Сведения об авторе смотреть здесь.
(Продолжение. Начало смотреть здесь.)
11 августа. Пятница. Поднялась я сегодня рано утром, часов в пять утра. Но почему-то волнения не испытывала никакого. Пошла пешком в институт. У очень многих абитуриентов поприезжали родители, живут в гостинице, у родственников, на квартире. Даже отвращение у меня к таким людям. Мы пишем сочинение, а они ходят под окнами, во время перерыва кормят своих детей шоколадом. Никогда я бы так не делала, если бы и могли мои родители быть вместе со мной. Пусть я одна буду волноваться, зачем же ещё переживать и родным? Это даже мешает сосредоточиться во время экзамена.
Я пришла и заняла место в аудитории почти за час до начала экзамена. Понемногу собирались абитуриенты. Все сознавали важность и торжественность этого дня. Со мной рядом сидела девочка из Брянской области. Она поступает ещё первый год. Наконец пришли экзаменаторы. Их было человек 7. Одного из преподавателей я помню ещё с прошлогоднего года. Молодой мужчина, он принимал у меня русский язык и литературу устные в прошлом году.
Наконец нам сказали темы. Всего их было три:
1. Идейные искания Андрея Болконского (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
2. Изображение Октября А. Блоком и В. Маяковским (по поэмам «Двенадцать» и «Хорошо»).
3. Полна красна земля родная
Людьми надёжных душ и рук.
А. Твардовский.
Третья тема была свободной. А у нас больше ценится сочинение, написанное по произведениям русской и советской литературы. Вторую тему я знала довольно слабо, да и Маяковского я не могу переваривать.
Принялась я за первую тему. Недаром я ведь больше трёх месяцев сидела над романом «Война и мир».
В прошлом году мне на сочинение не хватило времени. А в этом году я написала сочинение, большее по объёму за прошлогоднее, и написала его быстрей. За 3 часа я управилась со своим сочинением. Я очень боялась сочинения, ведь уже прошло больше года, как я писала их в школе.
Конечно, нельзя хвалить своё произведение, но мне кажется, что сочинение у меня получилось довольно-таки хорошее. Эпиграф у меня подобран довольно-таки удачный, ошибок я не заметила в сочинении. Ох, если бы мне поставили за него хорошую оценку. Скорее всего, что будет 4. А если бы мне всё-таки поставили 5, я была бы на седьмом небе от счастья.
Пришла домой из института и завалилась сразу же спать. Проснулась в шестом часу вечера. Сейчас снова сижу в парке, пишу дневник, а потом напишу письмо Вовке.
Сегодня уже не хочется ни за что браться. Сегодня я спросила у того молодого преподавателя, когда будут известны результаты, а он мне ответил, что ещё завтра неизвестно, будут ли проверены все сочинения.
Следующий экзамен у нас 14 августа. Ох, поступить бы мне уж. Да, а кто поступит, должен сразу же отработать в институте после экзаменов 5 дней.
(Продолжение следует.)
НРАВИТСЯ 4 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
Марцiн , я дык ужо не памятаю. Здаецца быў Балконскі барынам, а потым - салдафонам падчас нашэсця французаў, ці пранцузаў, як казалі беларусы, паколькі літару "ф" не вымаўлялі. Таму і прынесеную імі хваробу называлі "пранцы" замест "францы", як да гэтага часу на беларускую мову з рускай перакладаецца "сіфіліс". Значыць, будзе "пранцы". Малых нас баба Ганна кляла:
- А каб вас пранцы ўзялі!
Слоўнікаў тады не было, і мы не ведалі каму яна нас хоча аддаць.
Дзіўлюся, што ў Балконскага былі нейкія "идейные искания".
Марцiн , я дык ужо не памятаю. Здаецца быў Балконскі барынам, а потым - салдафонам падчас нашэсця французаў, ці пранцузаў, як казалі беларусы, паколькі літару "ф" не вымаўлялі. Таму і прынесеную імі хваробу называлі "пранцы" замест "францы", як да гэтага часу на беларускую мову з рускай перакладаецца "сіфіліс". Значыць, будзе "пранцы". Малых нас баба Ганна кляла:
- А каб вас пранцы ўзялі!
Слоўнікаў тады не было, і мы не ведалі каму яна нас хоча аддаць.
Дзед Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, і мая баба Аксеня памінала пранцы, усердзіўшыся на каго-небудзь.
Марцiн , а ты книгу то читал? Или так, кино посмотрел, да и то не все серии?
СМК, спачатку пабачыў кіно ў малодшых класах школы, -- маці зрабіла сямейны культпаход. Дасюль памятаю як цяжка было высядзець дзве серыі. Ледзь не званітавала. Потым спрабаваў чытаць, але ўжо было не цікава, не ведаў французкай мовы, і, увогуле, у школьныя гады не было часу на праграмную літаратару. Але сачыненне пра Балконскага з вялікімі цяжкасцямі і праклёнамі, пералістаўшы ўсе тамы, напісаў на 4, з каментарам настаўніцы: "Не чувствуется, что это твой любимый герой". Дарэчы, сам аўтар пісаў пра "Вайну і мір": "многословная дребедень", "пустяки". І Пушкін, Лермантаў, Гогаль, ... не чыталі "Вайну", і што?
Марцiн , Мне спададабаўся твой выраз у каменце вышэй: " у школьныя гады не было часу на праграмную літаратару". Гэта ж горкая праўда. І ў мяне так: "Вайну і мір" прачытаў да таго, як яе пачалі праходзіць, а раман Чарнышэўскага "Что делать" чытаў з раніцы ў гарбачоўскай віннай чарзе ў чаканні адкрыцця любімага народам магазіна "Віно-водка" а 14-й гадзіне.
Да ничего! Лев Николаевич Толстой своими произведениями нанёс массу психологических травм многим поколениям советских школьников. В этом с ним сравниться может только Фёдор Михайлович Достоевский. Пушкин, Лермонтов и Гоголь не читали "Войну и мир" хотя бы потому, что не дожили до момента написания этой книги. Стали бы читать, если бы дожили? Вот уж не знаю. А нам приходилось. Помню, одно время шла жаркая дискуссия о том, стоит ли детям изучать в школе подобные произведения. Мол, они настолько глубоки и трудны для понимания подростками, что надо всё подобное читать и, тем более, изучать уже в более зрелом возрасте. С одной стороны, правильная мысль. Но с другой... Вот скажите мне, кто из вас стал бы это делать будучи взрослыми уже после долгих лет учёбы в школах и институтах? Вот - вот...
СМК, дык я ж крок назад адказаў на тваё пытанне: "Вайну і мір" прачытаў да таго, як яе пачалі праходзіць, а раман Чарнышэўскага "Что делать" чытаў з раніцы ў гарбачоўскай віннай чарзе ў чаканні адкрыцця любімага народам магазіна "Віно-водка" а 14-й гадзіне". Такіх, праўда, адзінкі. А ў астатнім ты па-філасофску разважыў.
Марцiн , Как мне помниться, искания были в диапазоне от почитателя Наполеона Бонапарта до его врага. На войну он шел для того, чтобы стать русским Бонапартом и сокрушить супостата.
СМК, Мне кажется, не совсем верно, что Лев Николаевич Толстой и Федор Михайлович Достоевский "своими произведениями" нанесли " массу психологических травм многим поколениям советских школьников". Если вспомнить свое колхозное детство с точки зрения сегодняшних представлений, то там была сплошная психологическая травма. И как раз чтение высоких образцов художественной литературы была тем окошком, через которое мы видели, что мир может быть другим, отличающимся от окружающего нас. И это было своего рода психологической разгрузкой.
Фед, малады, і таму дурнаваты, князь стварыў сабе куміра, насуперак біблейскім запаветам. Пазней атрымаў ад куміра "по фэйсу" і, зрабіўшы сумнеўныя высновы, зноў пайшоў на вайну, тактыка і стратэгія якой былі злачынна-тупаватымі. І гэта "идейные искания" ? А вось каб ён задумаўся пра тое, чаму ён танчыць на балах у белых пальчатках і нагавіцах, у той час калі яго халопы лебядой кормяцца, і пачаў што-небудзь выпраўляць, напрыклад, дык гэта, магчыма, можна назваць ідэйнымі пошукамі.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, я просто, отвечая Мартину, забыл сначала нажать кнопку "Ответить". Поэтому получилось, будто мой пост это ответ на твою реплику. Кто ж знал, что ты меня на 11 минут опередишь.
Фед, не стану спорить. Во первых потому, что знаю - каждому своё. Я лучше на сенокосе буду работать, чем искать идейную составляющую и рациональное зерно в снах Веры Павловны. А Валацуга про них добровольно читал. А во вторых,потому, что знаю - спорить с людьми пострадавшими от советской действительности бесполезно в принципе.
СМК, дык усё нармалёва. Усе твае каменты да гэтага посту адпавядаюць і маім поглядам на яго змест. Талковыя людзі сапраўды не будуць добраахвотна чытаць мудыстыку са школьнай праграмы. А бесталковых, як Блукач, мізэрная колькасць на пастсавецкай прасторы.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, не переживай. Ты не одинок. Я сразу после армии как то случайно взял в руки томик Алексея Толстого и его "Пётр I" вошёл в моё сознание просто на ура. Тогда я в первый раз убедился, что восприятие литературных произведений в подростковом и более зрелом возрасте капитально отличается. А когда мне было крепко за 30,я снова обратился к Шолохову. Просто хотелось понять и прочувствовать время гражданской войны. Что мы о ней знали в детстве? Красные хорошие, белые плохие. Откуда знали? Из учебников истории. Из "Как закалялась сталь", "Адъютанта его превосходительства"," Неуловимых мстителей" и т. п. А потом пришли другие времена. Уже красные плохие, а белые хорошие. И я засел за Шолохова. Понятно, что" Тихий Дон "это глыба, но... Самое большое впечатление я получил не от него, а от рассказов. Читал и удивлялся - как советская цензура их пропустила? Вот тогда я почувствовал до глубины, какой это был ужас. У Шолохова ужасны были все.
Вот так я добровольно окунался в бывшую школьную программу. И ничуть не жалею.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, Кстати, когда я был в возрасте твоей сестры, я Маяковского тоже на дух не переносил. А сейчас...
... Слушайте товарищи потомки
агитатора, горлана, главаря!
Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики,
как живой с живыми говоря!
..........
По моему, это сильно!
СМК, што тут казаць... Многі словы, раней не існуючыя і прыдуманыя Маякоўскім дзеля рытму і рыфмы, сталі мець права на жыццё. Запісваю гэта яму ў заслугу.