Сведения об авторе смотреть здесь.
Запомните: нет города ГагрЫ. После грузино-абхазской войны 1992-93 годов он стал называться ГагрА.
Стою на загадочной земле Абхазии, а над Гагрой небо разверзлось и интенсивно поливает меня густым ливнем. Одноцветно синий небесный купол свидетельствует о затяжном ненастье. Просвета не предвидится. Благо, горная улица Альпийская, где определил своё проживание, близко. Буду взбираться на кручу – сам ведь выбрал её для поселения.
В курортной местности можешь стучаться в любые ворота. Если откроют, то коль и не возьмут на постой, то обязательно направят к тому, кто будет рад дурному туристу. Почему дурному? Да я всегда так представляюсь и на встречный вопрос отвечаю, что умные люди деньги проедают, а дурные туристы их протуривают.
В доме №7 на грохот в дверь не реагируют. Услышавшая стук соседка выглядывает на улицу и сообщает, что Александр живёт в ином месте, а здесь лишь постояльцев содержит; сейчас нет никого.
С балкона напротив свесившаяся бабушка приглашает на постой к себе. Ничего не остаётся, как согласиться – весь промок. Остаётся лишь определить, как войти.
Радушно встречает хозяйка-армянка Назик. Предлагает для удобства называть её Надей. Отвечаю, что предпочитаю настоящие национальные имена. Определяет меня на третий этаж многоярусного дома. В номере рядом живёт молоденькая гастарбайтерка из оккупированной части Донецкой области Наташа. Туалет и душ – с ней на двоих. Спрашиваю, сколько будут стоить сутки пребывания. Отвечает: сколько дадите. Предлагаю 350 российских рублей, что соответствует 11,6 беларусского рубля и 5,4 доллара. В Абхазии своих денег не имеют и пользуются лишь российскими. Соглашается. Я ещё не знаю, что определил слишком дорого моё проживание в таких условиях. Конкуренция подобных гостевых домов сводит на нет их стоимость, в отличие от гостиниц, где жить дорого.
Насовываю на себя плащ-балахон и иду искать харчевню – время обеда. Полно кафе и столовых. В первом пункте питания камин распространяет приятное тепло. Сажусь к нему поближе.
Уютно. Однако меню портит приятный расслабон. За борщ, куриную отбивную с пюре и чай отдаю 460 рублей (15,2 б.р.=$7,1). Слишком дорого. Вечером брат Толик по вайберу скажет из Питера, что за такую сумму можно отобедать в питерском ресторане.
По навигатору уверенно ищу турбюро, чтобы купить экскурсии на завтра и послезавтра. Настроение упадническое соответственно погоде. Наугад фотографирую обутые в снег и размытые туманом Кавказские горы.
Смотрю в смартфоне информацию «Гисметео». В Гагре +5 градусов. В Лепеле +10 и солнечно. Это 23 марта. И стоило в такую даль переться за дождём, холодом и туманом? Ещё больше масла в огонь подливает представитель турагентства Стела: такой холодной весны здесь не помнят. Как всегда относительно погоды я в пролёте. Усугубляет панику стоимость экскурсий. Завтрашняя поездка в Новый Афон с посещением пещеры облегчает мой карман на 900 рублей (29,7 б.р.=$13,9), послезавтрашнее посещение горного озера Рица вытягивает из меня 750 рублей (24,8 б.р.=$11,6). Это дорого. С первого дня приходится беспокоиться, хватит ли до конца взятых денег.
Услышав ответ на вопрос насчёт непонятного акцента, Стела преображается: как интересно видеть беларуса! Начинаются расспросы насчёт жизни под Батьком. Ответ у меня один всегда и везде: не всё так гладко, как представляют украинцы, русские, а теперь вот и абхазцы.
Немного пояснения. Абхазия – частично признанная страна. Это «частично» состоит из России, Сирии, Венесуэлы, Никарагуа и Науру. А если учесть и самих непризнанных отщепенцев, то можно список пополнить Приднестровьем, ЛуганДонией и Южной Осетией.
Экономика Абхазии полностью разрушена грузино-абхазской войной 1992-93 годов. Живёт за счёт туризма и значительных вливаний России. Однако большого соседа абхазцы не очень уважают: мало даёт, мог отваливать, как Чечне; почему Грозный пестреет космической архитектурой, а Сухум утопает в руинах? Прошу запомнить: нет такого города СухумИ - после упомянутой войны он стал Сухумом. Государственные языки – русский и абхазский. Первый является убийцей второго, то бишь национального. Как и в Беларуси.
Следует и про военную заваруху между Грузией и Абхазией пару слов сказать. Но не из Википедии, а из пояснения абхазского экскурсовода. Значит, так. В первые годы советской власти Абхазия получила статус союзной республики. Но потом Сталин отдал её Грузии в качестве автономии. Грузины как муравьи ринулись на благодатное место. Скоро в Стране Души (как переводится название Абхазии) их стало больше, чем самих абхазов. Пришельцы проникли в органы власти и стали внедрять грузинские порядки. Преподавание в школе с абхазского языка перевели на грузинский. Заняли все ключевые посты. Абхазцы не вытерпели и в 1992 году восстали. Для усмирения непокорных Грузия ввела в Абхазию войска. Началась резня, превратившая Страну Души в страну руин.
Закупка продуктов на ужин и завтрак ещё больше усугубила уныние. Литр молока стоит 95 рублей (3,1 б.р.=$1,5)… Долго перечислять цены, лучше покажу фото.
Поинтересовавшись, зачем фотографирую, продавщицы вмиг подружились с редким здесь беларусом и засыпали меня стандартными вопросами типа «как живётся под Батьком?».
Дороговизну объяснили тем, что в Абхазии ничего не производится, всё завозится из России. К цене плюсуются транспортные расходы.
Перечень продуктов на ценниках совсем не значит, что столько их имеется в наличии. Это как и у нас – в холодильном ларе покоятся два ведёрка шашлыка, а ценников на бруствере натыкано аж два десятка. В Гагре также – на самом деле выбор расценённых продуктов скуден.
На первый взгляд цены в Абхазии могут показаться невысокими. Это тем, кто не знает стоимости продуктов, промтоваров и услуг в Украине. К такому примерно я и готовился. Но здорово промахнулся. Попал в более дорогой край, чем Беларусь.
Перед поездкой несколько месяцев мониторил погоду в Абхазии. Зимой обычными были дневные 15 градусов тепла. Причём ночная температура вплотную приближалась к дневной. В конце прошедших мартов столбик термометра преодолевал 20-градусный барьер. А я вот принимаю низвергающийся небесный водопад на полиэтиленовый плащ-балахон при +6 градусах. Но в холодный номер идти всё равно не хочется. Лучше потусуюсь на предгорном рельефе серпантинов гагрских улиц.
Кажись, дождь проник и под накидку. Всё же надо прятаться.
В номере сразу направился к походному термометру, подвешенному к ручке шкафа. О, мой Перун! +12 градусов. Как же вечер коротать при такой температуре? В куртку с капюшоном и шапку не облачишься – мокрые. Кондиционер задувает только холод. Телевизор не настроен. Пойду к Назик, пусть принимает меры.
Назик ошарашила – сама не разбирается в пультах управления. Советует обратиться к девочкам.
А девочки-то на работе. Первой заявилась та, номер которой под моим. Сказала, что сама не имеет телевизора и в нём не разбирается. Пощёлкала пультом кондиционера. Заверила, что через короткое время поступающий воздух нагреется. Однако он не нагрелся никогда. Пришлось вообще выключить.
Мокрую куртку повесил в шкаф, шапку для просушки натянул на угол телевизора. Дрожа от холода, поужинал. Съел таблетку снотворного. Под кофтой закрутил торс в походную постилку из фольги и лёг под простыню в трико и носках. Сверху нагрузил два одеяла. Как же жить дальше в таких условиях? Будем посмотреть…
23-24 марта 2019 года. ГАГРА.
(Продолжение смотреть здесь).
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Ничего не изменилось с августа 2015. В 2015г за жильё в Новом Афоне(армянское ущелье) платил 350руб ужин тоже стоил 350руб,не зависимо от меню. Туристов была тьма. Погода на протяжении 10 дней днём примерно +30-35. Бронировал жильё на август в апреле!!! Экскурсии в Пещеру- 500руб, на Рицу-600, но это того стоило!!! Обедал каждый раз в разных кафешках в среднем за первое, второе, десерт и кампот выходило 400руб. Кормят вкусно особенно борщ. Люди добрые, отзывчивые, всегда рады помочь. Хозяин моего жилья, Ованес, каждый вечер всех гостей, а среди них были Россияне, Казахи и я Беларус, обсалютно бесплатно возил на грязелебницы. Море чистое, пляж тянется вдоль всего города, поэтому свободных мест всегда было много и кпждое утро пляж убирался от мусора туристов и от мусора прибитого волнами.
Что не понравилось, так это неухоженность всех городов. Много брошенных со времён войны домов, до которых властям нет никакого дела. В Сухуми, в центре, не далеко от рынка стоят разбитые девятиэтажки. В середине отдыха достали вопросы про Лукашенко и про размер зарплат)).
Пршлое лето - Пицунда - красиво, вкусно, интересно... природу не описать... к автору вопрос - как добирался? должно быть много интересных подробностей...
Аляксей, адказаў пісьмом.
Шкоднік, у тым, што я ўсё ж пабыў у Абхазіі, ёсць і твая заслуга.
Довольно унылое зрелище по сравнению с тем, что было за советским часом, т.е в составе Грузии. Кстати, местные всегда говорили и Гагра, и Сухум... Это за пределами этих республик принято было называть иначе. Что касается исторической версии местного абхаза, то она довольно-таки пристрастна. Я была там в свое время (конец 1970-х -- 1980-е гг.) несколько раз -- в Гагре, Гудауте -- и хорошо помню, что там было и как. Гудаута -- это вообще, можно сказать, неофициальная столица Абхазии. Весь местный коллорит -- именно там. Абхазы работать особенно никогда не любили. Наверное, для мусульман это более характерно. А все блага там создавали как раз в первую очередь грузины, потом армяне и др. Но их не любили. В общем, мои симпатии всегда были на стороне грузин -- гостеприимные, трудолюбивые, честные, порядочные. У абхазов, были, наверное, другие достоинства.
Ніна, вашыя меркаванні адносна працавітасці абхазаў і грузінаў супадаюць з маімі і мноствам выказванняў іншых наведвальнікаў Абхазіі.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ
таму гэтыя абхазы і сталі лёгкай здабычай для Расеі. Грузія ім не падабалася -- ну, пэўна, у Расеі зараз лепш. Гагра заўсёды для мяне была райскім куточкам. І што яны з ёй сатварылі! Гэта трэба ўмець! Вунь ў Батуме жывуць таксама мусульмане-грузіны, але ў складзе Грузіі, і што там сталася! Бадай, самы папулярны курорт на постсавецкай прасторы. Усе зараз ламануліся ў Грузію, ну, а мора зараз толькі ў Батуме. Хоць там і порт, таму экалогія горш, чым у Гагры. Але ж там няма Расеі.
Nina,
сказанае вамі ў апошнім каменце я амаль аднолькава падвынікаваў у 6-й частцы вандроўных нататак па Абхазіі: "Одно несомненно, что коль Москва вмешалась, значит, разруха должна была быть".