27 окт 2015 в 00:22 — 9 лет назад

4. Чернобыльская ЗОНА от края и до края. (День 2-й)

Тема: ЗОНА. Киевщина экстремальная и обычная     Сегодня: 1, за неделю: 7, всего: 2903

Начало здесь: Чернобыльская зона от края и до края (День 1-й)

 Подъём! Туалет. Завтрак.

 Вчера мы рыскали по всей Чернобыльской ЗОНЕ в поисках открытий для себя, которые ожидали нас на каждом шагу. Сегодня нам предстоит посетить известные всему миру объекты с подачи СМИ. Но мы-то знаем, что одно дело увидеть в интернете или по телевизору, и совсем иные впечатления получаются от личного созерцания детских кроваток в Чернобыльском детском саду.

 Вот кто по телевизору видел Чернобыльский магазин?

 Он работает в самом Чернобыле. Имеет большой набор продуктов и промтоваров первой необходимости. А вот сувениров не имеет. За это владельцам магазина ставлю огромную жирную двойку. Мы с самого начала мечтали о чернобыльских сувенирах. Я мысленно переносился на свою кухню и уже видел на её завешенной сувенирными тарелками стене с видами посещённых мной мест ещё одну с изображением Четвёртого блока и надписью что-то вроде «ЧАЭС». И все мечтали о личном сувенире. Однако в магазине магниты разобрали, тарелок никогда не было, предложили кружки. Но их ведь на стену не повесишь. В общем, все остались без сувениров.

 Ах да! Я же не сообщил, зачем в Чернобыле магазин продуктов и промтоваров первой необходимости. Дело в том, что на ЧАЭС и иных объектах вахтовым методом работает две-три тысячи обслуги. До тысячи из них отремонтировали выселенные квартиры и живут в них. Подключено отопление, электричество. В городе работают коммунальная и пожарная службы. Чисто. Вот только Чернобыль – единственный в мире бездетный город. Детям до 18 лет запрещается находиться в Чернобыльской ЗОНЕ.

 От туристов – отбоя нет. Для них подготовлены специальные объекты: гостиница, памятники… Пройдёмся по ним, коль уж широким проспектом шагаем.

 Бррр! – хочется поёжиться перед памятником чернобыльским пожарным. Жили люди, служили, и вдруг – бабах Четвёртый блок…

 Не пройдёшь мимо постоянно действующей выставки робототехники, которая работала непосредственно в реакторе. Её, конечно, почистили, но всё равно жутко.

 Памятник вертолётному экипажу, винтокрылая машина которого зацепилась за трос крана и рухнула в эпицентр взрыва. Так показывает кинохроника. На самом деле вертолёт упал рядом с реактором, тела погибших относительно легко собрали и похоронили.

 Детский сад, естественно, пустует вот уже почти 30 лет.

 Игрушечная машинка у входа излучает 783 микрорентгена в час. Напомню, что норма – 12.

 Внутри сердце содрогается от вида полуистлевших детских игрушек, кроваток, интерьера…

 Это я в репортаже несусь галопом по Европам. На самом же деле мы обстоятельно осматриваем куклы, бельё, читаем заявления родителей с просьбой принять их детей в садик, репертуар постановки для утренника в честь Международного дня солидарности трудящихся…

 А вот в ранее 50-тысячной Припяти никто не живёт. От неё до Четвёртого реактора – два километра. Это мы обвешали водителя Юру фотоаппаратами, а сами стали в позы. 

 Тут же, на въезде, и печально известный своей загрязнённостью Рудый лес.

 Раньше слышал, что экскурсии в здания не пускают. Враки. Вот поликлиника. Её регистратура.

 Жалею, что галоп понёс меня по Припяти дальше. А те, что обстоятельно обследовали поликлинику, в её подвале обнаружили фрагмент формы пожарного, который фонил на 2500 микрорентген. Большего показателя мы не видели. Можно легко представить, как дело происходило. 26 апреля 1986 года полуживого «светящегося» пожарного притащили в поликлинику, раздели, форму выбросили в подвал, его взялись лечить. Прожил он считанные дни.

 Читал в интернете записки сталкера, как он со товарищи прячутся по квартирам от экскурсионных групп, ходят по Припяти с оглядкой… Мы же куда хотим, туда идём. Даже разбредаемся группами в разные стороны. Смело, не боясь. Но я понимаю сталкеров – романтика. Я бы тоже им стал, но сдерживает страх перед огромным штрафом в случае провала. А турист оплатил тур – и заходи спокойно в любой подъезд.

 Хочешь, кухню обследуй. Интересует интерьер жилого сектора? Добро пожаловать в зал.

 С балкона энного этажа увидал далёкую руину. Для фотографирования приблизил её зумом. Ужас!

 Но, как объяснил наш проводник Сергей, эту школу разрушил не Взрыв, а 30-летнее безлюдье и советский расчет прочности стройматериалов. Ну, коль уж я обратил внимание на школу, прошу в класс.

 Занятия закончились. Можно и развеяться в популярном тогда кино. В Припяти нас ждёт кинотеатр «Прометей».

 Упаси Перун вас подумать, что я иронизирую. Здесь я серьёзен, мрачен, взволнован, печален как нигде и никогда. Просто для лучшего усвоения увиденного переношу себя в ту далёкую эпоху Взрыва в роли припятчанина. В результате я безмятежен, спокоен, счастлив в ожидании светлого будущего моей самой справедливой в мире страны Советов.

 Фу ты, так перевоплотился в жителя Припяти начала 1986 года, что чуть на колючую проволоку не напоролся. Она здесь уже не нужна. Её поставили сразу после выселения Припяти, чтобы уберечь город от мародёров, в расчете на скорое возвращение его к жизни. В конце концов, поняли, что это не произойдёт никогда. А демонтировать колючку нет смысла. Она здесь никому не мешает, кроме туристов. А их сюда не просят. Сами ломятся, невзирая на расходы и опасность. Вот уж твёрдолобая братия! Чёрт, зарапортовался – забыл, что сам один из них. Лучше покажу вам гостиницу «Полесье», где, несомненно, пожил бы хоть раз в течение прошедшей тридцатки лет, если бы не Взрыв.

 И в Дворце культуры «Энергетик» непременно побывал бы с совсем иной миссией…

 Батюшки! Рояль играет. Вот только подход к нему чреват провалом – пол сгнил.

 Дом быта. Парикмахерская «Олеся». Работает с 7 до 20 часов. Выходные: воскресенье, понедельник. А сегодня понедельник. Поэтому в салоне такое безлюдье? К сожалению, не поэтому.

 Задача нам поставлена не из лёгких – залезть на 16-этажный припятский небоскрёб, чтобы осмотреть окрестности Припяти.

 Лифт, конечно, не работает. Топайте пешком. Нет, вас не заставляют. Можете прогуляться по Припяти, пока остальные будут карабкаться с этажа на этаж. Но желающих не находится, все хотят побыть поближе к небу. И все без исключения туристы фотографируют в конце пути мумию собаки, забытой хозяевами, впопыхах отправляющимися в эвакуацию на три дня.

 Крыша 16-этажки – единственное место в Припяти, где работает беларусская мобильная связь, до нашей границы ведь пять километров.

 Какой простор! Какой пейзаж! Но силуэт четвёртого блока и его новый саркофаг вдалеке возвращают в действительность.

 Спускаясь вниз, заскочил в жилой сектор одного из этажей. Как общежитие! Но это не оно, а малосемейка.

 В Припятском детском садике ещё не бывали.

 Интересно: деткам, которые по очереди сидели на этом горшке, теперь уже за 30. Помнят ли они своё отхожее место, узнают ли его?

 Ну, вот и обошли всю Припять. Вышли на окраину с противоположной стороны.

 Хорошо, что выезд с этой стороны заблокирован, а то ведь мы ещё в парке культуры и отдыха не отдохнули, символа мёртвой Припяти – колеса обозрения – не видели.

 Вот на этих электромашинках учились водить припятские дети.

 Показывать пустую фотографию припятского колеса обозрения, которое включалось всего лишь раз, при проверке перед торжественным открытием на 1 мая 1986 года, нет смысла - весь мир повидал заставку с этим печальным видом. А вот живого Блукача Валацужнага в корыте на фоне мёртвого колеса ещё никто в мире не видел.

 А ну-ка, Дима или кто-то там ещё, определите радиацию под моим корытом. М-да! 740 микрорентген - в 62 раза выше нормы. Ну, ничего, я ведь недолго сидел – всего лишь одно мгновение, пока Ира (или Дима) меня дважды щёлкала. Это я сам себя успокаиваю – можете данную фразу пропустить и не читать.

 Путь к автобусу лежит возле бассейна, спортзала. Как не зайти? Кто-то впопыхах спортивную обувку оставил, совсем такую, как я носил 30 и более лет назад.

 Перед въездом в ЗОНУ наш начальник зачитал инструкцию, что мы должны делать, чтобы защитить себя от радиации: не дотрагиваться, не ставить, не брать в руки, не прислоняться – исключительно всё фонит. Да где ты удержишься!? Ставили фотоаппараты на автоспуске, клали дозиметры, брали в руки заявления с просьбой принять детей в садик, я вон в корыто под колесом обозрения залез. А ещё я вам не показал из этических соображений, как в поликлинике мужики, в том числе и я, фотографировались в гинекологическом кресле. Ну, а вот это нарушение, кажется, нареканий ни от одного ханжи не вызовет.

 А теперь – на ЧАЭС. Но пока не на Четвёртый блок, а в рабочую столовку на обед.

 Но не спешите, друзья мои. На входе вас ждёт дозиметрический контроль. Нацеплял на себя радионуклидов – пошёл вон. Контролёра не подкупишь ни за какие деньги, поскольку он – робот. Не откроет турникет, и хоть волком вой, а останешься голодным. Но все мы оказались чистыми. Даже любопытно – столько шатались-болтались, лежали в кресле и корыте, на канат забирались, на рояле играли - и «чистые». Во что тогда должен вляпаться посетитель ЗОНЫ, чтобы оказаться «грязным»?

 Кушать подано! Садитесь, жрать будем.

 Не спеши, Блукач. Покажи, что вошло в стоимость твоего тура. Вполне нормальный обед.

 Наелись, напились, а теперь на АЭС сомов кормить. К сожалению, ночные морозы загнали этих рыбок-мутантов в омуты на радость карпам. Те с удовольствием пожирают любую брошенную им пищу.

 Сошли с моста над охладительным каналом и видим Четвёртый блок-реактор. Даже не верится, что он рядом, что мы возле него.

 Мы ещё не знаем, что нас сейчас подвезут под самый Четвёртый блок, что будем измерять возле него фон, фотографироваться на фоне злосчастной трубы. Но я временно прекращаю репортаж. Сначала предполагал сделать его одним махом. Но, начав, увидел, что не получится – долго и много фактуры. Разделил её на два раза. А во время работы над второй частью понял, что при такой раскладке мало внимания уделю самосёлам. Это будет несправедливо, поскольку дед с бабой мне понравились. И не только мне, а всем. Поэтому им посвящу третью часть репортажа с ЗОНЫ.

Продолжением будет «Самосёлы в Чернобыльской ЗОНЕ».



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





28 окт 2015 в 11:44 — 9 лет назад

Володя -Валацуга, как ты ходил по и внутри зданий ? Не опасался за "советский ра (про) счет прочности стройматериалов" А вдруг ? Тут и Перун не поможет .. хотя .... Подмигиваю Да и собаке этой вряд ли 30 лет, от неё прах один остался бы. Это не из Советского прошлого пес, а скорее уже из Незалежной Україны.



30 окт 2015 в 10:43 — 9 лет назад

Птиц там больше чем на Лепельщине?





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ