Сведения об авторе смотреть здесь.
Жизнь моя прошла и проходит далеко от Лепельщины. Однако меня всегда интересовали дела лепельские, поскольку моя мама одно время работала в этом озёрном краю. Поневоле ей довелось провести здесь и войну. Вкратце дело было так.
Звали маму Любовь Никоновна Вертелко. В 30-е годы закончила университет в Минске. Работать направили в Лепельское педучилище. Преподавала историю и немецкий язык.
Во время оккупации жила в деревне Забелье. По заданию партизан бригады Заслонава преподавала в сельской школе. Через одежду учеников передавала секретные сведения заслоновцам. После войны снова преподавала в Лепельском педучилище. По возвращении папы из Берлина семья переехала на его родину - в город Каменск-Шахтинский Ростовской области.
Я чту память родителей, соответственно и Лепельщину, где они поженились и родили старшего моего брата Шурика. Поэтому это своё воспоминание посвящаю вашему озёрному краю.
Дело происходило в Каменске-Шахтинском, хотя подобное случалось повсеместно.
Фамилий не называю, ибо у моих героев есть дети и внуки тоже. Пусть будут с чистыми душами.
Вернувшись с "северов", где по распределению работал в школе и детском доме, устроился преподавателем биологии и химии в ГПТУ-46. Спокойно идёт учебный год. Весна. В конце марта - заключительный курс по биологии: "Возникновение и развитие жизни на Земле". Две пары отведено на три теории: дарвиновскую, космогенную и божественную. Заканчиваю лекции. Спрашиваю, есть ли вопросы.
С "камчатки"Саша Л. тянет руку:
- Анатолий Александрович, скажите, а бог есть?
Аудитория замерла - всем интересно. Ну что ему ответить?
Я атеист (тогда был), но сказать можно только правду. И я её изрекаю:
- Ребята, это и есть основной вопрос философии, что первично: материя или сознание? Ответа пока нет. Если бы я верил в бога, то никто не смог бы мне доказать, что его нет. Но так как я не верю, то нет такой силы, которая меня убедит, что бог есть. (Нашлась такая сила, но это отдельная тема). Поэтому вопрос веры или неверия каждый для себя решает сам, на основе своего жизненного личного опыта.
Я бы и сейчас так же ответил. Тут нужно ещё одну линию показать.
Страна готовилась к 35-летию Победы. Брежнев "написал" книжицу "Малая земля". В общем, с помпой готовились отметить эту дату. И директор училища (я был неплохим фотографом) попросил меня сделать новую доску участников войны, работников училища - их тогда много ещё трудилось. И добавил:
- Вот только К. вроде бы не воевал.
Этот К. был полковником в отставке и одновременно секретарём партбюро, преподавал НВП (был такой предмет - начальная военная подготовка).
Я начал работу. Всех сфотографировал, потом сходил в военкомат и спросил о К. Начальник какого-то отдела порылся в своих бумагах (там досье на каждого) и сказал:
- Нет, он не воевал, учился в училище.
Я все отпечатки сделал, а его - нет. И неудобно мне сказать, что он лжеветеран. Стыдно. Поэтому говорю, что плёнка засветилась, или перепроявил её.
В общем, летом, на каникулах, вызывают меня как-то в военкомат. Захожу в ворота. Пусто во дворе. Моложавый мужчина в шляпе представляется:
- Я полковник КГБ Б. Вы можете нам уделить час времени?
- А почему нет? Конечно.
Посадили меня в закрытую машину и повезли.
Занимался мной капитан И. Первым делом, задал вопрос:
- У Вас есть враги в училище?
- Ну, какие у меня враги? Вот возможно К. злится, что я ему фото не сделал.
А сам подумал: вряд ли под дверью аудитории подслушивал этот К. Скорее всего в разговоре кто-то из пацанов сказал ему примерно следующее: «Вы говорите, что бога нет, а вот биолог нам сказал, что на этот вопрос наука пока не нашла ответа». Он и взял на карандаш. И отомстил за то, что перестал быть ветераном благодаря мне.
Надо сказать, что к ветеранам я отношусь с особым пиететом. У меня и отец воевал с Финской войны и до Берлина, и шестеро родных дядьёв окопную жизнь прожили, двое не вернулись. Поэтому я и сегодня ненавижу, когда всякие из себя героев строят, просидев где-либо в тылу, или вообще там и близко не побывав.
Больше капитан вопросов не задавал на тему врагов. Зато стал уличать меня в антисоветчине. Зачитал из заявления на меня, что, мол, пропагандирую религию в училище, среди учащихся. И ещё много в папочке у капитана бумажек оказалось, десятка два-три: где какой анекдот у пивной бочки рассказал - всё пронумеровано, подшито. И ещё как советскую власть хаял: говорил, что пресса лакирует действительность, принижал роль Красной Армии и говорил, что американцы нам много грузовиков поставили, и танки - тоже. А не только тушёнку, но и её много... В общем, всё-всё-всё капитан из бумажек цитировал.
А память у меня на лексические построения была хорошей тогда. Он зачитывает, а я отмечаю: это такой-то, с ним разговор был, а это - полковник такой-то, с ним водочку пили 8 мая, кстати, Герой Советского Союза… В общем, всех своих информаторов он мне "сдал". А потом сказал:
- Читайте работу Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", - он там доказал, что бога нет.
Из училища пришлось уволиться. И не мог по специальности работу найти, хотя вакансий имелось много. Были при горкомах КПСС "Советы директоров". У них хранились "чёрные списки", в которых значился и я.
Киномехаником поработал, но мало платят: 70 рублей. Пошёл на кирпичный завод выставщиком. Это из горячей печи обожженный кирпич на электрокару грузить и на плац выставлять.
Потом умер Брежнев. Иду как-то после ночной смены, навстречу этот И. (уже майором стал).
- Привет, Анатолий, как дела?
- Нормально.
- А ты знаешь, что Андропов стал Генеральным секретарём? Он нас на совещание всех собрал и сказал, что мы сами антисоветчиков делаем, и это надо прекратить. Так что ты свободен.
В субботу это было. А в понедельник - из одной газеты звонок, из другой... На работу приглашают.
Был Андропов Председателем КГБ - ему нужно было много "антисоветчиков". Стал Генеральным секретарём - приказал закончить коллекционировать их. Знал ведь, что всё это липа липовая. Да и нужность и важность свои больше не надо никому доказывать: сам - наиглавнейший начальник в СССР.
Вот как прокомментировал это моё воспоминание генерал-майор КГБ (АФБ, МБР, ФСК) в отставке Евгений Вадимович Савостьянов:
- Простой и, может быть, самый наглядный пример: Владимир Высоцкий. Сотрудники Лубянки обожали его песни. Но проблемы с выступлениями, загранпоездками ему создавали. Причина в том, что КГБ - лишь исполнительный механизм. Тон задавало идеологическое плечо ЦК во главе с Сусловым. Умер Суслов, умер Брежнев, и влияние матёрых догматиков упало. Андропов навязывать лишние ограничения и гонения не продолжил. А на выступлении дал понять, что за такое фуфло будут не "звёздочки", а "клизмы". Не преувеличивайте роль спецслужб. Они как хорошая собака: кусают только того, кого велят. Если кусают без разрешения, то их либо наказывают, либо нет, но это тогда признак деградации политического руководства.
2021
НРАВИТСЯ 2 |
СУПЕР 4 |
ХА-ХА 1 |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Аўтар падзякаваў за публікацыю:
Для аўтара зрабіў здымкі дома №21 па вуліцы Маркса, дзе кватэравала яго маці падчас працы ў Лепельскай педвучыльні:
Анатоль, дзякуй за ўспамін. Мемуар пра твайго бацьку змяшчу ў блог напрыканцы сакавіку ці ў красавіку.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, гэта нейкі былы шляхетны дом?
БАРЫС вАлосаЎскі, дом відавочна даваенны. Яго гісторыю не ведаю.