17 июля 2013 в 07:44 — 1 год назад

Бобры возвратились: штурм построек продолжается

Тема: Скитальческие зарисовки лепельского бродяги     Сегодня: 1, за неделю: 2, всего: 1018

Первая война Василя Хацкевича с бобрами началась после того, как они сделали подземный лаз в сарай, спилили подпорки под яблоневые сучья, нарыли нор в огороде. Много методов борьбы использовал хозяин. Наилучший результат принесла вставленная в бобровую хату канализационная труба в роли мегафона, в которую он и дочка часто и долго орали. Звери не выдержали психической атаки и отступили. Но, как оказалось, ненадолго - возвратились-таки в родные пенаты.

Василь Хацкевич привез меня в Веребки, чтобы доказать нахальство грызунов и показать нанесенный ими вред хозяйству и природе. Начинаем осмотр с бани. Хозяин поднимает металлический люк, и взору открывается нора.

По возвращении звери не обнаружили своей хатки - Василь разобрал ее на дрова. В поисках жилища облюбовали баню. Подкопались под нее, а бетонный пол пробить не смогли. Тогда решили жить под строением и сделали лаз под стеной. Чтобы отогнать грызунов от постройки, Хацкевич налил в нору вонючих химикатов, набросал смоченных в солярке тряпок и поджег их. В завершение наступательной операции закупорил лаз люком. Вроде бы сменили агрессоры пристанище, поселились где-то в обрыве.

Идем далее. Вот огромную осину звери спилили настолько, что она едва держится. Пускай бы себе падала на лед пруда, оставшегося от омута Берещи, уничтоженной проектантами торфоучастка «Берещенский мох» в середине 70-х. Но дерево наклонилось в сторону пасеки из трех ульев - раздавит десятки тысяч спящих насекомых.

Самостоятельно упасть осина не должна! Валить ее Василь созвал толоку. В ожидании ее идем разбирать бобровый лесоповал вдоль пустого русла бывшей Берещи. Возле прибрежной груши Хацкевич вдруг останавливается и начинает ругаться. Причину его негодования замечаю сразу - бобры вокруг ствола груши обгрызли кору. Если даже не станут валить садовое дерево, оно все равно без коры погибнет - засохнет.

В нескольких метрах от груши замечаем свежие следы и нору в снегу.

- Три дня назад я сюда приезжал - норы не было, - удивляется Василь. - Мерзлый материк бобры, может быть, и не одолели бы, но на этом месте стояла их прежняя хатка, как раз в эту дыру я трубу засовывал. А потом засыпал. Вот культурный слой слабо смерзся, и звери раскопали его. Смотри, какую жердь заготовили. Даже окорили будто скобелем.

Обиженный бобрами человек идет топором разбирать лесоповал. Да-а, работы невпроворот. Бригаду бы лесозаготовителей сюда.

Вся беда в том, что бобры валят деревья не для строительных нужд. В таком случае они бы их очистили от сучьев, распилили и унесли на звериный строительный объект. Но валят-то деревья исключительно для того, чтобы затупить зубы, которые иначе будут расти до бесконечности и умертвят животное. Вон какую ракиту одолели.

Бобры не едят саму древесину. Питаются они корой. Если бы не нужно было стачивать зубы, желудкам хватило бы коры со стоящих деревьев. А на постройку хаток и плотин они используют кустарник и небольшие деревца.

Наконец пришла толока. Василь завел бензопилу, мужики баграми уперлись в ствол, я плечом нажал комель пониже. Осина начала падать, и я едва успел убежать от частых в таких случаях серьезных травм.

Лед выдержал огромное дерево, хотя около самого берега я умудрился провалиться и намочить ногу. Хацкевич распилил поваленную осину и нарубленные перед этим бобровые заготовки.

Сучья и дрова убрали со льда. Набралось их достаточно. Хацкевич сказал, что, если бы разработал весь звериный лесоповал, на год топлива хватило бы.

Показал поврежденные бобрами осины в отдалении. Даже если деревья устоят, дни их уже сочтены - не выживут.

-Васька, ты сражаешься с бобрами, как дон Кихот с мельницами - впустую. Звери побеждают тебя, - говорю. - Почему тебе не прибегнуть к помощи специалистов охотхозяйства? Читал в интернете, что бобров даже ультразвуком изгоняют.

- Во-первых, это очень большая волокита, - вздыхает Хацкевич. - Во-вторых, бесплатно это не делается, а белорусские расценки на услуги ты знаешь…

Это была описательная часть повествования. А вот сейчас заключением вызову гнев «зеленых». Но все равно выскажу свое и Васькино мнение. Бобры - наши враги, и их нужно уничтожать! Не стану перечислять, сколько они затопили и тем самым сгноили леса. На всю жизнь запомнится мертвая роща на околице деревни Костинка: запрудили бобры речку, затопили ольховые заросли, и деревья превратились в стоящие на корнях гладкие штыри.

Таких примеров предостаточно. Когда эти звери стали редкостью, специально в 1925 году образовали Березинский заповедник именно для их охраны и размножения. Но теперь нужно резко притормозить этот процесс, как в перенаселенном Китае поступают с нежеланным деторождением. Даже более того - нужно отстрелять значительное количество бобров. Жалко зверюшек? А мы с Васькой рассудили так.

Приезжают ваши детки на каникулы, а вы в отпуск к вашим родителям-сельчанам. Они растят такого миленького, красивенького, ласковенького бычка. И малыши, и взрослые души в нем не чают от умиления. Кормят лучшими травяными кормами, даже магазинных гостинцев не жалеют. Играются с ним. Ласково Бысей зовут. А ведь знают, что осенью Бысе сделают «секир-башка», т.е. зарежут и съедят. В крайнем случае, мясо продадут, а еще лучше, если Бысю реализуют живьем, и убийство совершат без участия самих.

Бычок был хороший, вреда не приносил. А представьте, что в том же хозяйстве живет бобер. Его никто не видит и даже не слышит, а потому неизвестно, красивый ли, милый ли он. А вот его плохие дела всем в глаза бросаются: яблони уничтожил, под оставшимися подпорки срезал - яблоки сучья обломали, в хлев залез, под баню подкопался, диких деревьев навалил - пройти невозможно, дно пруда захламил - купаться нельзя, карасей удить не приходится - крючки за подводные завалы цепляются и обрываются, весь огород подкопал - на ходу в подземные тоннели проваливаешься…

Так кого больше жалеть нужно: бобра или бычка? Ну, конечно же - бычка! А мы его под нож! Так это ж мясо, скажете. И бобровое мясо, говорят, очень вкусное - корой же питается, рыбу на дух не переносит, хоть и обитает много времени в воде.

В таких случаях я люблю приводить пример, как в 90-е годы в Москве целый год строили сооружения, тренировали быков и людей, чтобы провести корриду. И целый год «зеленые» судились с организаторами - быкам будет больно. Судьи мысленно воплотились в образ горемычных животных и корриду запретили. Быков за непотребностью сдали на мясокомбинат.

Защищать животных не всегда нужно. Уже дозащищались диких кабанов до того, что они стали полноправными хозяевами на деревенских огородах. Совсем скоро и бобры на голову людям сядут.

Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ