Так на чём это мы остановились по дороге из Воболочья в Волотовки? Ах, да! Я завис над холодной Бойной и должен упасть в неё, поскольку во всех рассказах такое обязательно случается. Но почему именно я? Да потому, что все перешли и не свалились, а я переправляюсь последним.
Ха! Как я вас разыграл? Заострили уже внимание в предчувствии завлекательного зрелища, как я шлёпнусь в воду и стану вдвойне тяжелее. А я и не свалился. Дошёл до волотовского берега пусть не уверенно, но без эксцессов. Кстати, а вы прочитали воспоминания про Бойну уроженца Волотовок Коли Зеленовского? Если нет, то обязательно возвратитесь сюда: «Постепенно умирает Бойна».
Дальше без всяких трудностей преодолели кустарниковую пойму, лесную чащу и вошли в призрак Волотовок с реутпольской стороны. Я сразу узнал первую хату Петра и Ольги Ляхов.
Я столько написал про Волотовки и так часто в них бывал, что могу провести экскурсию по их призраку лучше иного волотовца-аборигена. Сейчас это и сделаю. Только вот думаю, с чего начать. Сначала показать увиденный мной призрак в 2013 году, или начать с живой деревни 1997-го и 2001 годов, а потом постепенно перейти к призраку? Пока думаю, покажу разрушенную временем и природой следующую хату Василя Зеленовского. Он несколько месяцев назад умер у сына в Лепеле.
Из последующей моей информации узнаете возраст всех волотовцев, которые были живы при моём посещении Волотовок. Ведь я уже решил с чего начать рассказ про лесную деревню. Я сначала доведу вас до привала, а потом, пока галопёры будут готовить галопную кашу, перенесу во времени сначала на 18 лет назад. Итак, вперёд! Вот это призрак хаты самого юного жителя Волотовок Евгения Кунчевского, которому тогда было всего лишь 60 лет.
Ввиду своего юношеского (относительно остальных волотовцев) возраста Женька обеспечивал всю деревню продуктами из Забоенского сельмага – доставлял на собственной лошадке. Во второй мой приход в Волотовки его уже не было – продал хату на вывоз, и переселился в Малый Полсвиж, где здравствует и поныне. Впрочем, это всё через несколько минут прочитаете в моих фотокопиях подлинной статьи. А пока загляну в призрак жилища, кажется, Ивана Михно.
За два последних года внешний вид руины почти не изменился.
А вот внутри призрака хаты произошла перестройка по проекту, разработанному архитектором Временем – печи не стало. Рухнула она на пол.
Пусть галопщики кашеварят на воде, принесённой Шукачом из застоявшегося волотовского пруда (до Бойны или Эсы далеко), а я включаю Машину Времени. Итак, канун нового, 1998 года.
После прочтения первой колонки текста блока снимков прошу возвратиться вверх к началу второй колонки, потом - третьей. После прочтения всех трёх колонок текста следует таким же образом приступить к чтению последующего блока окончания статьи из двух колонок. Ставлю его.
Фу ты! Это я помогаю выпустить вздох облегчения тем, кто набрался мужества и терпения одолеть мою статью на полную газетную страницу. Добавлю про последствия, которые обрушились на меня за выбор столь неординарного транспорта для посещения Волотовок. После выхода статьи редактор газеты «Лепельскі край» Василь Хованский на начальственной планёрке получил неплохую взбучку от председателя райисполкома Николая Мисюры: зачем пропустил в газете про босой переход зимней Бойны Шушкевичем, ведь читатели подумают, что ему специально не дали редакционный УАЗик. Вроде бы меня защищал, но редактор соответственно вклеил и мне: зачем написал про штурм реки босыми ногами? А первый заместитель предрика Василь Хамёнок после не просто одобрил мой поступок, а даже восхитился им и высказался против позиции председателя. Правда, не перед ним, а передо мной… Ладно, забыли то, что было. Включаю задний ход в Машине Времени, чтобы посмотреть, в каком состоянии рисовая каша с тушёнкой на болотной воде из совсем недавно растаявшего снега.
Рис пока не разварился, твёрд. Пусть не спешит готовиться. Нам ведь нужно ещё 2001 год посетить. А ну, Машина Времени, перемещай нас на 14 лет назад!
После прочтения первой колонки текста блока снимков прошу возвратиться вверх к началу второй колонки. После прочтения всех двух колонок текста следует таким же образом приступить к чтению последующего блока окончания статьи из двух колонок. Ставлю его.
Я тогда шёл росной пойменной травой, косой некошеной и скотиной нееденой. Выше прежнего ноги промочил – аж по самое их начало. Вода ручьевыми потоками по штанам стекала в резиновые сапоги и переливалась через их край. Но было лето, и взбучку редактор за штурм мной заливного луга не получил.
Теперь понятно, как умирали Волотовки? Точно также превращались в призраки и другие деревни. Машина, доставь нас обратно в 20 ноября 2015 года, посмотреть, в каком состоянии наша болотная каша!
Прости меня, братва галопная, что малость задержался в 2001-м. Наполняйте мне котелок солдатский, буду есть и кулинаров-галопников нахваливать, ведь ещё в мире никто не едал каши, приготовленной на воде из волотовского болота. А пока я ем, пусть Машина Времени забросит нас совсем близко, в 2013-й. Впрочем, сами жмите на пусковую кнопку чудо-машины здесь: «ДЕРЕВНИ-ПРИЗРАКИ. Волотовки».
Ну, что, приуныли? Я – да! А не забыли почитать комментарии Иры из 2014 года? Вот ведь как отпрыски каких-то захолустных Волотовок почитают своё начало начал – родительский дом. Их хаты рухнули, но они всё равно приезжают пожить на руинах Волотовок в палатках. А вы давно были у родным куце? Не в том, что торгует продуктами на Базарной площади или по улице Школьной, а в том, что вас зачал? Как то делает Ира, внучка Ольги Кривко. Даже фотку бабушки, сделанную за год до её смерти, в коммент поместила. Той Ольги, которая меня с лыжами переправляла обратно через Бойну в конце 1997-го.
Спасибо, Машина Времени, ступай себе на покой. Ты сделала доброе дело – призраков волотовцев живыми показала. Если бы не ты, никто никогда не узнал бы о существовании всяких там Кунченят, Михнят, Пшончонят… А теперь вот они будут постоянно на виду у блуждающих по интернету. Нет-нет, да наткнутся на мой Галоп может через сто, а может и через тысячу лет. Заудивляются, что такая древняя цивилизация и непонятная природа существовала на месте бескрайней песчаной пустыни. И на кашу я не опоздал. Может впопыхах не заметил, а может на самом деле она болотом не пахла, была вкусной, как всякая походная еда, как каша на вспаханном поле возле неприступного озера Заружань, воду для которой Шукач добывал в прорытой бобром норе… Была бы каша невкусной, не развалились бы так расслаблено галопцы, несмотря на поджимающее время.
Подъём, Один Процент интересующихся в отличие от 99% не интересующихся историей родного края! Впереди нас ожидает Майдан!
2015 год.
НРАВИТСЯ 1 |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Грустноватая история вырисовалась с Валатоуками, однако.