08 дек 2019 в 08:44 — 5 лет назад

ТРЕТЬЯ ЛЕПЕЛЬСКАЯ СМОЛОКУРНЯ

Тема: Ликбез для обывателей     Сегодня: 1, за неделю: 3, всего: 1638

Сведения об авторе смотреть здесь.

 Ещё в начале 70-х годов прошлого века в Лепельском районе действовал филиал или отделение Полоцкого химлесхоза. В его задачу входила добыча производных смолы из хвойных деревьев и коры берёзы. Занимались этим мини-заводы, именуемые смолокурнями. Непосредственно сосновую живицу собирали люди, называемые подсочниками, а официально – съёмщиками живицы. Сам процесс сбора назывался подсочкой. Собственно говоря, и теперь в сосновых борах часто встречаются плантации, на которых сосновые стволы изрезаны косыми частыми прорезями со сборными воронками внизу. Идёт подсочка.

 Смолокурни же добывали производные смолы из сосновых пней (корчей) и бересты. Процесс сложный. В интернете описан. Напоминает производство самогона. Коротко выглядит так: в процессе томления сырья без доступа воздуха испаряются и отдельно оседают смоляные фракции. Из них впоследствии изготавливается до сотни видов технических продуктов и медицинских препаратов.

 В Лепельском районе действовали три смолокурни. В 70-х годах закрылись все. Причиной стало развитие нефтедобычи. Производные нефти с успехом заменили более трудозатратные и дорогие производные древесных смол. Пример: теперь на смех поднимут того, кто станет утверждать, будто ранее даже обычный солидол делали из смолы. А ведь так действительно было.

 Итак, на Лепельщине успешно работали Гадивлянская, Прудокская и Пышнянская смолокурни. Про деятельность первых двух в районных средствах массовой информации много писали местные краеведы. Это Валадар Шушкевич из Лепеля, Владимир Шушкевич из Москвы, Анатолий Павловский из Боровки, Сергей Ивашкевич из Гродно. А вот Пышнянским смоляным заводам как-то никто не заинтересовался, никто не замолвил слово за него. Пусть это сделаю я.

 Лучше, конечно, было бы поискать старожилов, чтобы кое-что вспомнили о работе Пышнянской смолокурни. Возможно, в будущем так и сделаю. Пока же ограничусь лишь описанием нынешнего состояния этого важного (в не таком уж и далёком прошлом) производственного объекта.

 Найти место Пышнянской смолокурни сложно. С дороги оно ничем не выделяется, спрятавшееся в лиственном лесу за узкой полоской заброшенного поля.

  Точное расположение отмечено на навигационной карте в моём смартфоне. Оно и будет лучшей привязкой к деревне Пышно.

 Если кто случайно и наткнётся на малоприметные фрагменты смолокурни, вряд ли догадается, что там было. Кирпичная кладка являлась фундаментом курени или по-тамошнему «курни».

 Гнилой венец низа сруба и кирпичная кладка с другой стороны холмика – то, что осталось от противоположной стены курни.

 Строение представляло место топки котла, а так же бытовку и одновременно контору предприятия. Через топку отапливался котёл, в котором томились составленные в несколько этажей корчи. Испарявшаяся из них вода вместе со смолой через систему охлаждения типа градирни конденсировалась в смолу и разделялась на фракции, основной из которых считался скипидар. Процесс томления длился несколько суток. Москвич Владимир Шушкевич снабдил интернет фотографией, на которой изображён котёл в процессе перезагрузки на Гадивлянской смолокурне.

 Кирпич с отлитым штампом, означающим огнеупорное качество, несомненно, остался от котла.

 В разных местах из земли торчат два крепёжных пасынка.

 После отделения скипидара по системе лотков второсортные производные томлённых корчей распределялись по деревянным бочкам, закопанным в землю. После изымались для последующей переработки. Бочки настолько просмолились, что с трудом поддаются гниению на протяжении вот уже четырёх десятков лет. На Пышнянской смолокурне я обнаружил три таких резервуара.

 Во времена курения смолы малоценные отходы растекались по окрестностям, образуя огромные лужи. Они загущались и становились капканами для зверей и птиц. Смоляные разливы давно рекультивировались и стали невидимыми – покрылись дёрном. Однако дикие свиньи по запаху находят их и роют ямы для купания в песчано-смоляной грязи. Таким образом избавляются от блох, которые удирают со шкуры, не вынося запаха жжёной смолы.

 Признаться, в летнюю пору я не нашёл бы место Пышнянской смолокурни, небольшие фрагменты которой маскирует пышная зелень деревьев и травы. Помогла осень: листва осыпалась, трава пожухла.

 Продукцию со всех трёх лепельских смолокурен свозили на склад химлесхоза. Контора его находилась там, где теперь гортоп. В 60 – 70 годы начальником был еврей Плавник. Склад же располагался на пустыре между улицей Деповской и железнодорожной веткой, уходящей от вокзала на комбикормовый завод. Для хранения смоляной продукции стояли огромные бочки. Сама же смола сливалась в яму в земле типа силосной. Однажды в 70-е годы смола загорелась. Огромный чёрный столб дыма поднялся над городом. Сквозь него даже с окраин видны были языки пламени, рвавшиеся к небу. Обыватели со всего Лепеля сбежались смотреть невиданное зрелище. Я был в их числе. Продолжался ад много часов. Вода примитивной пожарной команды эффекта не приносила, а пены тогда не было. Потух пожар, когда смола вся выгорела. После склад не восстанавливали. Со временем его сровняли с землёй. Вполне возможно, что это техногенное бедствие и поставило крест на деятельности лепельских смолокурен.

2019



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





08 дек 2019 в 15:53 — 5 лет назад

Валодзя Шушкевіч (маскоўскі) паправіў, што на старым здымку ідзе не перазагрузка а рамонт катла, аб чым сведчаць рыштаванні. Ад няспыннай эксплуатацыі ён прагараў і патрабаваў рамонту. А загрузка катла праходзіць вось на гэтым здымку:

Злева направа: Ніна Шушкевіч, Оля Шамшур, сам Валодя Шушкевіч, яго маці Еўдакія Шушкевіч, Вася Шамшур. Усе яны - жыхары міні-пасёлку пры Гадзіўлянскай смалакурцы.



08 дек 2019 в 16:03 — 5 лет назад

Блукач, ад пней заставаўся попел ці вуголле?

Смаляны пажар у Лепелі адбыўся, мусіць, напярэдадні рэвізіі. Ці не ўзімку ?



08 дек 2019 в 16:15 — 5 лет назад

Ніякі замежны фотакрытык не зраумее пару года па адзенні і абутку людзей на апошнім фота.

1


08 дек 2019 в 18:36 — 5 лет назад

Мартин Минчук, карчы ў катле не гарэлі, а таміліся, г.зн. з іх ваду разам са смалой выцягвалі ў выглядзе пары, бы пры гонцы самагонкі. Нават працэс называўся гонкай, а работнікі катлоў - гоншчыкамі (афіцыйна). Таму пасля гонкі карчы не маглі ператварацца ў попел, а заставаліся ў той жа форме, толькі ператвараліся ў вугалі. Ну, а далейшы лёс вугалёў - прымяненне іх у выглядзе вугальнага паліва, выкарыстанне ў медыцыне...

Смаляны пажар у Лепелі адбыўся ў цёплы час году. Пра магчымае хаванне растратаў ад рэвізіі тады не казалі.

Гледзячы на верхняе адзенне сфатаграфаваных юных смаляроў, можна меркаваць, што на старым здымку не лета, на абутак - не зіма. Адным словам - беднасць. Каб вызначыць эпоху, трэба ведаць узрост дзяцей. Назаву іх год нараджэння: Ніна Шушкевіч - 1950, Оля Шамшур - 1956, Валодзя Шушкевіч - 1952, Вася Шамшур (босы) - 1954.

Слава КПСС!

2


08 дек 2019 в 18:49 — 5 лет назад

Мартин Минчук, бачу, што ты не надумана цікавішся гардэробам савецкіх дзяцей эпохі Юры Гагарына. Таму пакажу яшчэ два здымкі таго самага квартэту юных смаляроў.

1


08 дек 2019 в 19:00 — 5 лет назад

Мартин Минчук, упусціў важнае тлумачэнне да здымкаў. Зробленыя яны ў гадзіўлянскай Смалярні (так называўся рабочы міні-пасёлак з чатырох хат пры смалакурцы. Аднак прыйшлі мне з Масквы - даслаў мой сябра дзяцінства Валодзя Шушкевіч.



09 дек 2019 в 18:29 — 5 лет назад



09 дек 2019 в 21:36 — 5 лет назад

Виктор Пралич, дык а ты нічога не напісаў.





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 2 дня назад,   за неделю: 259 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ