сегодняшнего отчала экскурсии по Сивашу.
Проезд на такси в Геническе очень дёшев – 1,1 доллара. Но всё равно в порт пошёл пешком – я при пешем ходу отдыхаю морально. Любуюсь каждой мелочью. Всё интересно.
Геническ по населению равен Лепелю, а фонтаны в нём работают не только по праздникам.
Ёлки-моталки. Сегодня прекрасная погода для экскурсии: солнечно, +24 градуса, а заплыв катером на Сиваш отменили по причине малого количества желающих. Деньги вернули, но отмена вожделённого мероприятия сильно огорчила. Уныло поплёлся в «Гюнай».
Надвигался вечер. Погода улучшалась. Но это не радовало – настолько был опечален провалом экскурсии по заливу Сиваш. В программу ведь входила высадка на острове и купание в пересоленных сивашских водах. Столько мечтал о том, и вдруг мечты рухнули. Сказали, что может дня через два мероприятие состоится. Но меня такая перспектива не устроила. Уже решил, что моря с меня достаточно. Завтра переезжаю в настоящую херсонскую полупустыню – заповедник «Аскания-Нова».
Сентябрь-2018.
(Продолжение ссмотреть здесь)
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |