Сведения об авторе смотреть здесь.
По последнему каналу Березинской водной системы Блукач ВАЛАЦУЖНЫ вас провёл пару дней назад. Теперь вот хочет потаскать ваши заинтересованные души по просторам невообразимой петли Уллы, которую и спрямлял Чашникский канал. Конечно, петля не является историческим объектом, поскольку во время функционирования Водной системы на полтора столетия была вообще выключена из истории. Теперь излучина добросовестно служит лишь объектом природы, которому присущи как положительные, так и отрицательные характеристики. Но это на любителя. Уроженец степей, например, за всю жизнь может не привыкнуть к лесу и будет его не любить, а бояться. Вот такому типу людей улльская петля понравится своим безлесьем. Да и во всём Чашникском районе лесов мало, чему поспособствовала Березинская водная система, по которой они уплыли в Балтику и далее.
Откуда вас повести вниз по Улле? Пожалуй, более символично начать от начала Чашникского выпрямительного канала, правда, исток его пересыпали дамбой, но начало ведь осталось, как у любого тупика. И если стать спиной к каналу, то будет видна лишь затопленная половодьем прибрежная чащоба лиственных зарослей.
Улла откроется взору лишь через несколько десятков метров ниже по течению.
Но дальше идти нельзя – впереди путь преградит протока, соединяющая небольшое прибрежное озерцо с речным руслом. Надо обязательно обойти водоём и вновь встретиться с Уллой.
Уж не серчайте, если время от времени придётся преодолевать вешние речные притоки. Они не сильно страшны, да и вы, поди, пошли в обход петли не в кедах или кроссовках.
Капитальный пешеходный мост – очень важный объект для населения. Он единственный переносит пешеходов и велосипедистов из райцентра Чашники в большую пригородную весь Заречная Слобода.
Мост длиннющий, тянется не только над Уллой, но и её рукавом. Вот тот рукав и не подпустит сразу к Улле. А когда всё же подойдете к ней, не забудьте оглянуться на пройденный путь и вздохнуть – пройти надо будет в разы больше уже натопанного.
Ну, вот перед вами и необозримая петля Уллы. Обозреть её всю сразу практически невозможно, как и точно скопировать, поскольку эта огромная петлища образует на своём пути множество меньших излучин, кривых и горбатых, виляющих то вправо, то влево, изгибающихся дугой и в бараний рог закручивающихся.
Пройти точно берегом Блукач и не помышляет, поскольку на то может и длительного летнего дня не хватить. Хотя бы не мешали вешние заводи, заставляющие нарезать лишние километры в свой обход. Помнится, как в подобных временных водоёмах мы в мае начинали купальный сезон – воду солнце хорошо нагревает.
Эту высоту Блукачу минуть никак нельзя – она для него историческая. В 1987 году он вместе с сыном Валериком прошёл 123-километровую Уллу - от Лепеля до бывшего райцентра Улла. И второй ночлег они провели на этой высоте, под ЛЭП, в палатке.
Надо же, 35 лет прошло с той поры! Тогда с этой горы были видны правобережные притоки Уллы – Лукомка и Усвейка. Теперь же увидеть их как-то не получается - даже безлистая растительность мешает. А подходить ближе – всё равно, что в очередную петлю влезать. Затруднительно. Не хочется. Остаётся лишь посмотреть в сторону рек-притоков.
Это не Улла. Это какие-то её староречья. Надо думать-гадать, с какой стороны их обходить лучше, чтобы не пришлось назад возвращаться.
Эх, денёк нынче чудесный! Лесную корчму «Пень-колода» приходится застолблять в теньке, чтобы солнышко не так пекло.
Ну, а дальше начинается пашня. На речном склоне – ожидающая случайной спички прошлогодняя трава. Это такая появилась после того, как частных деревенских коров в Красную книгу занесли. Раньше ведь они с помощью коней все пожни до травинки выгрызали, мужики с косами по кустам рыскали, чтобы тайком от бригадира охапок сена своровать. А теперь пожни превратились в дикие прерии и ничего, кроме вреда, не приносят ни природе, ни людям.
А вот это уже опасно. Можно вместе с висящим дёрном спикировать прямо в омут.
Ну, чем не степь? И как только степняки любят свой край? Его же любить не за что.
Уморился Блукач. Повалился на брег. О вечере замечтал. А ведь путь ещё и далёк, и долог. И нельзя повернуть назад – уже больше половины маршрута одолел.
Блукач нрав Уллы уже разгадывает по её повадкам, изучил за долгие годы жизни. Вот сейчас она будто поворачивает вправо. Но это её очередная уловка.
Ведь же непременно упрётся в обрыв и повернёт под правильным прямым углом влево. Так и есть! Прямо сходу бурное течение ударяется в обрыв на противоположном берегу, резко изменяет курс, а берег даже не собирается подмывать. Откуда тогда в иных местах берутся обрушенные в воду песчано-травяные глыбы?
А вот это уже очковтирательство для будущих поколений.
Вот и гадайте, внуки-правнуки-праправнуки, кто были эти «мирные жители», которых массово расстреляли на берегу Уллы.
Вряд ли наследники самостоятельно разберутся, что в феврале 1942 года немецко-фашистские захватчики в таком количестве обычных «мирных жителей» не расстреливали, поскольку те ещё не обременили себя связями с только зарождающимися партизанами. А были то исключительно евреи, которых как раз в это время массово уничтожали. Почему было так и не написать, что здесь погребены многострадальные евреи? Зачем такой камуфляж не только в Чашниках, а везде, в том числе и в Борисове, и в лепельских Черноручье и Камне? На это ответственные чиновники ответят Блукачу, что евреи ведь тоже «мирные жители». Да, мирные, но у них есть конкретное особенное отличие от остальных, и тем они справедливо гордятся. И не надо мешать в кучу реальное положение дел с желаемым.
В общем, Блукач расстроился, испортил себе настроение неточной эпитафией над братской могилой и распрощался с Уллой.
Интересующую бродягу невообразимую петлю Уллы он одолел. До устья Чашникского канала не дошёл всего несколько сотен метров – как раз на этом берегу там сидят в засаде хуторские злющие собаки, которые не пропустили скитальца при недавнем его обследовании канала как искусственного водотока, который оным, по сути, и не является - убит в зародыше.
29 марта 2022 года.
НРАВИТСЯ 7 |
СУПЕР 1 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |