«Вскарабкался на высокий дорожную насыпь, превратившую некогда самый большой остров Лепельского озера в полуостров. Со стороны Зеленки вода спокойная и прозрачная. От Старого Лепеля катят зеленые от бескорневой микроскопической растительности волны.
С перешейка дорога полезла на остров-полуостров. Холм заняла недостроенная кирпично-деревянная двухэтажка. От нее по глиняной почве до самого озера проложена мощеная дорога. Рядом стоит разграбленный вагончик. Вглубь острова бегут электрические столбы без проводов.
Понятно, что здесь предполагалось возвести какой-то объект для отдыха. Столько средств вложили. Жаль, что не довели полезное дело до конца.
С голого холма дорога заглубляется в бор. Справа синеет небольшое озерцо. Озеро среди озера! Из воды свечками торчат сухие березы, прибрежные деревья спилили бобры и положили их в водоем. Левая его часть заросла тростником. На открытой водной глади спокойно держатся два больших белых лебедя с красными клювами и три меньших серых с черными клювами. Они с интересом наблюдают, как я записываю увиденное на впервые открытом для себя природном объекте.
В поле зрения от озерка попадают летние домики бывшей турбазы Витебского технологического института. Их девять. Без окон и с поломанными дверями. Забираюсь в первый. Две прихожих и пять жилых комнат. Пол цел. Только двери украдены. Прикидываю: если в каждую комнату поставить по две кровати, то одновременно в девяти домиках смогут отдыхать 90 человек. И не дикарским образом. От озера по турбазе тянется водопровод, одиноко стоит электрическая подстанция (это к ней бежали с материка голые электростолбы). Длинное здание занимают пустые комната отдыха и столовая, кухня с оставшимися электроплитами и холодильниками (конечно, разграбленными).
Вряд ли можно обвинять институтское начальство в отказе от содержания турбазы - стало это невыгодно, бросили. Не заслуживает упреков и бывший председатель колхоза «Парижская коммуна» Михаил Баранов, который выкупил остров для хозяйства, чтобы создать там зону отдыха, и тем самым пополнять колхозную кассу - крах коммунистической системы заставил людей думать о куске хлеба, а не о забавах. Я в упадке острова обвинил бы состоятельных лепельских коммерсантов. Почему они не покупают этот дивный и дикий, глухой и неповторимый уголок природы под самым носом у райцентра да не упорядочивают его для отдыха лепельчан и их гостей? С умной головой и мешком денег можно так повести дело на острове, что Лепель превратится в легендарные Нью-Васюки. Восстановить турбазу - не новую построить.
Дорога-улица, разрезав лесную и одновременно приозерную турбазу, заканчивается у края высоченного обрыва, с которого вот-вот попадают в озеро крутые сосны.
Это он своей желтизной и таинственным величием влечет мечты осматривающих озеро с городского парка или пляжа. Однако хочу разочаровать очарованных мечтателей: не теплый и мягкий песочек вы видите посреди озерной синевы, а каменно-твердую в сухую и илисто-скользкую в дождливую погоду глину.
Остров огибает тропа. Далее местность уже не такая красочная. Берег занимают заросли ольшаника, дубравы.
На ровной, будто специально насыпанной площадке продолжают одиноко ржаветь гандбольные ворота. Рядом - ровное футбольное поле с воротами без сетки, какие-то спортивные снаряды из труб. И все это находится между озерами - Лепельским и Лебединым. (Надо же! Рука против воли напечатала название островного озерка). И со строительством спортивного городка будущему хозяину острова не придется слишком стараться - много готового есть.
С Лебединого в Лепельское небольшими водопадами звонко струится ручей. Значит, уровень водной поверхности первого гораздо выше. Загадка природы?
Тропа привела к уже знакомому недострою. Остров обойден».
Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |