Сведения об авторе смотреть здесь.
Шапка – неотъемлемая деталь существования человека. На нём большую часть жизни присутствует этот предмет гардероба, защищая главную часть тела от воздействия всяческих катаклизмов. Понимая это, люди уважительно, хоть и с оттенком лёгкой иронии, называют головной убор покрышкой. А ведь так и есть на самом деле.
Поскольку мои мемуары о красной эре личные, не охватываю темой ни всё человечество, ни все эпохи, ни все головные уборы. Касаюсь их лишь в пределах моего бренного существования в процессе неудачного строительства коммунизма и после оного. Не рассматриваю женские и детские шапки, поскольку первые не носил, а которыми покрывал голову в детстве - забыл. Первой личной шапкой помню кепку, похожую на ту, которая очень часто покрывала умную голову кумира всех советских детей - дяди Володи Ленина. Однако сразу признаюсь, что впоследствии я от неё отказался из-за ряда недостатков и преимуществ иных видов головных уборов. Об этом – по ходу повествования.
Вместе с кепкой главным, помнящимся мне головным убором, была зимняя шапка ушанка. Именно она и вынудила меня взяться за сей мемуар по причине своей непрактичности. Недаром ведь сейчас оную никто не носит. Но и об этом потом, когда отслужу, как надо, и вернусь из Советской армии.
А пока разгуливаю по своей веси детства Гадивле, затерявшейся в лесах Лепельского района на просторах Советской Социалистической республики Белоруссия в объятьях необъятной Родины моей - Союза Советских Социалистических Республик, и мою не по дням, а по часам умнеющую голову поочерёдно защищают от солнца, дождя и холода неизменные кепка с ушанкой.
Но вот в хмурый осенний день почтальонка принесла мне долгожданную повестку явиться в Лепельский райвоенкомат 20 ноября 1970 года для прохождения службы в Советской армии. Какое счастье – я буду защищать свою горячо любимую Родину.
В городе Луга Ленинградской области была зима, и на меня нахлобучили солдатскую ушанку, похожую на ту, которую носил дома.
Солдатская ушанка меня верой и правдой согревала в зимнюю стужу, и я ей благодарен до сих пор.
После окончания ракетной учебки меня оттарабанили в немецкий город Ютербог, где поддерживала порядок Группа советских войск в Германии. Там уже стояла весна, и голову я покрыл солдатской пилоткой.
Это был один из лучших моих головных уборов. Удобна. Легка. В карман прячется, даже не оттопыривая его. Удобно переносится, подсунутая под погон.
На праздничные мероприятия солдат облачали в парадную форму, одним из элементов которой служила фуражка.
Это было то, хуже чего для прикрытия головы и не придумаешь. Обручем резала лоб и затылок. Ветер срывал с головы. Зимой в ней было холодно, летом жарко. Когда бежишь, надо одной рукой поддерживать, чтобы не упала. А как тогда в случае необходимости однорукому солдату Родину защищать? В общем, до сих пор с ненавистью вспоминаю фуражку.
В мирную жизнь вступил в кепке и ушанке, испробовал шляпу, берет. Шляпа показалась таскаемой с собой ненужной дверью, берет удобен, но ощущался каким-то вызывающе показным.
Возвратился к кепкам. Они были просты. Отличались между собой лишь сплошным верхом и скроенным из восьми клиньев, острыми краями собранным по центру макушки в твердый пупс типа пятикопеечной монеты. Такие так и назывались – восьмиклинками.
На первый взгляд вроде бы и ничего покрышки для тёплого времени года, однако неудобны наличием козырька. В него была загнана твёрдая вставка, и она не давала ему сгибаться, чтобы всегда держал форму и не ломался. Вот этот на первый взгляд плюс кепки для меня стал её главным минусом. Козырёк не позволял вместить головной убор в карман, надо было или в руках кепку носить, когда она мешает голове, или специально для того таскать сумку.
Ушанки в магазинах продавались плохие – с матерчатым верхом, а ушами и козырьком из искусственного меха: робы, да и только. Неудивительно, что бытовики в таком безразличии советской промышленности и торговли к внешности строителей коммунизма просекли золотое дно для себя и стали во всех комбинатах бытового обслуживания шить меховые шапки. Мехом покрывался их верх и обе стороны ушей. Исходным материалом служили шкурки кроликов, реже применялся любой другой зверь. Я встречал шапки из лисы, собаки, кота, зайца, но они были исключением.
Однажды мой друг и муж сестры Ани, Витька Серёгин, застрелил бобра в реке Эссе. Тогда охота на него была строго запрещена. Снял с него шкуру, высушил. Увёз в Ленинград на шапку, но не нашёл там специалиста, который взялся бы выделывать шкуру. Все отказывались из-за строгого запрета. Так и превратилась она в труху.
Я сносил одну серую и несколько чёрных кроличьих ушанок.
В 70-е годы в Лепеле начался бум по выращиванию ондатр. Всякий неленивый горожанин намастерил себе клеток и развёл этих прожорливых грызунов. Мясо шло в пищу, а из шкурок получались отличные шапки, которые не намачивал талый снег. Каждый зажиточный по советским меркам горожанин позволил себе заказать ондатровую ушанку. Стоила она где-то сотню рублей: в четыре раза дороже кроличьей или чуть менее цены двух велосипедов. А я был модняцким молодым человеком, потому в 90-х годах раскошелился на ондатровую шапку.
Одновременно в моду стали входить ушанки из норки. Но стоили они нереально много. Мой сын Валерик отважился на такую, но лишь обманку – это значит, что уши в ней не откидывались, а в целях экономии норки и удешевления товара были наглухо пришиты к куполу. Носил на голове этакую чалму, а уши греть приходилось чем-то ещё.
А потом, не помню, то ли я первый, то ли весь мир мужской одновременно прозрел и понял, что носить ушанки – это бессмысленное идиотское заблуждение, достаточно обычной спортивной шапочки, чтобы согреть в умеренных широтах голову, в крайнем случае, её можно догреть обычным капюшоном, имеющимся на каждой куртке. Зато её можно бесконечно прятать в карман и доставать при каждом посещении душного помещения, пригревании вешнего солнышка… Не припомню, когда я раз и навсегда отказался от ушанок и перешёл на лёгкие тряпчатые шапочки, которые ввиду дешевизны можно менять хоть ежесезонно. Жить от того стало намного легче.
Подобная эволюция в моём сознании произошла и в отношении демисезонных шапок. Противилась душа кепкам из-за негнущегося козырька, который невозможно было спрятать в карманах собственной одежды. Тогда стали входить в моду бейсболки. Сразу отверг их, не купив ни одной по причине ещё большей громоздкости козырька, с издевкой называя сию покрышку баррикадой. А вот появившиеся в продаже панамы пришлись по вкусу.
Удобны во всех случаях: и в жару, и в холод, и в турпоходе, и на городских прогулках. Возможно, не очень стильно выглядят, но зато в любом кармане утопают без следа. Многие годы пользуюсь оными.
Есть ещё одна категория головных уборов, которая неизменно сопровождает последние 50 лет моей жизни – это мотоциклетные шлёмы.
Девятый мотоцикл добиваю за прошедшие полвека, а вот шлёмов износил меньше: давали трещины, рвались внутренности, отрывались лямки… Лишь один при аварии раскололся настолько, что второй участник происшествия выбросил его за невозможностью дальнейшего использования. Так что даже в качестве сувенира его у меня не имеется. Зато есть фото того, что осталось от мотоцикла, на котором катил тот убитый шлём и сохранил мне жизнь.
Очень полезной шапкой считаю мотоциклетный шлём. И как самую ненужную и абсурдную реликвию советской эпохи храню норковую безухую ушанку-обманку сына Валерика.
PS. Пардон, забыл похвалить ещё одну полезную шапку, запрещённую как бандитскую в строящей коммунизм стране – балаклава это.
Все постсоветские годы она верно служит мне, защищая лицо от морозного ветра при езде на мотоцикле и голову во время сна в холодной палатке.
Декабрь-2024.
![]() НРАВИТСЯ 6 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
SeRJ, упоминания пыжиковых шапок вызвали из памяти фильм киножурнала "Фитиль", который показывали в кино перед основным шедевром лет 40-50 назад. Критиковалась бесхозяйственность на каком-то сибирском производстве, и показывали как бульдозером сгребали в ямы тонны оленьих шкур, из которых можно было бы нашить шапок (и не только) на всю планету.
Валацуга. Ну что ты так набросился на "шапки-ушанки"? Тёплая, в мороз можно и "уши" отложить. да и смотрицца она не плохо. Мне дети переадресовали пару таких, но я их одеваю только при выполнении каких-либо работ, да и то изредка. Я и по сей день ношу "ушанку" и не собираюсь от неё избавляться. Морозы последние зимы не очень, так и "уши" откладывать прихожится 2-3 р. за холодный сезон. Хотя может - это привычка? Я уж в годах!
Микола Параоз, у каждого свои приоритеты относительно шапок. Вот мой старший сын неизменно носит бейсболки. Смеюсь с него, когда нужно пассажиром проехать на мотоцикле и одеть шлём, а бейсболку надо в руке держать, что усложняет безопасность проезда. Соглашается, но головной покрышке не изменяет.
Да, ушанки местами хороши (уши в мороз защищают), но местами и плохи (в помещении голову вынуждают потеть). А вот матерчатые шапочки всегда хороши, поскольку для требуемого утепления головы всегда имеется капюшон куртки. В советском же обществе курток попросту не было, потому все носили телогрейки или пальто, к которым башлыки не предусматривались. И совсем не годятся вязаные шапочки, как и перчатки, поскольку их пробивает ветер, особенно при езде на вилосипеде.
Шапка пыжик
. Помню когда два американских корабля пришли в Североморск в 93 что ли году, большим спросом пользовались у матросов офицерские шапки ушанки. Они же из кожи хромовой и овчина стриженная. Стояли на вахте - трап корабля в наших шапках с нашим СССРовским ! крабом, кокардой другими словами. Негры, в основном. Чего то вспомнилось....
SeRJ, помню редкие пыжиковые шапки, но сейчас объяснить, что это такое, не могу.
Вот слазил в инет и узнал, что это шапки из шкуры молодого северного оленя. Кажется, я и в их век этого не знал.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, в фильме " День выборов" как раз это обсуждается. Смотрел ?
- Помните, были такие пыжиковые шапки? - Ну да, конечно. - Угу, а из чего их делали? - Из пыжика. - Правильно. А кто такие пыжики? - Ну, что-то вроде выдры, наверное. - Вот, все так думают. А никто не знает. Мы из кошек делали.Вспоминаете диалог героев фильма «День выборов»? Пыжиковые шапки, и правда, были культовым предметом гардероба советских людей. И делали их, конечно, не из кошек, и не из выдр, а из шкуры оленя. Носили их еще до революции, но настоящий бум на пыжика случился уже в годах пятидесятых – шестидесятых. И далеко не каждый житель страны мог себе позволить такой дорогой головной убор. Недаром герой фильма «Девчата» спорил именно на пыжиковую шапку.
Взято из Инета
SeRJ, этот сюжет через мою жизнь не прошёл. Помню лишь словосочетание "пыжиковая шапка" и примерный вид её: громоздкая, серая под рыжую, плотный густой ворс, очень редко встречалась. И одну помню магазинную кошачью: чёрная, ворс намокал и сбивался в кучки. Надо было обязательно стряхивать снег, дождь и просушивать. У моего школьного приятеля была.
SeRJ, упоминания пыжиковых шапок вызвали из памяти фильм киножурнала "Фитиль", который показывали в кино перед основным шедевром лет 40-50 назад. Критиковалась бесхозяйственность на каком-то сибирском производстве, и показывали как бульдозером сгребали в ямы тонны оленьих шкур, из которых можно было бы нашить шапок (и не только) на всю планету.
Даааа.... Времена.... Раньше (и деревья были большими) взрослые люди не позволили бы себе выйти в народ , к примеру, в спортивной шапочке. Железно ушанка. Вопрос из чего. Кто то в кролике, а кто и в соболях. А сейчас ? Я в спортивной хожу. Хотя имею две замечательные норковые шапки обманки. Но, почему то , мне в них жарко. Надеваю когда за - 20.
SeRJ, ты прав, в спортивной шапочке при советской власти я позволял себе лишь на лыжах ходить, на берегу с удочкой сидеть, да в деревне хозработы выполнять. В автобус сесть или на базар пожаловать смертельно стыдно было.
В начале восьмидесятых друг был Колька Колобов то-ли Колобков, из Арзамаса -2 (закрытый город) вот у него была шапка ушанка из белки, красивая но не "ноская". Затылочная и лобовая часть были без меха и отполированы головой, а говорил, что только второй сëзон носит.
Терентий, встречались на моей памяти беличьи шапки. Редко. Спросом не польбзовались. Качеств не помню.
Терентий, всё же неправильно я написал, что беличьи шапки спросом не пользовались. Просто они были редки, поскольку мало было охочих кучу белок настрелять и выделать шкурки на одну шапку. А поставь любого строителя коммунизма перед возможностиью выбрать за одинаковую цену кроличью или беличью шапку, непременно предпочтение получила бы беличья.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, во второй половине восьмидесятых был в командировке на заводе "Энергия" на нем изготавливали двигатели, также для знаменитого советского "Бурана". Жили в поселке Ермилово в гостинице (скорее бараке) рядом с посёлком была звероферма по выращиванию норки, соболя, песца, енота. По телеку показывали как этта фабрика перевыполняет все возможные планы. Но простой люд продолжал "любить" только кроличьи шапки, хотя уже стали появляться нутриевые, и андатрывые. Но хотел рассказать еще об одной беде посёлка Ермилово, когда ветер дул со стороны фабрики в поселке стоял неприятный тошнотворный запах, он проникал повсюду, от него не спрятаться ни в квартире не в гостинице. Мы удивлялись как люди живут в этом мирке будущих шапок.
Терентий, строители коммунизма предпочитали кроличьи ушанки всем остальным зверским потому, что они были самые дешёвые.
И у меня есть история про зверские запахи. В 80-х годах Лепельский молококонсервный комбинат сливал канализацию в собственные очистные, которые находились сразу за ним, на берегу Эссы. Моя знакомая жила на улице Садовой (за горгазом) и рассказывала, что когда ветер дует от МКК в сторону города, их микрорайон наполняется смрадом. Он через форточки и иные щели наполняет жилые помещения. Когда ветер меняет направление, улица избавляется от ядовитого запаха, но он остаётся в хатах ещё надолго. И если со свежей улицы кто-нибудь заходит в помещение, хозяевам становится неудобна за вонь в нём. Приходится извиняться и объяснять причину.
С того времени прошло четыре десятка лет. Канализацию МКК направили на центральные городские очистные сооружения. Но старая клоака осталась. Не знаю, как теперь обстоят дела на Садовой. Как-то на эту тему с её жителями разговора не было.