21 фев 2013 в 23:36 — 1 год назад

2. Всем болотам болото

Тема: Путешествие по периметру Лепельщины     Сегодня: 1, за неделю: 3, всего: 1773

Хотя в спальных мешках и куртках спали, ночью было холодновато. Только утреннее солнце прогрело палатку. День обещает быть жарким.

Нужно перебираться на лепельскую сторону. Раздеваемся. Валерка, не желая дважды заходить в воду, сразу взваливает на голову рюкзак и вступает в реку. На середине течения он натыкается на корягу и падает вместе с рюкзаком. Тут же вскакивает и снова упирается в корягу. Наконец вылезает на противоположный берег. Мне идти легче - Валерка с лепельской стороны корректирует маршрут. Глубина по плечи. Дно, заваленное затонувшими бревнами, песчаное.

Через несколько десятков метров протока рассекает дамбу, соединяя канавы вдоль нее. Из воды торчат сваи еще одного бывшего моста. Перебираемся по поваленной поперёк протоки берёзе.

Сворачиваем с дамбы, чтобы идти вниз по течению Бузянки. Болото, поросшее лиственными деревьями, рассекают звериные тропы, идем ими. Они не опутанные ветвями, но разбитые копытами. Бузянка становится шире и медленно вливается в озеро Ольшица, Оно большое, со всех сторон охвачено болотом.

Продвигаться вдоль озера трудно. Бобёр наделал нор, настроил каналов, сделал замысловатые запруды с водохранилищами около своих хаток. возле поселения озёрного хозяина берег начал вместе со мной погружаться в болото. Едва выскочил. Как перейти? Хорошо, что дальше тот же зубастый зверь положил березу поперек канала.

Лес подступает к самой воде. Продвигаться, углубившись в него, еще хуже. Старые огромные сосны и березы отжили свое, попадали догнивать на землю. Их никто не убирает: в заповеднике все должно само рождаться, само умирать.

Вот тебе и на! Не мы первые идем этими, казалось бы, непроходимыми недрами. На берегу валяются полиэтиленовый пакет, носовой платок, капроновые и стеклянные бутылки, из них одна разбитая, сломанное весло. Разве вода принесла сюда эту грязь?

Под деревьями лежит гнилая огромная рыбина. Полагаем, что большой водой она зашла в лес между курганами, а понижение уровня озера отрезало ей путь назад.

На привал остановились на наклонённой над озером корявой березе. Будто в кресле, сидим на ней над самой водой. Около нас плещется рыба, под нами снуют мальки. Однако удить не осмеливаемся. На докшицкой стороне вдали от заозёрной деревни Осетище на самом берегу располагается добротная деревянная постройка дачного типа. Возможно, это сторожевой пункт охранника озера Урбана, о котором нам сообщали асетищане. Взглянёт на нас в бинокль, если не в оптический прицел, да примчит на моторке. Доказывай тогда, что мы не браконьеры и имеем устное разрешение директора заповедника пройти по лепельской границе.

Замечу, что мы организовали экспедицию только с целью описать местность вдоль границы района и ни в коем случае не привлечь внимание туристов к нашему маршруту. Заповедные правила запрещают всякое пребывание посторонних людей на своей территории. Спасибо главному хозяину природоохранного учреждения, что не счел нас такими.

Годами накопленная практика определила расписание движения. Час идем, час отдыхаем. На обеденный привал отводим два часа. Всего движемся четыре часа. Дилетанту-путешественнику, к числу которых мы себя не относим, может показаться этого мало. Однако из опыта знаем, что хоть и не устал за час пути, останавливайся и час сиди. Иначе за несколько дней путешествия выдохнешься и уйдешь домой.

В кедах и кроссовках месим всё тоже топкое болото. Ольшица сужается и вытянутой губой выпускает Бузянку на встречу со следующим заповедным озером Бобровье. Покрытая рябью водная гладь кажется широкой протокой. Продвигаться сильно мешают упавшие старые деревья. Видим лодку, примкнутую к толстому прибрежному дереву.

- А мы не можем попасть под самострел? - тревожно шучу.

- Под ноги смотри! - серьезно отвечает Валерка и добавляет: - Эти штуковины уже разучились делать.

Выбираемся на наезженную дорогу, выбегающую из леса и насыпанным из гравия тупиком упирающуюся в Бобровье. Обнаруживаем примитивный стол со скамейками, оборудованное место для костра. Останавливаемся на обеденный привал. 3 облегчением сбрасываем мокрую и грязную обувь.


Где-то посредине озера протекает Бузянка. Официально река называется Сергуч. «Белорусская советская энциклопедия» сообщает, что только в Лепельском районе ниже озера Манец ее называют Бузянкай. Это подтверждают и дорожные знаки с обеих сторон моста на Минском шоссе.

С мыса, которым обрывается насыпь, рыболов бросает спиннинг. Никто не хватает блесну. Рядом стоит велосипед. Неудобно спрашивать, откуда приехал рыболов. Видно, что нездешний.

На небе время от времени появляются подозрительные тучи, однако температура в половине третьего часа - 24 градуса.

Нужно трогаться. Не хочется лезть в болото. Однако ничего не поделаешь - граница района проходит по Бузянке и озёрам, которые она рассекает.

Лес отбежал от берега, уступив место шаткой пойме. Ширина Бобровьего достигает сотни метров. Постепенно воды под ногами добавляется. Заливной луг укутывают ивовый кустарник да стайки берёз. Путь пересекает полутораметровой ширины приток Бузянки - речка Продушница. К нему не подойти - трясина. Идем вверх по течению. Находим одинокую ольху на берегу. Срубаем её и валим поперёк русла. Продвигаюсь по образованной кладке до середины и палкой ощупываю противоположный берег. Он не ощущается, как и само дно реки.

Только намного выше смогли перебросить через нелепую помеху пару сухих стволов и перебраться на другую сторону.

Чем дальше, тем болото хуже. Воды и окон добавляется. Об осоку режутся руки. Ноги чуть переставляются. Раскачивая, заваливаем одинокий сухой ствол берёзы в десяти метрах от берега Бузянки и на нем проводим вечерний привал. Сквозь сухой прошлогодний камыш протискиваемся к руслу. Река переполнена, и ее воды заливают окрестные болота-луга.

Странная земля лепельская. На ней можно найти и мрачную сосновую тайгу, и непроходимые кустарниковые джунгли, и зыбкую заболоченную да голую тундру. Не надо ехать за вышеназванной экзотикой в тридесятое царство. Все буквально под боком.

Конца и краю нет этим гиблым местам. Уже завалы из толстых ивовых ветвей не пропускают вперед. Сворачивайте ближе к берегу, на границу между кустарником и зарослями прошлогоднего камыша. И тут же отскакивали назад. Слишком тонкий слой почвы над бездной едва не проваливается. Вот в чем дело! Бузянка уже влилась в Плавно. А озеро так называется потому, что его населяют пловы - куски земли, оторванные от берега. Такие плавучие острова могут долго бродить по озеру, пока их волны и ветер не прибьют к суше, где они временно приживутся до нового путешествия по водоему.

Думали, что ни одного дурака не загонишь в эти дебри. Каково же было наше удивление, когда увидели велосипедное колесо с полиэтиленовой пленкой на берегу Плавно. Потом еще наткнулись на две примкнутые лодки. Кто-то же приходит к ним.

Будто освобождение от сегодняшних страданий восприняли далекую красную башню на нашем берегу. Там находится объект, который ранее был известен лепельчанам под названием «Дача Машерова», а сейчас располагается гостиничный комплекс «Плавно». Перед ним должны быть Березинский канал и деревня Волова Гора.

Однако еще долго сунемся болотом. Непроходимые чащи отдаляют нас от берега. Находим несколько куч из истлевших деревьев. Останавливаемся на версии, что их стащили еще во время существования лесосплава да по каким-то причинам не сплавили.

Совершенно неожиданно выходим на поле. По яровой ржи идём, будто по асфальту. Радуемся лесной дороге. Она выводит нас к новой плотине на Березинском канале перед деревней Волова гора.

Кратко подам историю этих объектов. В начале XIX века завершено строительство Березинской водной системы для сплава белорусского леса в Ригу. Восьмикилометровый искусственный Березинский канал соединил озеро Плавно бассейна Черного моря с озером Береща бассейна Балтийского моря. С течением времени старые и новые водорегулирующие шлюзовые камеры разрушились, и воды Плавно устремились в Балтику. Чтобы их спасти, исток канала загородили песчаной дамбой. Плавно спасли. Канал загубили. И только в 1997 году лепельские мелиораторы разрушили заграждения и пустили воду Плавно через построенный ими шлюз, предварительно с двух сторон его прочистив канал на нескольких сотнях метров. Вот он, белый, красивый, надёжный. С монотонным непрерывным гулом воды Плавно сваливаются с двухметровой высоты в Березинский канал. На дамбе канала, в двух десятках метров от шлюза, под сенью старых елей, сосен и берез мы и останавливаемся на ночлег.

Вечером пошел осматривать Волову Гору. Канал ниже плотины значительно пополнел. Появилось течение, которого не было раньше. Вода, подпертая плотиной на противоположном конце деревни, застаивалась, как в пруду, портилось.

Теперь вторая плотина сбрасывает излишек воды из канала, оживляя длинное низовье. Правда, старый труженик хоть и заполняется водой, однако его русло-фарватер так и остаётся не почищенным. Самый центр водной поверхности чистый, а по краям из воды торчат прошлогодние камыши, другая трава, кусты, деревья.

Деревня Волова Гора когда-то была большой. Однако коренных воловогорцев осталось в ней семей двадцать. И все жители состарившиеся. Оживляют деревню более молодые дачники, которых примерно столько же понаехало преимущественно из Минска в опустевшие воловогорские дома или построенные новые хоромы.

Возмутили отношения сельчан к своему кормильцу, давшему рождение деревне и продолжающему жизнь ее сейчас, ведь именно историческая значимость и красота его вместе с глухими окружающими пущами привлекают сюда дачников. Жители спиливают на дрова деревья, занявшие береговые склоны, а вот ветви оставляют на берегу или вовсе сбрасывают в русло. Да и обрезанные сучья садовых деревьев, другой хлам сносят к каналу.

Видел я высаженные на берегу облепиху, черемуху, садовые деревья, построенные лесенки к воде, со вкусом оборудованный родничок. Поразило то, что это живущие в трех служебных зданиях времен существования сплава дачники поддерживают исторические постройки в приличном состоянии.

На дамбе встретил своего давнего знакомого Ивана Кульбу с удочками и рыбной мелочью.

- Ну, дало что Воловой Горе строительства плотины? - спрашиваю у воловогорца.

- А как же, - отвечает. - Канал наполнился, вода обновилась, рыба начала появляться. Жить веселее стало.

В верховьях канала, очищенного мелиораторами от мусора, сидели рыболовы, однако мы удочки разматывать не стали. Валерка зачитался, а у меня отняла время экскурсия по Воловой Горе.

Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 1998 год.



НРАВИТСЯ
1
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





21 фев 2013 в 23:49 — 1 год назад

Спасибо Валацуга!!! Обожаю это место на фотке.





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 1 неделю назад,   за неделю: 237 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ