18 мар 2019 в 08:58 — 6 лет назад

704. ВОДА НА ГОРЕ. Мозго (Крицкая) Раиса

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 2, за неделю: 3, всего: 1464

 

  Родилась в 1924 году в деревне Оконо. В Беседы вышла замуж за вдовца Георгия Мозго. Работала в колхозе. Умерла.

 Шёл Христос. Остановился в безымянном поселении. Собрались вокруг него люди. Угостили хорошего человека. Поговорили. Пошёл Иисус дальше, а поселение стало называтьсяч Беседами.

Через несколько километров остановился Христос в другом поселении. Попросил поесть. Дали ему ситного хлеба. И с того времени поселение стало называться Ситниками. Такую историю про возникновение названия нашей и соседней деревень рассказывали старые люди. А было ли так на самом деле, не знаю.

 Не сказала бы, чтоб Беседы были забытой деревней на краю земли. На расстоянии в пять километров её окружают Забоенье, Черноручье, Юшки, Вилы, Веребки, Оконо, Дражно, Ситники, Стаи, Кулеши, Селище. Да и до Лепеля немного менее пяти километров, если самолётом лететь.

 Из Веребок в Беседы насыпана бойкая гравийка. Да и располагаются они не в лесных недрах, а на большой боровой поляне-горе. Однако почему-то на деревню, в которой на 11 подворьях постоянно живут 13 жителей, даже районная энциклопедия «Память» забыла. Беседы, пожалуй, единственный населённый пункт района, который не попал в летопись.

 И ещё одна несуразность, а вернее – всеобщая беда постигла беседцев. До Стай от Бесед пять километров, а до Слободы – 15. Кому стукнуло в голову извечно стайские Беседы и Веребки не так давно отнести к Слободскому сельсовету? Попробуй теперь, доберись в ту Слободу, чтобы взять какую справку или выписать дров, которые сами из лесу заглядывают в беседские ворота. С самого принятия такого необдуманного решения все до единого беседца были против него. Но, кто людей слушает?

 Что я могу рассказать о прошлом? Ничего хорошего в нём мы не видели, а о плохом вспоминать неприятно. О жителях деревни? Да кому это интересно, кроме их самих? Ещё скажу что не так, обижаться будут. О себе? Это всё равно, что слушать любого колхозника: беспросветная работа за бесплатно, послевоенный голод, поедание травы, гнилой картошки, жёлудей… об этом уже писано-переписано. Лучше напишите о нашей нынешней проблеме. Как, настоящее вас не интересует? Историю вам подавай! А если рассудить так: сейчас 2005 год. Пройдёт 15 лет, и наша жизнь станет историей. Кто-то «откопает» мои воспоминания и узнает, как мы жили в пусть и недалёком, но всё-таки прошлом. Правда, меня к тому времени уже закопают. Но я всё равно буду рада, что внесла кой-какой вклад в историю родных мне Бесед. Уговорила? Ну, так слушайте.

 Беседы – деревня своеобразная. Располагается на горе. От её вершины хаты сбегают вниз. Красиво!

 Однако такая красота больно отбивается на жизни сельчан. Дело в том, что все деревенские колодцы находятся возле подножия горы, и перепад до них от вершины достигает 16 метров. Вот и таскают «горцы» воду из долины по крутому обледеневшему подъёму. Почему тогда не копают колодцы на верхотуре? О том и поведу разговор.

 Проблемой власти занимались. На коллективное обращение депутат райсовета Леонид Хацкевич организовал бурение скважины. Бур одолел 30 метров. До водоносного горизонта добрался. Однако вместо воды пошла суспензия из зависших твёрдых частиц почвы. Бурильщик пояснил, что они имеют одинаковый удельный вес с водой, потому никогда не осядут, а будут всегда находиться во взвешенном состоянии. Такая вода-каша может быть пригодной, если только для полива.

 На этом бур не остановился. Забурился в земные недра ещё на 30 метров. До воды так и не добрался. А «съел» немалые деньги. Бурильщик пришёл к заключению, что нет возможности найти воду в Беседах. Если бы забурились хотя бы на пару метров в стороне, результат получился бы положительный. Однако денег на вторую скважину не нашлось. Колодцы под горой передали на обслуживание коммунальщикам. Те самому запущенному сделали оголовок.

 Мужики говорили, что бурильщик взялся бурить самую макушку горы. А надо было начинать на противоположной стороне улицы, где намного ниже. Между хатами Ксении Мозго и Василя Бурца. На том месте испокон веков был колодец. Однако деревянный сруб шахты сгнил, престарелые хозяева восстановить его уже не имели сил, а молодым было не до колодца. Его закопали.

 Дачница Галина Банайтес свой более низкий огород отдавала под бурение, поскольку сама страдает от безводья. Через два дня на тачке подвозит воду в двух 40-литровых бидонах. Да слушать её уже поздно было – бурение вершины начали.

 Я вообще не понимаю: как это под Беседами воды нет? Мой Гошка с Костем Мозго докопались до воды и установили 12 колец. Два десятка лет вкусную холодёнку пили. Однако потом восемь колец сами опустились, а четыре верхние зависли. В образованный разрыв шухнула земля. Её задержали бандажом из жести. Со временем она проржавела, а ремонтировать колодец уже не было кому. Земля засыпала два нижних кольца, воды не стало, возле колодца образовалась яма, в которую конь однажды провалился. Дочка привозила из Витебска какого-то специалиста с рамкой, которая показала, что в двух метрах от колодца течёт подземная река. Вот где надо бурить.

 Александра Судак живёт под горой со стороны Веребок. В её колодце вода была хорошая, пока не завелись в близком болоте ондатры. Прокопали они нору в колодец. В него хлынула болотная вода. Давно свелись зверки-вредители, а вода до сего времени вонючая. Может, если бы почистили шахту, она и повкуснела, однако некому сделать это. Вот и горюет баба более всех селян. Чтобы добраться до колодцев, ей надо преодолеть гору от одного подножья до противоположного. А она на вершину взобраться не может – три операции перенесла, стенокардия, слепа. Из близкого же колодца даже на хозяйственные нужды достать воды не может, поскольку край верхнего кольца находится почти на уровне её шеи. Это её колодцу коммунальщики оголовок сделали, о чём уже говорила. А ступеньки смастерить не догадались. Специально воды ей принести приходит сват из Городца. И каждый раз бутылку требует.

 Это я перечислила трудности с обеспечением питьевой водой. А как полить грядки, помыть бельё, протопить баню? Ездят на возу в озеро Луконец за полтора километра. В бидонах возят на тачке в гору из низменных колодцев. Ловят дождь в различные корыта. Однако некоторые хозяева колодцев не пускают в свои, поскольку вода выбирается, самим не хватает.

 А, собственно говоря, зачем я это всё рассказываю? Мне ведь должно быть всё равно. Это по документам мне всего лишь 81 год, а на самом деле на три больше. Мама после войны помолодила, иначе не получала бы государственную помощь на большую дочку. Как видите, не зря вначале сказала, что закопают меня скоро. Многие ведь столько не живут.

 А про беседское безводье обязательно напишите. Пусть потомки знают, как жили их предки.

 ОТ БЛУКАЧА ВАЛАЦУЖНАГА. Респондент обрисовала ситуацию, которая сложилась в Беседах на 2005 год. К настоящему времени проблема решена, благодаря организационной деятельности председателя Слободского сельсовета Валерия Садовского. Коммунальщики добыли воду с девятиметровой глубины в том месте, которое первым указала респондент. Насос жители купили сами и от скважины люди провели водопроводы в свои дома. Кто это не сделал, набирает воду в месте выхода её из-под земли. Платят за электроэнергию согласно общему счётчику. Живущие у подножья горы продолжают пользоваться собственными колодцами. На 2019 год в Беседах на восьми дворах живут девять сельчан. Не дают умереть деревне 15 дач. А респондент Раиса Мозго, как и предвидела, до сего времени не дожила. Своё дело она сделала – донесла потомкам сведения о том, как жили их предки в прошлом. Пусть сравнивают прежние условия жизни с последующими.

2019.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ