Полесские приключения старого бродяги
По вероисповеданию считаю себя язычником. И не только считаю -- ежемесячно хожу поклоняться камню-следовику, на шее всегда ношу камень-оберег. Однажды в интернете вышел на сайт Полесского природного заповедника в Овручском районе Житомирской области Украины. Прочитал, что там почитаются языческие святыни. В Овруч!
Такси с Овручского вокзала до муниципальной гостиницы трясли, бросали во все стороны ледяные горбы -- в городе с 17-тысячным населением улицы от снега не чистятся, солью не посыпаются. Наши зимние проблемы жителям украинских райцентров показались бы в радость.
Рано радовался низким расценкам в отеле «Овруч» -- 58 гривен (7,2 доллара) за одноместный номер. В комнате температура была +11 градусов. Спал в зимней куртке, спортивных брюках и носках. Утром спросил у администраторши:
-- Почему так холодно? Радиаторы же тёплые. Может окна такие?
-- Государство такое! -- коротко и понятно ответила женщина.
В село Селезовка, административный центр Полесского природного заповедника, автобус отходит только поздним вечером, там ночует и утром следует обратно. Путь немалый -- более 60 километров. По нашим меркам село большое -- живет около 2,5 сотни человек. Расположено на границе с Полесским заповедником, контора и инфраструктура которого -- за рекой Болотницей.
Полесский природный заповедник образован в 1968 году на территории Овручского и Олевского районов Житомирской области на площади 20104 гектара для изучения природного биологического наследия Волынского Полесья. Лесных массивов -- 80%. Остальное -- луга и болота.
В Селезовку приехал в девять вечера. На базе заповедника по свету в окне пришёл в котельную. Кочегар завёл в двухэтажную контору, где ещё работал директор Сергей Жила. Для него я был будто снег на голову -- из Овруча телефонную связь с заповедником не нашёл. По мобильнику приказал работнице отопить для меня 10-местный рубленый дом-отель.
Температура в четырёхместном номере была +13 градусов, однако от печи исходило приятное тепло.
Утром Сергей Жила повел меня на экскурсию по заповеднику. Впечатлён был более, чем ожидал. Столько камней чествуется! Камни-памятники, сложенные каменные туры, выложенный камнями берег Болотницы, окружённые камнями настоящие капища с идолами посредине. Раздвоенное над землёй и снова соединенное в один ствол дерево настолько олицетворяло влагалище, что я не выдержал и всунул в расщелину голову. И снова камни, камни, камни… Настоящий музей язычества!
Направился в гости к Ваське в очках -- так вчера назвал свои координаты мой вчерашний автобусный попутчик. Магазин был закрыт на обед. Бар был на замке. Зашёл в дом за ним. Представился. Хозяева в свою очередь назвали себя Петькой и Евой. Выслушав мою потребность, Петька твёрдо заявил:
-- Первый белорус в доме! Не выйдешь без угощения. Заполняй стол, Ева!
-- Стол ломался от деликатесов. Известно, от магазинных я отказался. Налегал на самосолы. И водку отодвинул, поскольку лучшего самогона до того не пил.
-- Правда ли, Петька, что у вас самогон на улице гонят? В интернете читал…
-- А кого бояться? На краю света живём!
Петька похвастался, что бар построил и подарил невестке Вале, поскольку работы нет в Селезовке, а все туристы заходят погостить, да и сельчане его не обминают -- продукты те, что и в магазине. Вот только название точке покуда не придумали.
-- А назовите его “Петлюра”, -- осенило меня. -- Это ваш известный политический деятель. Да и твое имя Петька. Созвучно.
-- Действительно! -- обрадовался Петька. -- Так и сделаем.
-- Так вы с Евой всех туристов, как и меня, угощаете?
-- Даже американца не пригласил бы за стол. А ты же -- беларус!
К Ваське в очках в тот день я так и не дошёл -- от Петьки вырвался в полной темноте. Болотницу переходил по плотине, которая образовала водохранилище и крутила колесо настоящей мельницы. Свесился с перил и померещилось, что на меня вперили взляд два огромных глаза. Водяной! А может, Петькин самогон галюцинацию вызвал?
Еле добрался в темноте до своего жилища, поскольку находилось оно на опушке заснеженного бора, перед самой Болотницей. Чудом отыскал слабо протоптанную тропку. Боялся встречи с Лешим или Болотником, однако они меня поприветствовать не соизволили.
Следующим утром обошёл околицы гостиницы и направился в контору. Директор подарил написанные самим четыре книги о заповеднике, сводил в музей природы, попросил бухгалтерию каким-либо образом по телефону связать меня с домом, поскольку приехал с симкартой “Лайфа”, а здесь работает только телесистема “Киевстар”. “Укртелеком” не помог. Выручил мобильник бухгалтера Наташи.
Снова направился искать Васькув очках. Каждый сельчанин или сельчанка, с которыми заводил беседу, знали, кто это такой. Но не идти же в гости с пустыми руками. Зашёл в “Петлюру”. Петьки дома не было. Отпускала Валя. Угостил её отца, который живёт у Петьки.
Васькину жену Марусю попросил заменить мою водку на ихний самогон. Угостили классно. Известно, сало светлое. Однако никогда не видел такой белизны, как у Васькиного. И вкусу до этого такого не знал. Что не селезовец, то обязательно особенность и необычность.
В гостиницу возвращался в темноте. Снова из омута на меня смотрел Водяной. Пробовал разговорить его. Молчал. Леший пропустил, не тронул. К Болотнице не пошёл -- Болотника побоялся. С Васькой поделился намерением возвращаться к себе напрямую, по льду через Болотницу -- намного ближе. Так он отговорил -- коварная река.
Истопил печь и спать лёг. Ночь прошла спокойно. На рассвете пошёл на автобус. С плотины заглянул под мельничное колесо. Водяной на меня не смотрел. Видно, рано очень. Спит.
Валадар ШУШКЕВИЧ (Волчок БРОДЯЧИЙ)
НА СНИМКАХ: директор Полесского природного заповедника Сергей Жила возле каменного тура; дерево-влагалище; языческое капище.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |