Остров, на котором находится пансионат «ЛОДЭ», издревле называется Ксендзовым. Откуда пошло такое религиозное название? На этот счёт есть одна единственная легенда, а скорее всего быль, дошедшая до современников от предков. Послушаем их, поскольку в краеведческом музее исторических сведений об этом уникальнейшем объекте природы нет. Но сначала бегло ознакомимся с самим изумительным объектом природы Лепельского края.
Ксендзов остров совсем молодой, если измерять его возраст историческими масштабами. Возник он в конце 50-х годов прошлого столетия, когда при строительстве Лепельской ГЭС уровень Лепельского озера подняли на 3,5 метра и оно превратилось в водохранилище.
Это утверждают аборигены ближайшей деревни Новое Лядно, которая ускоренными темпами превращается в дачный посёлок - коренное население вымирает, а их хаты покупают и превращают в дачи близкие и далёкие горожане. Строят они и новые летние жилища. Сельчане такое внимание к своей деревне одобряют, поскольку понимают, что пришельцы не дадут умереть их родному населённому пункту, что сплошь случается с деревеньками в так нелюбимой дачниками безводной местности.
Повезло на внимание горожан не только жителям Нового Лядно, но и такой же близкой к Ксендзову острову деревеньке Шунты. Она ещё фигурирует в документах как деревня, но по существу является дачным посёлком, поскольку в ней не осталось ни одной усадьбы коренных жителей - все дачи.
Так вот, согласно воспоминаниям пожилых жителей деревни Новое Лядно, в частности Виктора Докиша 1936 года рождения, до поднятия уровня водной поверхности Лепельского озера Ксендзов остров был полуостровом, на который по широкому перешейку свободно проезжали сначала повозки, а потом и автомобили с тракторами.
Это теперь считается, что остров имеет площадь в 10 гектаров. А раньше полуостров был значительно большим. Окружали островную возвышенность не озёрные воды, а пойменные заливные луга. И посреди острова не было Малого озера. Озёрную впадину занимала травянистая лужайка.
Глубокий пролив, отделяющий Ксендзов остров от Беленицкого полуострова, до строительства ГЭС представлял узкую протоку, соединяющую озеро Лепельское с озером Белым, которое теперь считается частью водохранилища. Два полуострова - Ксендзов и Беленицкий - соединял деревянный мост через протоку, который в конце 50-х годов то ли был разобран перед затоплением, то ли сплыл во время оного.
Не было и насыпной грунтовой дороги, соединяющей посёлок Белоозёрный с Ксендзовым островом. Проезд, правда, был. Но представлял он частью полевую, частью лесную дорогу и проходил длинной улицей Нового Лядно.
Извилистую трёхкилометровую гравийку насыпал в конце 90-х годов прошлого столетия предприимчивый председатель далёкого отсюда колхоза «Парижская Коммуна» Михаил Баранов, который во время Горбачёвской перестройки решил превратить Ксендзов остров в зону отдыха.
По сути, остров как таковой просуществовал недолго - пока образовавший его мелководный пролив использовался в качестве брода при проезде техники и прогоне скота на колхозные угодья. Но вскоре после затопления на месте неудобного брода по решению председателя колхоза имени Чапаева Ирины Шкатёнок была возведена примитивная насыпь, соединившая остров с материком. Эта насыпь стала своего рода перешейком, и остров вновь стал полуостровом, хотя и сохранил вновь обретённое ландшафтное название. Ведь остров - это участок суши, со всех сторон омываемый водой, что в нашем случае не имеет места. Были бы заливы по обе стороны насыпи соединены хотя бы проливом, а дорогу разъединял мост, Ксендзов остров по праву назывался бы островом. Во время строительства гравийки второй председатель второго колхоза Михаил Баранов капитально укрепил гравием возведённый коллегой перешеек.
На этом формирование очертаний полуострова закончилось. Но в воображении лепельчан полуостров воспринимается островом. Будем и мы в дальнейшем так его называть.
Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |