Сведения об авторе смотреть здесь.
Бог в моей жизни присутствовал с малолетства. В Михалово у обеих моих бабуль в хатах в красном углу висели иконы – божнички, украшенные вышитыми ручниками.
Баба Марыля почитала христианского бога. А у бабы Проски Иисус дружил с языческими богами. С Иисусом на устах она лечила детей и животных, а с языческими богами собирала цветы и травы.
И несмышлёной девчонкой мне легко было поверить в бога Солнца – Ярилу, потому что я видела солнце; или в Перуна – бога-громовержца, поскольку бабуля, когда сердилась на кого-нибудь, предрекала:
- А каб цябе Пярун забіў!
Ещё хорошо помню Лёлю, Вечёрку, Денницу, Макошь, Зюзю, Зничку. Они воплощались во что-то видимое, понятное. А Иисуса я видела только на иконке. Хотя бабули и утверждали, что он – главный, потому что им сотворён мир – земля и небо, свет и тьма, моря и реки, горы и леса.
- Вось глядзі, унучачка, кветка. Ты яе бачыш. И траву, і дрэвы. Гэта ўсё стварыў гасподзь, - учила меня баба Проска.
- І чалавека, - вторила ей баба Марыля.
- І вас, бабулі? – сомневалась я.
- І нас, і цябе.
Против таких аргументов возразить было нечего. И цветы, и траву я видела. И даже могла потрогать. И начинала верить.
Но когда пошла в школу, учителя не только учили читать и писать, но и убеждали, что бога нет и не было. И дедушка Ленин говорил, что религия – опиум для народа.
И таяла моя, как облачко на небе, чуть зародившаяся вера. И вот уже я горячо доказывала бабулям, что бога нет, и верят ему лишь древние неграмотные старухи.
И когда доводила бабуль до белого каления, они вновь и вновь рассказывали, как бог спас моего отца и как вернул с войны деда Прокопа, и как лечил меня от жабы-грудницы. Далее вспоминали о том, что подарил мне куклу, о которой я мечтала.
Но всё равно я сомневалась. И верила, и не верила. И думала: если бы не было бога - и Пасхи не было бы. И не красили бы яйца, и не пекли бы куличи. И не улыбались бы люди в этот день друг другу, и не христосовались бы:
- Хрыстос уваскрэс!
- У ісціне ўваскрэс!
И даже учителя, утверждающие, что бога нет, и выгоняющие нас, пионеров, с всенощной из церкви, красили яйца и пили в учительской чай с куличами. Я подсмотрела.
А Рождество Христово? Бабули убирались в хатах, скоблили полы, белили печи. Красивые плетеные корзинки выкладывали сеном, украшали бусами и ленточками – дарами волхвов. Готовили разную вкуснятину, приглашали гостей. Ждали Вифлеемскую звезду. Было шумно, весело и таинственно. И казалось мне, что вот-вот я увижу его – доброго, милосердного, всепрощающего, живого бога.
Пролетело беззаботное детство. Наступила золотая юность. А я так и не определилась с верой. Уехала в большой город. Закружило, заворожило меня свободное молодое счастье.
Бегала в театральную студию.
Занималась танцами. Пела и много смеялась. Дядька Иван, у которого жила, говорил:
-Нашай Тамарцы пакажы палец – смяяцца будзе.
И для убедительности выставлял палец. И я хохотала до упада, так мне было хорошо и радужно.
Про бога напоминали бабули, когда приезжала к ним на выходные, встречали и провожали с молитвой. Заваривали травку, его именем крестили перед сном, укрывая одеялом. Крестили на дорожку. Беспокоились:
- Казаў Іван, занадта многа смяешся. Гэтак, унучачка, не трэба, не маленькая ўжо. Скора замуж выходзіць, а хто пустасмешку возьме?
- Ага, дасмяешся, дзетка, да бяды, - подхватывала бабу Марылю баба Проска, хотя и сама была не прочь посмеяться.
Наверное, чувствовали что-то мои бабули и предостерегали меня. Но я, весёлая и безбашенная, хватала их под руки и кружилась, кружилась… И, уезжая, забывала и про бога, и про их наставления.
Вспомнила только, когда заболел мой горячо любимый папка. Дала о себе знать старая рана. Открылась гангрена. И после двух тяжёлых операций он умер. И так мне было больно и горько, что я перестала смеяться. Как отрезало. Правы были мои бабули – бог не любит пустосмешек.
А потом один за другим стали уходить мужчины нашего рода, как со стороны матери, так и со стороны отца. Я плакала, а бабули утешали:
- Бог даў, бог і ўзяў.
А я не могла понять, почему бог забирает тех, кого я люблю, и кто любит меня. Или его нет, или он недобрый и несправедливый.
Замуж я выходила царевной Несмеяной. Строгой и печальной. За нелюбимого.
Уехала с ним на Север. Про бога решила не думать и не вспоминать. Пока в мой дом опять не пришла беда. Заболел мой сынок болезнью неизлечимой.
И померк белый свет. И обрушилось небо. И стала я как кукла Лиза – вроде живая снаружи, но мёртвая внутри.
Ушёл из семьи муж. Но рядом были бабули:
- Маліся, птушачка, прасі ў бога прашчэння. Кайся.
Не понимала, за что я должна просить прощение. Но, плача, просила и каялась. Однако бог не слышал. А если слышал, не прощал.
А бабули вновь:
- За грахі нашы цяжкія…
Не знала я за собой грехов. Разве что когда смеялась и пела, радуясь жизни?
- Это мой грех? – спрашивала я бабуль.
- Не спрашывай і не думай – проста вер, унучачка, - был ответ.
Ушли уже мои бабули.
А я живу и сомневаюсь. И не могу не думать. Если бог есть, то почему он допускает болезни и страдания? И почему именно мне выпала такая судьба? Расплата за счастливое детство и беззаботную юность?
А зачем на земле войны? Зачем бог наделяет властью (вся власть от бога) людей, которые вместо того, чтобы служить народу, унижают его?
И зачем рождаются на свет божий злые, жадные и лицемерные?
Зачем хамы, бездари и скудоумные живут, пируя на костях, а добрые и порядочные гнут спину за гроши?
И как такое может быть, что зло побеждает Добро?
Если ты есть, ответь, господи!
Но в ответ – тишина. И снова я то верю, то не верю. То взываю, то ропщу. И вспоминаю родных бабуль. Их вера была светла и праведна. Они жили - как верили, а верили - как дышали.
Истинно говорят:
- Блажен, кто верует.
* * *
Но всё ещё надеясь на прощенье,
Я в вере праведной ищу спасенья
И на колени падая, взываю к богу: каюсь!
Неистово молюсь и снова сомневаюсь,
Душою грешною ропщу
И оттого отчаянно рыдаю,
И светло грущу.
* * *
Я писала судьбу рукописной строкой,
Я жила нараспашку,
Беззаботною детской рукой
Свою жизнь доверяла ромашке.
.
Умывалась хрустальной росой,
За грозою вдогонку бежала
И весёлой девчонкой босой
Я мечты красной лентой вязала.
.
Но однажды беда постучалась в мой дом –
Перестала планета кружиться,
И заплакало небо печальным дождём,
И обуглилось сердце зарницей.
.
И померк навсегда белый свет,
И душа закричала от боли -
Леденящий безумный рассвет
Ветром злым напророчил мне долю.
.
И замёрзли цветы на окне,
И в тоске бесконечной
Заблудилась звезда в тишине
И исчезла предтечей.
.
Потеряла я нить от судьбы
И себя потеряла,
Средь холодных снегов голубых
От тоски навсегда умирала.
.
Но последний свой делая шаг,
Сердце к богу воззвало,
Сокрушилась мольбою душа:
- Помоги мне, господь, отыскать,
Что так долго во тьме я искала!
2021
НРАВИТСЯ |
СУПЕР 3 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ 2 |
Лучший комментарий
КИКИ, быль. У 90-х нападпітку чаўночыў з Піцера. Язык развязаны. Плацкарта, вядома, звярнула ўвагу на беларускамоўнага беларуса. Пачалася палеміка за палітыку. І я, ужо расчараваны ў сваёй змагарскай дзейнасці, заявіў, што беларусы ніколі не будуць нармальна жыць і назаўсёды застануцца пад прыгнётам, бо сам па сабе народ дурны. Вагон аслупянеў: так кажа відавочна карэнны беларус! Ісцінныя беларусы, якія ні слова не ўмелі сказаць па-беларуску, хацелі мяне набіць. Небеларусы адцягнулі забіякаў ад беларуса. Жарсці сціхлі.
Другі падобны прыклад. Дзесьці прыкладна ў той час у прыватнай хаце па вуліцы Савецкай за сумеснай п?янкай забілі сабутэльніка Колю Пшонку, майго суседа. За што, ніхто толкам не ведаў. Пасля пачуў, што на судзе забойца заявіў: падняў руку на таварыша за тое, што той назваў беларусаў дурнымі.
Выснову няхай робіць кожны чытач у меру свайго менталітэту.
- Трапна напісала, - сказала Блукачыха. - Адным махам умела жыццё сваё з верай у бога звязала. І ўсё ж у бязбожжы ніхто Блукача не абскача.
Марачка, что-то ты галопом по Европам поскакала. Я мечтал наслаждаться мемуарами про Михалово ещё пару пятилеток, а тут такой облом ... . Давайка вернись хотя бы в 5-й класс и опять всё по порядку, с чувством, с расстановкой про танцы-шманцы, успехи в учёбе, комсомольскую активность, участие в самодеятельности и претворении планов КПСС, и т.д. .
Блукачыха мой первый ценитель, и я уже знаю, что если понравится ей, будет по нраву и другим.
Правда, не всем. Вот, например, Бигмарку, который утверждает, что не читает моих опусов, но тем не менее сочиняет вот такие комментарии: "тебе просто нравится быть несчастной. Что б тебя жалели, тебе помогали. Чтобы самой ничего не делать. И никакие доводы и извинения из твоей толстой и комфортной шкуры не вытянут. Тебе так уютнее"
Отвечаю Бигмаркам и иже с ним: Нет, мне не нравится быть несчастной, как впрочем и любому разумному человеку. Я мечтала быть счастливой, но так распорядилась судьба.
Да, мне хочется, что бы меня жалели и помогали, потому что я устала так, что порой хочется сдохнуть. Только вот закавыка, чужая помощь это такая непредсказуемая штука, как палка о двух концах. Есть такие, что помогут, а потом хотят, что бы благодарила их деннно и нощно в полусогнутом состоянии, а то чтоб и назад вернула эту помощь, да ещё с процентами.. И это так унизительно., что давит грудь, сжимает горло, и морозит душу.
И, да, кожу я нарастила за жизнь толстую, как защиту от Бигмарков, иначе бы не выдержала, когда надо было по ночам носить на руках парализованного ребёнка подышать свежим воздухом, потому что днём Бигмарки тыкали пальцами и ехидно смеялись.
Но, слава Богу, он меня всё-таки услышал, и простил, сынок мой встал на ноги, и теперь он моя опора и защита. Думаю и стакан воды подаст, когда понадобится.
Но человек, такая тварь неверующая, что я сомневаюсь до сих пор. Хорошо Блукачу, его Советская власть отвратила от веры во младенчестве.
Мартин Минчук, ну, извини, накатило. Обещаю исправиться.
КИКИ, так, мне добра ад таго, што савецкая ўлада зрабіла мяне злосным бязбожнікам - не веру ні ў бога, ні ў чорта, ні ў прывіды, ні ў насланнё. Таму пры неабходнасці без страху начую на кургане - брацкай магіле прашчураў, у пушчы, што кішыць нячысцікамі і звяр´ём. Я - рэаліст.
Яшчэ больш лютасці адносна веры ў мяне ўсялілі лепельскія папы, калі павялі непрымірымую вайну з маім Цмокам і са мной як стваральнікам гэтай міфічнай істоты, якая стала адной з галоўных славутасцяў Лепеля.
Павер мне: бязбожніку-рэалісту жыць нашмат лягчэй, чым не толькі зацятаму верніку, але і таму, хто пакуль вагаецца.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, не манi. Усе бачылi фота, дзе ты скокi скакау вакол скульптурнай выявы Пяруна, i сякеру на шыi носiш -- паганец ты, самы сапраудны.
Мартин Минчук, так, я паважаю паганскія звычаі. Шкада толькі, што ты не заўважыў у маіх тэкстах тое, як я іранічна называю сябе паганскім атэістам. Таму разумею і выраз "я - православный атеіст", з якога свет смяяўся. А я не смяяўся, і тлумачыў, што ён бы і аналагічнае маё выказванне: "я - паганскі атэіст" азначае што я - бязбожнік, але паважаю паганскую веру. Так што да сапраўднага паганца мне далёка. Дый быць ім не хачу, бо тады буду грому баяцца дый усялякіх вадзяных, лясных ды балотных нячысцікаў. А так у якасці паганскага бязбожніка смела дурнюся, што ўсе яны мае сябры.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, дарэмна саромеешся. Я добра ведаю, што сапраудныя паганцы на матацыклетах легкавушкi не тараняць, бо яны кiруюць сапрауднымi Цмокамi. А тваiм скокам навукоуцы далi назву неапаганства. Ну i можа ёсць сэнс сякеру памяняць на дулю (што хаваюць у кшэнi)?
Мартин Минчук, не люблю пустых палемічных спрэчак, ад якіх трашчыць "Отклік".
КИКИ, лаві чарговы камплімент:
А ад сябе асабіста віншуе цябе з жаночым святам. Што тычыцца характарыстыкі тваіх твораў, яе за мяне дае Блукачыха.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, поймала, спасибо. И тебе, и почитателю, и Блукачыхе. И всем, всем, всем, кто читает. После таких слов хочется писать, писать, и писать... И уже всплывают новые сюжеты, только осталось схватить их, чтоб не убежали из памяти и перевести в твой блог.
И отдельное спасибо почитательнице с Боровки, Надежде, и моё ей поздравление с праздником. А то я не сообразила взять у неё номер телефона. Надя, лови и ты.
КИКИ, былі б усе пенсіянеркі такімі свядомымі, бы ты і Надзя, грамадства не ведала б праблемаў у сваім развіцці. Аднак таму перашкаджае значна меншая частка тупых ці агрэсіўных тормазаў, што добра бачна па кантынгенце сайту.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, частка меньшая, а тормозит так не по-детски, что большинство не может дать им ладу. Послушать,, ну такую безглуздицу несут, что диву даёшься, что у людей в головах.
Яркий пример тому: "ты вирус видешь, и я не вижу, значит его не существует"
Отношения прям, как у меня с Господом. И было бы смешно, если бы не было так грустно.
КИКИ, быль. У 90-х нападпітку чаўночыў з Піцера. Язык развязаны. Плацкарта, вядома, звярнула ўвагу на беларускамоўнага беларуса. Пачалася палеміка за палітыку. І я, ужо расчараваны ў сваёй змагарскай дзейнасці, заявіў, што беларусы ніколі не будуць нармальна жыць і назаўсёды застануцца пад прыгнётам, бо сам па сабе народ дурны. Вагон аслупянеў: так кажа відавочна карэнны беларус! Ісцінныя беларусы, якія ні слова не ўмелі сказаць па-беларуску, хацелі мяне набіць. Небеларусы адцягнулі забіякаў ад беларуса. Жарсці сціхлі.
Другі падобны прыклад. Дзесьці прыкладна ў той час у прыватнай хаце па вуліцы Савецкай за сумеснай п?янкай забілі сабутэльніка Колю Пшонку, майго суседа. За што, ніхто толкам не ведаў. Пасля пачуў, што на судзе забойца заявіў: падняў руку на таварыша за тое, што той назваў беларусаў дурнымі.
Выснову няхай робіць кожны чытач у меру свайго менталітэту.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, ....ужо расчараваны ў сваёй змагарскай дзейнасці... - калі гэта здарылася? Хацелася б каб мысля стала раскрытай)))
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, вот именно потому я в восторге от тех невероятных белоруссов, которые несмотря на репрессии, чинимые властями открыто отстаивают своё право на свободу. В конце-концов, жизнь дарована каждому из нас Богом ли, небом, или провидением, и никакя власть не имеет полномочий кромсать её по своему усмотрению.
БАРЫС вАлосаЎскі, прабяжыся па маёй тэме "Личные мемуары о красной эре". Загалоўкі самі падкажуць, дзе пра тое, на што ты хочаш ведаць адказ. І ўвогуле - там уся мая біяграфія адлюстраваная ў загалоўках. А калі коратка і канкрэтна адказаць на тваё пытанне, калі я расчараваўся ў сваёй змагарскай дзейнасці, то адказ змесціцца ў 4 словы: пасля першых прэзідэнцкіх выбараў.
КИКИ, гэта толькі мара. Не твой ранейшы нік маю на ўвазе, а мару, сінонім якой - летуценне. Лозунг і не болей. Рэчаіснасць усё абвяргае. Беларуская рэчаіснасць, аб чым і была мая быль.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, неяк не дужа)))
БАРЫС вАлосаЎскі, прымерыў гэтыя вызначэнні да сябе. Усе падыйшлі.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, если поменять по одной букве в двух значимых словах: мара - мера, быль - боль, то получится белорусская реальность - мера боли.
БАРЫС вАлосаЎскі, категорично не согласна!
КИКИ, гэта ж жарт такі)))
БАРЫС вАлосаЎскі, ну да, ну да, ты поюморил, а Блуач на себя примерил. И главное, согласился, так я как представила, что этот согбенный старичок с картинки и есть натуральный Валацуга, мне стало нехорошо..
КИКИ, ну, такая постаць пакуль чакае мяне наперадзе. А ў прыведзеных канонах пераважае адзначаная рэальнасць.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, тогда придётся аватарку менять, торбу вместо рюкзака, киёк вместо фотика...
КИКИ, рукзак застанецца, а кіёк з´явіцца.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, замест кійка, трэба, як у гуцулаў - кіек-сякера! Дужа спрытна! А з мянушкой мо што будзеш рабіць? Блукач-Мудрач, напрыклад)))
БАРЫС вАлосаЎскі, калі і перайду на кіёк, то адразу на два (скандынаўскія палкі). А да мянушкі мне маладзейшыя людзі самі дададуць другую частку, і стануць мяне клікаць Блукач-Таўкач, у сэнсе - дурань, што бадзяецца па рэках-лясах-балотах. А чаму толькі маладзейшыя людзі гэта зробяць? Таму, што старэйшыя за мяне ўжо пераселяцца ў лепшы свет. Ім у тым дапамогуць лежня на канапе, курэнне і алкаголь.
Поддерживаю Бориса, Блукач-Мудрач очень хорошо.
КИКИ, а мне дык больш падабаецца Блукач-Сякач.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, па скандынаўскіх палках - цалкам патрымліваю! Сам з жонкай па лесу хажу, размаўляем - цікавая жанчына!)))
С той поры прошло немало долгих лет
Изменился небывало белый свет:
Дева юная когда-то превратилася в старуху,
А юнец - молодец стал глухим на оба уха,
Соловьи для них весной уже не поют,
Вдаль мечты за собой не зовут,
Всё быстрее бежит время
И забот пустых тяжелеет бремя
Ног больных тихий ход
Не даёт убежать за поворот,,
Только память держит их на плаву -
День прожил, ночь проспал, вроде как ещё живу,
Я ж ещё стихи хочу сочинять,
Даже изредка могу загулять,
Внуков няньчить вам помогу,
Даже сырников напечь с творогу,
Выпить чарочку вина,
Ну, а если не одна,
То и две,
Пока есть вещество в голове,
Песню грустную запеть,
И на кладбище успеть
Полежать,
Вспомнив, то о чём забыла,
За грозою под дождём побежать.
Так что мы ещё ОГО-ГО!!!
Экспонат конечно дряхлый, но зато дорогой.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, а шчэ добра гучыць Блукач-Цмокач.
Мартин Минчук, во! Гэта ідэальная прапанова. Вось толькі трэба націск паставіць на апошнім складзе, каб было ў рыфму з галоўным словам. У такім выпадку пераднаціскное "о" паводле правілаў беларускай мовы абавязкова пяройдзе ў "а", і атрымаецца Блукач-Цмакач. Гэта лепш, чым нават Блукач-Цягач, Блукач-Бадзяч, Блукач-Пяр... не, апошняе адкінем, бо Блукач яшчэ не зусім стары - толькі 69 год сёлета стукне.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, я вельмі рады, што настрой зменіўся на вясенні!))) ...не, апошняе адкінем, бо Блукач яшчэ не зусім стары - толькі 69 год сёлета стукне.Нічога адкідваць не трэба, трэба працаваць над гэтым, каб стала - Блукач-Эко)))
БАРЫС вАлосаЎскі, абы не Блукач-Стукач.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, во! ещё придумала: Блукач-Силач, Блукач-Крумкач.
КИКИ, як здорава! А мае ворагі-рэтраграды яшчэ б дадалі: Блукач-Ср...
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, верни назад им их СР..., с пожеланием: "на здоровье"