На Окунёво был дважды. Однако для того, чтобы описать водоем, сведения о котором из-за мизерных размеров не подаёт даже самый подробный энциклопедический справочник, этого мало. Для описания объекта нужно вжиться в него, побыть наедине не менее полусуток, увидеть окрестности в дневном свете и в вечернем сумраке, ночной темнотой и холодным рассветом.
С правой стороны Минского шоссе за деревней Рудня глаз успевает ухватить голубой клочок лесного озера Плоч. Мало кто знает, что перед ним находится меньшее Окунёво. К нему попасть на автомобиле практически невозможно. Запутанная лесная дорога от автобусной остановки «Рудня» доступна только искушённому следопыту. Правда, от шоссе до Окунёво через крутую боровую гряду ведут две тропы. По одной из них еле залажу на своём неизменном двухколёсном вездеходе «Цмоке».
Самое удобное место для установки палатки - зона отдыха с двумя беседками, оборудованными столами и скамейками, контейнером для мусора на самом гребне гряды, помостом для ныряния с берега.
Очень кстати пришлись заранее заготовленные лесниками березовые чурки для костра.
Вода необычайно теплая и прозрачная. В озеро рухнули старые сосны, их кора и хвоя сгнили, поэтому выглядят бетонными абракадабрами. Сквозь ответвления коряги проскакивает лягушка, выбрасывая в стороны лапки, проплывает большой водяной жук…
Хотя и вечереет, а жара неимоверная. Однако надо сидеть у костра: так хочется отведать жареного на прутьях сала, испечённого в раскалённом песке картофеля…
Ночь погожая, а над озером висит всего несколько звёзд. Бесконечно гудят машины на близком шоссе. Жестокие комары загоняют в палатку. Однако скорый рассвет зовет наружу. Достаточно спать!
Вжился в озеро. Теперь можно и обход его сделать.
Водоем имеет форму яйца. Сплошь окружёнлесом. Со стороны шоссе сосны огромные, шумящие. Гряда круто сбегает к воде. Берег твердый, далее - на метр-два заболоченный.
Дорога тянется по гряде. Под конец Окунёво направляется в сторону Рудни, перед которой пробегает вдоль ещё меньшего лесного озера Ужачье.
Вытянутое сосновое болото, по всей видимости, в далекую-далекую старину было озером. За узкой лощиной берег возвышается, оставив озеру несколько метров узкого почвенного слоя. Старый бор недавно значительно прорежен. Остатки лесоповала убраны. На противоположном берегу ярко просматриваются палатка, беседки, хотя солнце ещё дальше прячется за сплошной стеной леса.
Невысокий лесистый берег, вскопанный кабанами, под обратный край Окунёво снова погружается в болото, из которого сквозь сосны синеет водное зеркало соседнего озера Плоч. Было время, когда эти два водоема были одним целым. Вот где было раздолье местному Водяному! Цмок, понятное дело, здесь и плавником не махал - все три озера замкнутые, связи с другими водоёмами не имеют, возможно, соединены между собой подземными протоками.
Озёра с заболоченных торцов постепенно затягиваются зыбким травянистым слоем далеко от неясных берегов - зарастают. Расположенная же вдоль Окунёво высокая гряда и боровая возвышенность сдерживают зарастание водной поверхности.
Окунёво можно обойти за полчаса. Вот такие его размеры.
Солнце печет сквозь хвою вершин. Жара разгоняет комаров. Под самым берегом - белый песок. Через полметра дно резко заглубляется, ноги вязнут в иле, поднимая муть. Нужно плыть, но боюсь - один на многие километры. Страха придает воспоминание о рыболове-утопленнике, который этой весной провалился под хрупкий лёд. Тогда еще удивлялся, зачем была минчанину, по происхождению лепяльчанину, одинокая рыбалка на практически безрыбном озере. В подобных лесных водоемах водятся исключительно окуни, однако удочки они боятся как чёрт ладана. Именно эти единственные обитатели озера и дали ему название. Хотя никогда не слышал, чтобы здесь кто-нибудь что-то словил. По-моему в Окунёве нет даже вездесущих окуней.
Вживался в Окунёво я в 2007 году. Сейчас посетил его в апреле 2013-го. Водная поверхность покрыта ещё хрупким ледяным панцирем, как раз таким, который расступился небольшим клочком под рыболовом-горемыкой.
Аккуратных беседок и пирса для отдыхающих нет и в помине. Их когда-то давно лесники установили во время соответствующей кампанейщины, а недавно сами же и убрали. Причина известна. Гости леса и озера оставляли после бурных трапез мусор, а санитарная служба во время регулярных проверок зон отдыха штрафовала лесоохранников за беспорядок. Поэтому они, чтобы не убирать места отдыха, повсеместно ликвидировали их. Теперь ещё больше мусора (контейнеры-то для него увезли) оставляется по всему лесу, что в глаза не бросается.
Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |