01 ноя 2013 в 00:13 — 1 год назад

207. Ветка Лозовики - Боровка

Тема: Скитальческие зарисовки лепельского бродяги     Сегодня: 1, за неделю: 7, всего: 2009

Лет восемь назад искал место для рыбалки. Случайно за Боровно свернул с дороги Лепель - Заслоново влево. Бойкая дорога через поле завела в сосновый лес. Неожиданно среди деревьев взгляд привлёк полуразрушенное двухэтажное здание без оконных и дверных рам.

Осмотрел строение. Бывший жилой дом. Но почему стоит среди леса? Ответ нашёл через несколько десятков метров.

Заброшенные и полуразрушенные складские помещения на большой поляне вселяли загадку. Неужто попал в так называемые Зелёные ДОСы, где раньше располагались военные склады? ДОС (дом офицеров и служащих) был здесь практически один - та двухэтажка перед поляной. После развала Советского Союза военный объект превратился в урочище Зелёные Досы.

Сразу за поляной пересек узкую полоску леса и попал на берег Уллы перед впадением её в озеро Жежлино. Водный урезок порос осокой, аиром. К воде подобраться неудобно. Забросил удочку несколько раз и подался дальше искать более удобное для рыбалки место.

Узкая и еле приметная дорога привела на высоченную насыпь, поросшую толстыми соснами. Перед Уллой насыпь резко оборвалась. Продолжение её, такое же высокое, было видно на противоположном берегу. Тянулась насыпь в сторону деревни Большое Жежлино.

Спустился к реке. За прибрежными зарослями осоки отыскал вытоптанную рыболовами площадку. С русла торчали металлические фермы моста. Несомненно, он соединял дорожные насыпи по обе стороны Уллы. Вытащил несколько рыбок, заели комары, и на том рыбалка окончилась.

После начал расспрашивать людей об удивительной дорожной насыпи. Узнал только, что там до войны проходила железная дорога, по которой обеспечивались военные Боровки, поскольку автомобильный транспорт в то время был развит слабо.

Прошло время. Решил более подробно узнать про малоизвестную железнодорожную ветку. Снова направился в Зелёные Досы.

ДОС ещё больше разрушился, провалилась крыша. Помогли тому люди - вытянули из ненужного строения кирпич. От складов почти ничего не осталось - их разобрали на стройматериалы, песок с искусственных возвышенностей вывезли. Вот почему такая наезженная дорога вела от асфальта - чтобы воровать советское военное наследство.

По насыпи подъехал к Улле. Теперь уже на неё посмотрел совсем другими глазами. Столько труда вложено! Видно, недаром старались военные строители железной дороги - ветка была очень нужна Красной армии. Польско-советская граница проходила близко, нужно было крепить её рубежи.

За соснами и прибрежной травой руин моста в русле не увидел. К реке подойти не смог - дожди залили поросшую травой прибрежную низменность. Чтобы больше узнать о существовании лесной железной дороги, направился к 79-летнему жителю Боровно Ивану Тухто. Дальнейшее повествование веду по воспоминаниям деревенского старожила и его жены Надежды.

Ветку Лозовики - Боровка одновременно проложили вместе со строительством железной дороги Орша - Лепель. Тогда возводились и склады в Зёлёных Досах. Однако такое название военный объект стал носить после войны. До неё эта местность называлась Строительство.

Склады в Зелёных Досах были исключительно продовольственные. Жители Боровно ходили на платформу выгружать вагоны с овсом, крупами, мукой, овощами, рыбой, мясом… А может гражданских грузчиков просто не подпускали к военным грузам?

Офицеры жили в ДОСе, солдаты - в двух казармах. Работали столовая и магазин, которые хорошо обеспечивались дефицитным товаром, пользующимся спросом у местного населения. По вечерам на Строительстве показывали кино, в которое любила ходить молодёжь из окрестных деревень.

Лепельский район считался пограничным. Необходимо было держать поблизости надёжный заслон. Им была Боровка. Именно её военные части обеспечивались вооружением по ветке.

В 1942 году деревянный мост сожгли партизаны. Немцы построили металлический и заменили колею на более узкую, вроде той, которая до этого времени существует в Европе. Партизаны подорвали и этот мост. Кажется маловероятным, что немцы строили сложную переправу ради обеспечения своего гарнизона в Боровке. Для того у них хватало техники. Скорее всего, мост уничтожался однажды и больше не восстанавливался.

После войны железную дорогу восстанавливать не стали. Склады в Зелёных Досах переоборудовали под хранение вооружения для военных Боровки и Заслоново. Кроме обычного оружия и боеприпасов там находился боезапас для реактивной артиллерии «Град», оперативно-тактических и стратегических ракет. Один склад прятался под землёй. Весь военный объект был обнесён двумя рядами колючей проволоки, имел контрольно-пропускной пункт.

Немногим более десятилетия назад некоторые склады ещё действовали. После старые строение начали разрушать по причине ненужности. Растаскивали их «Кировцем». Одно строение трактор не одолел, а применять взрывчатку почему-то не стали. До этого времени стоят прочные столбы. А вот от пожарных водоёмов и следа не осталось.

Железнодорожная насыпь никому не мешает, никакой ценности не представляет, поэтому ёй ничто не угрожает. Длинная и высокая искусственная гряда превратилась в узкую веретею, будто природой образованную среди болота миллионы лет назад.

Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


69. Светлый путь. БЕГСТВО НА БОЛОТО. Шуневич Анатолий  — 5 дней назад,   за неделю: 175 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ