Сведения об авторе смотреть здесь.
Дети по своей дурости погибали во все времена, погибают и сейчас. Но я прекрасно помню, как несколько раз погибал сам. Вернее, был на волосок от смерти. А потому показать такой неприятный процесс считаю необходимым на личном примере.
Летние каникулы 1963 года. Впереди столько захватывающих игр! Даже не хочется думать, что через три месяца они закончатся, и придётся идти в пятый класс.
Начало июня выдалось необычно жарким. Гадивлянская детвора бултыхается в Эссе.
Мой одноклассник Вовка Кунчевский со своим двоюродным братом-лепельцем Вовкой Духовичем очищают от камней речное дно напротив пляжа. Нащупывают их ногами, достают и выбрасывают на берег.
Я в очередной раз решил проделать любимое упражнение мальцев – разогнаться по пляжу, набрать в лёгкие воздуха, сходу нырнуть в Эссу и под водой переплыть русло. Разрезаю подводное течение и не знаю, что, быстро настигая меня, по точно такому же маршруту летит большой камень, вытащенный Вовками со дна и с раскачки в четыре руки брошенный в сторону берега.
Я ощущаю подъём дна перед противоположным пляжем – упражнение удалось. И когда нос начинает бороздить донный песок, а макушка ощущает воздушное надводное пространство, мне остаётся лишь задрать голову и сделать желанный вдох. Но я не успеваю. Камень чуть-чуть не долетает до берега и приземляется на моё темечко. Ощущаю удар и роняю голову в прибрежный песок.
Меня тут же подхватывают под руки другие дети и сажают на берег. Понимаю, что произошло. Из головы фонтаном бьёт кровь, стекая по волосам на всё тело.
Приплыли испуганные Вовки. Суетятся. Просят прощения – нечаянно ведь получилось.
Молчу. Не знаю что предпринять. Мной занимаются умные девки. Ведут в реку. Смывают кровь. Прикладывают к окровавленной голове лист лопуха и приказывают прижать его рукой. Подчиняюсь. Сами бегут в ближайшую хату Стёпки и Шурки Шушкевичей. Приносят чистую белую тряпку. Обматывают ей мою голову. Она быстро пропитывается кровью. Мухи роем кружатся вокруг источника приятного запаха поживы. Появляются толстые мясные насекомые. Дабы не допустить откладывания в крови опарышей, на моей голове сооружают зонт из лопухов.
Ушлые девки понимают, что меня нужно доставить в больницу. До неё четыре километра. Ведут в Слободу ближайшей конной дорогой через Салыковщину.
Фельдшер Ефимовна обрабатывает рану, забинтовывает и отправляет домой. Завтра на перевязку.
Дома мамка, охая, соорудила на полу под окном балаган из простыней, чтобы не приставали мухи, и уложила меня спать. Проснулся через короткое время. Боль не очень сильная, но голова идёт кругом. Мутит. Подходит тошнота.
Моё состояние проверила мамка и ужаснулась – весь горю. Измерила температуру. Зашкаливает. Побежала на единственный в Гадивле телефон, вызвала скорую помощь из Слободской больницы. Там Ефимовна снова промыла рану и ужаснулась - вторая дырка в первый осмотр оказалось незамеченной: камень оказался рогатым. Тут же увезли в районную хирургию. Положили.
На протяжении многих дней кололи пенициллин через четыре часа. Мамке с папкой при очередном посещении меня сказали, что был пробит череп, и я находился на волосок от смерти.
Когда выписали, папка забирал меня из больницы на велосипеде. Едем по Забоенью, и он говорит:
- Смотри, как на тебя девочки засматриваются. Понравился ты им.
На что я отвечаю:
- Это им моя забинтованная голова понравилась.
Всё лето проходил с повязкой через всю голову и под бороду. Врачи запретили мочить раны. А как это не сделать купаясь? Сначала залезал в воду по шею. А потом махнул рукой на запрет.
Всё обошлось. В пятый класс пошёл без повязки.
…Может следующим, а может предыдущим летом купались перед Веребской плотиной в омуте Берещи. Всегда ныряли с небольшого обрыва. Чуть выше по течению стоял высокий пень. Решил нырнуть с него. Вскарабкался и бросился в воду вниз головой. Ощутил, как по темечку будто обухом ударили. Вынырнул самостоятельно и сразу стал на ноги. Воды оказалось по пояс. Ноги стояли на каменистом дне. По лицу и затылку текла кровь. Мальцы взялись меня обмывать да затыкать раны листьями кувшинок.
Оказалось, что за все предыдущие разы купанья я не удосужился проверить дно напротив одиноко торчащего берегового пня, как и нырнуть с него. А сообразить ума не хватило, что на коротком расстоянии между обычным местом для ныряния и пнём омут может резко перейти в мель.
Удар был настолько сильным, что мальцы даже не пустили одного меня домой. Повели всей гурьбой в Веребки, но лишь до наших ворот. А там разбежались, чтобы не получить втык от бабули Анэты за недосмотр меня.
Медицинская помощь не потребовалась. Назавтра даже купался, но в Берещу заходил лишь по шею, поскольку голова была обмотана лоскутами специально порванной простыни.
…Когда учился в Гадивлянской начальной школе, каникулы любил проводить в Веребках у бабули Анэты. Там я родился. Там были лучшие друзья.
На моей памяти узкую дамбу весенним половодьем прорвала Береща и соединилась с Веребским каналом. Как раз в устье прорыва мы любили купаться, поскольку там образовался омут глубиной с наш рост плюс вытянутые руки. Ныряли прямо с обрыва дамбы. Было место купанья интересно тем, что сильно ощущалась разница в температуре речной и канальной воды. В омутах Берещи она не успевала прогреваться, а в мелком канале солнце быстро нагревало поток, что делало непередаваемым ощущение в смешанном течении.
Ежегодно после вхождения водных уровней реки и канала в межень размыв засыпали камнями, всякими деревянными отходами и песком. Восстановленная дамба держалась лишь до следующего половодья, а потом смывалась усиленным речным потоком в Веребский канал. В конце концов на размыв махнули рукой. С тех пор то место до сих пор называется Размылое, хоть уже 45 лет как не существует Берещи – убили разработчики торфоучастка «Берещанский мох».
Так вот, в первой половине 60-х ныряли мальцы с размытой дамбы в размыв. Обходилось без проблем. Я же в очередной нырок взял чуть левее обычного места приводнения. Запомнил мгновение, в которое рогатина несётся навстречу лицу и больно ударяет в глаз.
На поверхность вынырнул сам, а на берег вытаскивали мальцы, увидев окровавленный глаз. Потом специально осторожно обшарили дно в месте моего приводнения. Обнаружили растопыренный сук от старого укрепления дамбы.
Также обошлось без госпитализации. Но глазом долго не видел – так заплыл опухолью.
…Был уже чуть постарше, когда в хате друга Вовки Кунчевского взрослые взялись возводить новую грубку. Старую разрушили до основания высотой с полметра от пола. В потолке зияла квадратная дыра для дымохода. Поперёк неё лежала узкая доска. Кто-то из мальцев предложил залезть на чердак через дыру, ухватившись за поперёчную доску. Первым взялся осуществлять замысел я. Мальцы подсадили меня с кирпичного основания. Ухватился за доску и начал подтягиваться. Меня отпустили. Вдруг доска от усилия на одну сторону встала на ребро, сбросив державшиеся за неё ладони. Я кулем свалился боком на край основания.
Дыхание перехватило. Стал на пол, скорчившись в три погибели. Воздух только вдыхался, а не выдыхался. Лёгкие переполнились. Дыхание совсем прекратилось. Даже стон не воспроизводился. Я посинел. Мальцы перепугались. Положили меня на пол.
Постепенно жизнь возвращалась в меня. Понемногу воздух начал выходить со рта. Небольшими порциями взялось восстанавливаться частое дыхание. Через несколько десятков минут я полностью пришёл в себя. Лишь сильно болел бок, и что-то внутри не позволяло нормально дышать. К вечеру был в полном порядке.
В общем, мне повезло. Из случившихся по дурости передряг вышел живым и почти невредимым. А ведь сколько знал случаев, когда мальцам выбивали глаз, да и о смертельных исходах слышал. Но сам лично тех происшествий не видел, а потому и не описываю.
Кто в том виноват? Родители недосмотрели? Школа недовоспитала? Друзья-очевицы не упредили? Нет! Виноват только сам, личная неуёмная дурость. Правда, и друзья причастны к первому и наиболее тяжёлому случаю.
2019.
Читайте мои единственные в мире «Личные мемуары о красной эре».
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Па фота не зразумела, якіх брэндаў пляжныя касцюмы карысталіся папулярнасцю ў 1963 г., ці Гадзіўлянскія аматары водных процедур, апярэджваючы час, практыкавалі нудызм?
Мартин Минчук, на фота Блукач не бачыць нудыстскіх касцюмаў. На нырцы праглядваюцца трусы. Хаця дапускае, што іх на ім не было, бо мальцы з мальцамі, як і дзеўкі з дзеўкамі, купаліся голымі. Калі да каменту, то падколку Блукач не прымае, паколькі пазней увайшоўшы ў лексіку камуністычнага грамадства тэрмін "нудызм" ухваляе як нармальную з´яву.