Сведения об авторе смотреть здесь.
Нет такого человека, кто бы ни посмотрел беларусский фильм «Белые Росы». Говорит там привлекательная девушка дедушке: «Не горюйте вы так о своей деревне, она же бесперспективная!» На мой взгляд, бесперспективных деревень не бывает. У каждого человека с той или иной местностью связана судьба, каждого тянет на свою родину, где живут его родители, его воспоминания о счастливом детстве. Перспективность родного уголка зависит только от каждого из нас.
Субботним утром 2005 года Гадивля встретила туманом. Жителей не видно, но это понятно: каждый занимается своим хозяйским делом. Надо картофельную ботву скосить, скотину домашнюю накормить, рожь привести в порядок: намедни приехал комбайн и сжал все частные сотки.
- А всем ли? – спрашиваю.
- Тому, кто трудолюбив, сжали, а тому, кто бока на печи пролеживает и ничего не сажает, кроме лысины и жать нечего, - отвечает шуткой одна бабушка.
Далее велосипед чуть не наехал на стадо. Одна, две, три…
- Что так мало? – возникает вопрос. – Лишь пять рогуль насчитал.
- В деревне рогатых красавиц шесть, - отвечает местный пастух Василь. – Однако одну сам хозяин пасёт. Мне вот «пяток» достался. Только это не смущает: не в количестве, а в качестве главный козырь. Каждая даёт столько молока, что семье с лихвой хватает, и свояки с собой могут в город взять.
- К празднику готовишься?
- А как же! – смеётся. - Ещё с песнями петухов жену к соседям за бигуди отправил, пусть накручивается, компания мне нужна надлежащая.
И действительно праздник деревни для Гадивли – это значительное событие. Как пошутил один из местных жителей: «Такое, как комета какая, раз в семь лет прилетает. Пропустить праздник ну никак нельзя».
Последний праздник для Гадивли проводили в 1997 году. Тогда в деревне имелось 25 дворов и 35 жителей. С тех времён много чего изменилось: одни хаты отпустили своих жильцов в далёкие города, иные поутру не дождались тёплого огонька в печах и на следующий день отправили хозяев в последний путь на Лысую гору.
Однако, как бы там ни было, деревня живёт и сегодня у неё праздник. А это не только красивое слово, сборище гостей с угощениями, вкусные блюда и напитки на столе. Это ещё и откровенные беседы, весёлые песни, танцы под гармошку. А самое главное – это люди: собеседники, свояки и соседи, которые в каждую минуту готовы поделиться последними новостями, своими жизненными невзгодами и радостями.
Душевными словами встретила гадивлян ведущая праздника Алла Подобед. И слова эти летели у неё от сердца:
- Кабы не любила эти места, кабы не уважала здешних жителей, то и не увидели бы меня вы тут.
И действительно называют с доброй улыбкой Аллу Францевну «штатной» ведущей. Сама коренная велевщанка, однако судьба сложилась так, что пришлось выбраться работать учительницей белорусского языка и литературы в Бобровскую среднюю школу. Там жильё дают, и условия для жизни, пожалуй, лучшие, однако не отпускает прикипевшая душа от родных кругозоров, ни один праздник без неё не обходится.
Сначала организаторы праздника коротко напомнили жителям и гостям про историю деревни. А она богатая. По письменным источникам деревня известна с начала ХХ века как застенок Гадивля Волосовичской волости Борисовского уезда Минской губернии. Было в те времена тут четыре хозяйства и около 20 жителей. Деревней застенок стал в конце 30-х годов. Тогда сгоняли жителей окрестных хуторов в одно место. При выборе бедолагами поселения перспективой считалась близкая смолокурня как возможность трудоустройства. На ней производился уксусный порошок, древесный уголь, скипидар, дёготь.
Жили плохо. Однако из колхоза не убегали, работали надлежащим образом.
Постепенно прекратили лесосплав по Эссе. По зыбким пескам и болотам проложили кривую гравийку. Построили бетонные мосты. Позже одели грунтовую дорогу в асфальт аж до Велевщины. Жить в придорожных деревнях стало любо. Однако всё равно звонкоголосая детвора, от которой когда-то в Гадивле негде было деться, вырастала и разъезжалась на все четыре стороны, лишь бы подальше от колхозного рабства. И всё же не забывают дети своих родителей: как же их не посетить в такой праздник?
Невозможно представить Гадивлю без семьи Алексея и Эмилии Якубовских. Они известны всей округе своей гостеприимностью.
Их соседи Леонид и Мария Рудаки любят порядок и во дворе, и в доме. Всё у них досмотрено, ухожено.
Хозяйственности любого из гадивлян можно позавидовать. Вручали на празднике не только подарки, но и присуждали лучшим усадьбам почётное звание «Дом образцового быта». Именно Эмилия Якубовская, а так же Лидия Стельмах будут с гордостью смотреть на бело-голубые таблички с броской надписью.
Тяжело горожанину жить сельской жизнью. Нелегко и самим сельчанам, однако в том они видят определённую привлекательность: встать ни свет, ни заря, вдохнуть животворного воздуха, полюбоваться рассветом – и за дело. И так изо дня в день, из года в год. С течением времени жизнь начинает казаться размеренной и обыденной. Елизавета Кунчевская и Дмитрий Майзус, Нина и Виктор Казаки к такой жизни приспособились и себя без деревни представить не могут. Живут они по-соседски, по-дружески. Да и чего ссориться хорошим людям?
Анна и Михаил Пшенко в Гадивле живут ещё мало: переехали сюда год тому назад. И хотя говорят, что соседей не выбирают, но, видно, сама судьба подсказала им поселиться по соседству с чудесными женщинами Лидией Стельмах и Ефросиньей Гордеевой. Им всем вместе веселее, тем более что Анна Пшенко знаем много народных песен, частушек и потому является участницей народного коллектива «Аношки». Существует он при Велевщинским клубе. Собрались в нём женщины, действительно болеющие за местное фольклорное наследство. Просто созерцателей там нет: не находишься из других деревень ради любопытного интереса. А почти все участники живут в разных деревнях. Объясняют своё увлечение так:
- А нам что? Дарим людям радость и себе тем годочки продлеваем по типу песни: «А мне дед гаварыць: баба весяліся, бульбы многа, хлеба многа, баксы завяліся».
И действительно, веселости и резвости бабусь можно позавидовать. Ни один праздник в околице без них не обходится. Ездили женщины в этом году даже в сам Витебск на праздник «Славянский базар-2005». Так на старости лет объединяются таланты, а помогает им в том заведующая клуба Зинаида Славецкая. Кстати, именно она вместе с библиотекарем Велевщинской библиотеки Анной Демко взвалили на себя самый большой груз по организации праздника: собрали артистов, накануне мероприятия обошли каждого жителя Гадивли, пригласили на торжество, расспросили про жизнь, ежедневные проблемы.
Гадивляне - люди добрые, участливые, всегда помогают друг другу, поддерживают в трудную минуту, просто проводят досуг ха нехитрыми разговорами, короткими встречами. Любят возле автолавки поделиться ежедневными заботами Ольга Ильинична Шушкевич, Ольга Ивановна и Геннадий Романович Юхновские, Иван Иванович Пшенко, Михаил и Нина Пытько. Хотя у них и разные судьбы, однако поговорить есть о чём. Что говорить, бывает и поссорятся, поскольку характеры далеко не одинаковые, но есть у всех и общее – любовь к родной деревне, к труду и к односельчанам.
Никто не скажет, что Гадивля бесперспективная. Есть в ней и «молодые кадры». Не устроили бы гадивляне праздник без помощи Александра и Натальи Кругликов. Александр работает лесником, охраняет родную природу, а Наталья охраняет семейное благополучие.
Про пастуха Василя я уже вспоминал вначале. Для него праздник как для любого сельчанина – это единственное и неповторимое, что останется в памяти на многие года.
Поздравляли гадивлян под пение ансамбля народной песни «Вербніца» из деревни Слобода. На жаль, не все участницы вокального коллектива смогли приехать на праздник Гадивли. Были тут лишь две его представительницы: библиотекарь Слободской библиотеки Светлана Придатко и художественный руководитель Слободского клуба Инесса Лябик. Ансамблю уже более 15 лет, и ни один крупный районный праздник не проходит без его участия. Светлана и Инесса своим хорошим настроением украсили сельское торжество.
Мне как случайному участнику редкий праздник запомнился на всю жизнь. Тем более, то же может уверенно сказать каждый из жителей Гадивли. Но большинство из участников торжества этого не скажут, поскольку за 15 прошедших лет переселились на Лысую Гору. Назову их: пастух Василь Шушкевич, Леонид Рудак, Нина и Виктор Казаки, Михаил и Иван Пшенко, Елизавета Кунчевская, Дмитрий Майзус, Михаил и Нина Пытько, Алексей Якубовский.
На образованном в последнюю войну кладбище уже появились семейные колонии поселенцев.
Ничего не попишешь, такова жизнь. Пусть ещё долго живут оставшиеся в живых гадивляне. Сегодня на восьми дворах их обитает 17. Оживляют жизнь Гадивли и 12 дачных хозяйств.
2020
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Жили плохо. Однако из колхоза не убегали, работали надлежащим образом..... лишь бы подальше от колхозного рабства. Блукач, НЕПОНЯТНО! То местный авторитетный пастух вспоминает как с рабов гроши на память собирал, но вышестоящие царьки его грабеж присвоили себе, то тот же пастух с другим пастухом бухнули не у раба.... Так было ли рабство то? Или была справедливая советская власть которая дала тебе образование, квартиру и прочее?))) ПРОЯСНИ!
Александр Чеботарь, не прыкідвайся прастаком. Табе ўжо даў адпор той, каго ты маеш на ўвазе.