Сведения об авторе смотреть здесь.
Сейчас молодёжь не читает совсем. Ни книги, ни газеты, ни журналы. Лишь изредка удосуживается чтением короткого текста в интернете. И то на абсолютно пустые темы. В пример приведу популярность двух текстов в своём блоге. «И в плацкарте могут изнасиловать» имел небывалый успех по просмотрам. А вот «Біяграфія партызана з першых вуснаў» совсем не пользовалась вниманием. Покушение на изнасилование в вагоне – это интересно. Реальная партизанская жизнь – это пустяк. Философствовать насчёт падения нравов у современного общества не буду – это долго. Лучше расскажу, как люди читали на протяжении моей жизни, беря себя за образец. Только нужно учесть, что я не был идеальным читателем. Читал, как все. Доказательством тому считаю то обстоятельство, что теперь почти не читаю, как большинство современных людей.
Моё глубокое детство проходило в окружении детских журналов. Для меня и младших сестры-братьев мамка с папкой всегда выписывали журналы «Весёлые картинки», «Вясёлку». Свой возраст тогда определяю ярко всплывающим воспоминанием.
В «Вясёлцы» увидел рисунок розового чистенького поросёнка в цветастых трусиках, облизывающегося над пустой тарелкой. Рисунок сопровождала подпись: «Парсючок пад’еў і пайшоў у хлеў». Читать я ещё не умел и текст запомнил с прочтения мамкой. И я всякий раз ложась спать, мечтал, как дружу с тем «парсючком», вместе с ним укладываюсь в его чистенькую постельку в аккуратном хлеву-теремке, как в юные годы похоже «дружил», засыпая, с увиденной на фото прелестной девахой. Так сколько мне тогда было лет? И я всю жизнь после того в каждом своём собеседнике в первую очередь стараюсь разглядеть того чистого, дружелюбного поросёнка. Вот что значит воспитательная агитация советского периода, пока не политизированная ввиду малолетства предназначенного ей субъекта. Но возвратимся к чтению.
Пошёл в школу в 1959 году. В младших классах мне было мало двух шкафов с художественной литературой в Гадивлянской начальной школе, где учился, и столько же в Сталюгской, где учила мамка. Я ходил за четыре километра в Свядскую избу-читальню за «взрослыми» книжками. Перечитал исключительно всего Жюля Верна, изданного на русском языке, а также Джека Лондона, Марка Твена… И не просто сам ходил за книгами в Слободу, а, как провозглашала тост младшая за меня на два года Аня Круглик на недавнем съезде жителей Гадивли, раз в неделю таскал за собой всю гадивлянскую детвору и по дороге проверял содержание прочитанного, чтобы не обманули, если не читали. И все старались не опростоволоситься, прочитать всё, что взяли в избе-читальне.
Тогда и выписываемая для меня периодика повзрослела. Почтальонка стала приносить в хату республиканские газеты «Зорька», “Піянер Беларусі”, всесоюзную “Пионерскую правду», журналы «Бярозка», «Пионер». Ох, и напрягалась она, таская по деревням тяжеленную сумку! Лишь к нам она доставляла ещё «Настаўніцкую газету», районную «Калгасную праўду», журнал «Работніца і сялянка». У моего однокашника Алика Передни хата внутри вместо обоев была оклеена разворотами журналов «Огонёк». Интересно было читать, рассматривать фотографии и карикатуры. А кроме периодики почтальонская сумка переполнялась письмами. Разъехавшиеся родственники поддерживали связи исключительно через почту, поскольку телефоны тогда отсутствовали напрочь.
Конечно, почти все выписываемые газеты и журналы получала и школа. Можно было взять домой. Однако это было неинтересно. Приятно читать своё. Подписная цена была настолько низкой, что на семейный бюджет не влияла. Конечно, если родители не колхозники, которым за работу деньги не платили. Детская газета стоила одну копейку, «взрослая» - две.
Уже перейдя в Свядскую среднюю школу, стал выписывать газету «Чырвоная змена», журнал «Юный техник», «Юный натуралист». Позже по примеру старшего на два года друга Алика Мозго выписал журнал «Техника - молодёжи». Больше всего в нём нравилась «Антология таинственных случаев», в которой рассказывалось о невероятных происшествиях, похожими на которые сейчас распирает интернет. И что примечательно, ведь мог выписывать журнал один из нас, а потом читать его по очереди. Ан нет, хотелось иметь собственное модное издание. Годовая подписка на него стоила 2 рубля 40 копеек. Для сравнения: цена бутылки водки была 2 рубля 87 копеек.
В Свядской средней школе, находящейся в Слободе, библиотека занимала узкую комнату длиной в класс. Между двумя стеллажами протискивались с трудом. Случайно меня заинтересовал длинный ряд коричневых томов автора Золя. Не зная, кто это, взял один наугад. Но библиотекарь отняла его у меня со словами:
- Тебе это рано читать.
Лучше бы она это не говорила. Я своровал именно тот томик. Прочитал. И ничего про ЭТО не нашёл. Таким же образом возвратил книгу в библиотеку и больше Золя не увлекался.
Там же спёр огромный и очень тяжёлый «Географический атлас мира». Долго его изучал. Относить обратно боялся. Но совесть вконец замучила. Отнёс в открытую. Библиотекарь руками всплеснула:
- А мы его разыскались.
Остался доволен, что не утаил библиотечную ценность.
Свядская изба-читальня из деревенской хаты к тому времени переехала в клуб и стала называться Слободской сельской библиотекой. Горбатая библиотекарь Анна Мильчанина во мне души не чаяла. Считала меня одним из самых активных читателей. В тяге к дорожным зарисовкам я уже вырос до Арсеньева. Перечитал его описания исследовательского бродяжничества «В дебрях Уссурийского края», «Дерсу Узала», «По Уссурийскому краю»… Стал, наверное, единственным читателем толстенной «Истории древнего мира».
Уже взрослым продолжал выписывать интересные периодические издания. Те, на которые обязывали подписываться на работе, не в счёт. С ними всячески хитрил, чтобы отказаться. Помнится, как управляющий «Сельхозтехникой» Владимир Галушко собрал всех коммунистов районного объединения с единственной целью – заставить подписаться на орган КПСС газету «Правда», которую никто не хотел выписывать, поскольку была неинтересная и дорогая: годовая подписка тянула на 7 рублей 20 копеек, а на интересные «Известия» - 6 рублей. Для сравнения: бутылка водки тогда уже стоила 3 рубля 62 копейки.
На собрании каждый коммунист приводил свои аргументы нежелания выписывать «Правду». Все они отвергались, кроме причины завскладом Бусова. Он сказал:
- Я инвалид войны по зрению. Букв не вижу. Зачем выписывать такую важную газету, чтобы использовать её лишь в туалете?
Замечу: в Советском Союзе туалетной бумаги не существовало, её успешно заменяли исключительно газеты. Бусов был понят. Его кандидатуру Галушко вычеркнул из списка обязанных. Вычеркнул и меня, поскольку я выкрутился, сказав, что уже выписал партийный журнал «Молодой коммунист». Ответом Владимир Корнеевич удовлетворился, лишь обязав меня принести подписную квитанцию для отчёта. Назавтра я побежал на почту и оформил годовую подписку на «Молодого коммуниста», которая стоила всего-то 1 рубль 80 копеек.
Добровольно же выписывал самые немыслимые журналы, что аж на почте удивлялись моим интересам. Ну, например, на какой-то год выписал журнал «США: экономика, политика, идеология». Из него было интересно узнавать про гонку вооружений, раздутую Америкой, чтобы осуществить свою извечную мечту: поработить свободолюбивый советский народ. Журнал издавал Институт США Академии наук СССР, потому информация о жизни за океаном подавалось однобоко, но этого я тогда не понимал. Верил, что в Америке промышленность перевели на четырёхдневную рабочую неделю с 10-часовым рабочим днём для того, чтобы ещё больше закабалить рабочий люд и заставить его в лишний выходной заниматься подработкой. А сами америкосы врут, что таким решением хотят увеличить рабочим беспрерывное время отдыха, дабы могли на три дня съездить в турпоездку, к родне в гости. Это же очевидные враки капиталистов, чтобы запудрить мозги несознательному порабощённому народу. Но меня не проведёшь.
Несколько лет подряд выписывал журнал «Вокруг света». Пока не узнал, что его корреспонденты путешествуют лишь по Советскому Союзу, а за рубеж они невыездные. Про заграницу списывают из забугорных изданий. Как детский беларусский писатель Янка Мавр написал книги про жизнь в тропических странах «У краіне райскай птушкі», «Амок», «Слёзы Тубі», «Сын вады» исключительно на личной фантазии, никогда не пересекая границу СССР. И я потерял интерес к журналу «Вокруг света».
Долго выписывал журнал «Родная прырода». Не потому, что был интересен. Просто он печатал описания моих путешествий и присылал хорошие гонорары.
Кажется, всю трудовую жизнь меня заставляли по месту работы выписывать «нужные» периодические издания. Больше всего досаждала партийная «Правда». Выкручивался, как мог. Нашёл ещё более выгодную лазейку, чем «Молодой коммунист» - дешевле стоил партийный бюллетень «Блокнот агитатора». Эти журналы даже в туалет не годились – бумага была твёрдой и скользкой. Просто выбрасывал в мусор, не листая.
Ещё меня заставляли выписывать дорогущий журнал «Журналист». Почти всегда отбивался. Был он неинтересным и бесполезным. Прикрывался меньшим «Рабоче-крестьянским корреспондентом». Тоже «г», но дешёвое.
После краха пути в коммунизм, стали заставлять выписывать самую массовую «Советскую Белоруссию». Совсем неинтересная газета. Подписчиками нечитаемая. Выписываемая по обязаловке. Никогда не подписывался – всегда выкручивался.
А вот по указанию всегда выписывал «Лепельскі край». Ведь в нём работал. Хотя разводил полемику с редакторами на тему: сотни работников автопарка бесплатно ездят на автобусах по району и не делают им выручку; почему же десяток сотрудников райгазеты обязан повышать её тираж собственной подпиской? Тем более, что сами пишем и сами вычитываем газету для обсуждения на планёрке. Не помогало.
Уже с вновь сформировавшимся и устоявшимся мировоззрением осилил двухтомный исторический роман «Фаворит» Пикуля и понял, какой он враль. Представлял царя Павла I юности придурком, играющим в куклы. А этот «придурок» отгрохал нам Березинскую водную систему, давшую развитие Лепелю.
Сам себя уважаю, что открыл для своей личности писателя Виктора Суворова, которого ненавидят все, кто ностальгирует по недостроенному коммунизму. Суворова (Резуна) за бегство из КГБ в Великобританию самый гуманный суд в мире приговорил к расстрелу. Из его книг узнал документально обоснованную правду о войне, деятельности органов госбезопасности, вторжении советских войск в Чехословакию.
Самому теперь удивительно, что в своё время стал подписчиком собрания сочинений Владимира Короткевича, Кузьмы Чорного, Максима Горецкого, Владимира Карпова, Тишки Гартного.
А потом забросил библиотеку. Посещаю её только по журналистской необходимости. Читаю лишь в туалете и путешествиях.
С течением времени периодика дорожала и тем теряла подписчиков. Я всё меньше изданий выписывал. Скатился до единственного «Лепельскага краю». И то жена недавно сказала, что он дорогой, а читать там нечего, нужно отказаться от подписки. Посокрушался, но послушался. Теперь вот почтальонка дважды в неделю приносит мне лишь самую интересную в мире газету – «Народную волю».
И то не сам её выписал – добрые люди постарались. Спасибо им.
Начал мемуар с характеристики духовности современников. Ей и завершу воспоминание. Снова не пространными рассуждениями, а конкретным сравнением. На сайте LEPEL.BY моё исследование «Репортаж из истока Эссы. Эссенские мосты» на 14-Х-2018 почитали 3,5 тысячи человек. Это неплохо. Даже хорошо! Поскольку почти четырёх тысяч человек заинтересовало таинственное верховье важной реки Лепельщины. Я как автор радовался бы такому интересу, если бы не мой предыдущий репортаж «Открытие супермаркета». Его популярность меня расстроила – прочитали 13 тысяч человек! Это нехорошо. Даже плохо! Поскольку в 3,8 раза больше современников заинтересовало открытие магазина, который в будущем они посетят множество раз, чем состояние верховьев чистейшей водной артерии района, которые больше не увидят никогда в жизни. Вполне очевидно, что духовные запросы населения скуднеют, значительно уступая первенство чревоугодническим. А ведь только что так старательно приходил к такому заключению на собственном примере. Неужто и сам такой? Я в печали.
Некоторых подмывает хвастануться: я не такая (такой), я читаю. Верю. Но вы – один процент, который абсолютно никакой существенной роли в процессе падения интереса к чтению не играет. Я всё равно остаюсь в печали. А почему? Да потому, что тот, кто проявляет интерес к чтению, не станет творить бесчинство, которое я показываю в параллельной теме:
Читайте, люди! И вы не будете творить подобное.
Написано в 2018 году.
Читайте мои единственные в мире "Личные мемуары о красной эре".
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
О как - когда Валацугу заставляли выписывать обязаловку, не нравилось. Интересно - а сам помнит, как ходил по организациям "втюхивать" "...дорогой, а читать там нечего..." "Лепельский край - помнит??!.. )
Блукач, у Резуна-Суворова ты "узнал документально обоснованную правду о войне" как и в журнале "США: экономика, политика, идеология" про беспощадную эксплуатацию американских трудящихся, ибо "кто платит деньги, тот и заказывает музыку".