Родился в 1946 году в деревне Липки Волосовичского сельсовета. Окончил 11 классов Лепельской школы-интерната. Работал киномехаником кинопередвижки в районной кинофикации, трактористом в совхозе «Волосовичи». Служил в армии на станции Пуховичи Минской области разведчиком-пулемётчиком. После демобилизации работал в Волосовичах трактористом в совхозе, в Лепеле рабочим на льносемстанции, слесарем на экскаваторо-ремонтном заводе, завхозом и слесарем на комбикормовом заводе. Живёт в Лепеле.
В 2016 году Лепельской школе-интернату исполняется 60 лет. Я попал в первый её набор. Поэтому хочу пополнить историю этого полезного учебного учреждения личными воспоминаниями.
Ближайшей к моим Липкам была начальная школа в чашникской деревне Амосовка. В неё я и пошёл в 1953 году.
Отец с войны пришёл инвалидом – глухим и без руки. Содержать двух дочерей и сына ему было тяжело, поскольку работать в колхозе не мог, а пенсии по инвалидности получал 38 рублей, которые после реформы 1961 года превратились в 3 рубля 80 копеек (бутылка водки стоила 2 рубля 87 копеек). У него была возможность определить кого-то из детей в один из близлежащих детских домов: Веселовский, Краснолукский, Лепельский. Однако сделать это отцу не позволяла гордость. И только когда в 1956 году прочитал в газете об открытии в Лепеле школы-интерната, наконец, решился определить туда сына, пройдя необходимое оформление.
1 сентября 1956 года я пошёл в 4-й класс Амосовской начальной школы, а уже 12 сентября стал четвероклассником Лепельской школы-интерната. Папа отвёз меня туда на телеге и оставил.
Чем отличается школа-интернат от детского дома? На моё понятие и там, и там содержатся сироты или дети малоимущих родителей. Разница лишь в том, что школа-интернат имеет собственную школу, а детдомовцы ходят в местную, общую для них и тамошних детей. А ещё в детдоме воспитываются и дошкольники.
Сразу набрали детей с первого по пятый класс. На следующий год пятиклассники перешли в шестой класс, в 1958-м они стали семиклассниками… Таким образом школа-интернат расширялась по 11-й класс. Кто не желал получать среднее образование, мог с согласия родителей после семи классов ехать учиться по всему Советскому Союзу, например, на слесаря в Казахстан, на шахтёра в Украину…
Жили на втором этаже красного двухэтажного здания бывшего педучилища, которое сейчас реконструируется под музей. На первом этаже располагалась школа. В этом учебно-спальном корпусе помещались ещё столовка, кухня, спортивный кабинет, медицинский изолятор. Белая двухэтажка напротив стояла сгоревшая, возможно, в войну. После построили кирпичный корпус на углу улицы Данукалова и Пятачка - между районным Домом культуры и гастрономом.
Поначалу меня очень доставала ностальгия. Постоянно хотелось домой. Однако дети были настолько загружены обязательными и просто полезными занятиями, им навязывали множество увлечений по интересам, что грустные мысли о доме сами отходили на второй план. Ездить на каникулы в Липки меня стали отпускать после того, как по району начали ходить маршрутные грузотакси, сменили которых курганские автобусы «коробочки».
Наверное, ни одна городская школа, не говоря о сельских, не была настолько обеспечена техническими средствами, как наш интернат. Было достаточно необходимого оснащения для организации работы различных кружков: фото, радио и многих других. Имелась машина, трактор. Понакупали велосипедов для велопоходов. Почему-то я участвовал лишь в одном пешеходном многодневном, пролегавшем по старому Борисовскому большаку с первым ночлегом в Замошской школе – почти три десятка километров от интерната. На следующий день проследовали Адамовку, Чёрную Лозу. Одним из пунктов посещения было урочище Добрая вода с легендарным родником и католическим кладбищем. Затем шли Латыголичи, Краснолуки, Добромысли. В Новых Волосовичах предпоследний раз ночевали в начальной школе, располагавшейся в перевезённом из фольварка Вацлавово доме пани Стефании Зацвилиховской-Стефановской, впоследствии сгоревшем. Наутро посетили Веселовский детский дом и там заночевали. А на следующий день одолеть какие-то два десятка километров до родного интерната было пустяковым делом. Ещё успели задержаться в Великом Полсвиже, чтобы отдохнуть и искупаться в озере Полсвиж.
При школе-интернате было большое подсобное хозяйство. Содержались два коня, свинарник, кролики. Большой огород размещался за Минским шоссе, где теперь великополсвижская улица Парковая. Мы там построили овощехранилище, пуню для хранения сена. Пруд на углу Минского шоссе и дороги на Волосовичи сами выкопали лопатами. Второй пруд образовался на месте добычи торфа вручную за пуней, но со временем болотистая почва его сровняла с землёй.
Первым директором был Макеев Трофим Исакович, завхозом - Дмитрий Полонский (бил нас по рукам, чтобы толстую кожуру с картошки не срезали), сменил его Крысенок. Врачом по совместительству работал доктор районной больницы Лях Михаил Иванович. Медсестра была в штате школы-интерната. Мои первые воспитатели – Нисенбаум Залман Абрамович и Кривец Лидия Иосифовна, классный руководитель и учитель физкультуры – Стецков Георгий Агеевич (впоследствии директор спортшколы). Насколько я знаю, из учителей того времени в живых остались лишь Левицкая Диана Исаковна (обществоведение, русский язык и литература) и Кудрявцев Валентин Борисович (немецкий язык). В 9-м и 10-м классах моей воспитательницей была Пацей Татьяна Тимофеевна, а её муж Фёдор Куприянович – классным руководителем. Он меня и выпускал из 11 класса в 1964 году. Таких выпусков было всего два. Потом школа-интернат перешла на восьмилетнее обучение.
В школе-интернате воспитывались не только лепельчане, а были дети со всей области. Помню воспитанников из Орши, Полоцка, Сиротино (бывший райцентр теперь Шумилинского района), Городка, Чашник, Бешенковичей. Если мне память не отшибает, когда учился в 11-м классе, учеников всего насчитывалось до трёх сотен. Было два первых, два вторых класса.
В 10-м и 11-м классах изучали тракторное дело. Полгода были на практике в колхозе «Салют». Жили в деревне Матюшина Стена у матери Майзуса Василя Константиновича. Она готовила нам поесть из интернатовских продуктов. За ними, а также мыться в бане, ходили в Лепель. Работали на тракторах ДТ-54.
Часто проходили краткосрочную практику на Лепельской РТС. Здесь нужно обратить внимание, что молодое поколение, изучая историю, путают МТС и РТС. МТС в Волосовичах и Губино – это машинно-тракторные станции, в которых концентрировалась сельскохозяйственная техника для последующего распределения по колхозам соответственно потребностям. А в самом Лепеле была не МТС, а РТС – ремонтно-тракторная станция, впоследствии районное объединение «Сельхозтехника», после райагропромтехника, в 90-х годах потерпевшая полнейший крах и развал. Так вот, РТС занималась ремонтом тракторов и иной сельскохозяйственной техники. Мы там учились ремонтному делу. По окончании 11-го класса успешно сдали экзамены и получили права трактористов, что в дальнейшей жизни почти всем пригодилось.
Жили дружно. Но весь коллектив был стихийно разделён на небольшие группы закадычных дружков. Нас было четверо: я, Вовка Вечерский из самого Лепеля (живёт в Смоленской области между Смоленском и Брянском), Володя Юдовин из Бешенкович (живёт в городе Кириши Ленинградской области) и Сергей Буявец из Боровки (про него не знаю). Храню снимок 1963 года.
Слева направо: я, боровчанин Сергей Буявец, бешенковичанин Володя Юдовин и лепельчанин Фирка Озерков.
Володя Вечерский часто приезжает к матери в Лепель. Он через интернет отыскал тёзку Юдовина в Киришах. Дал мне его телефон. Я позвонил. Володя Юдовин приехал в Лепель на прошлый День освобождения Беларуси. Обещал приехать и нынешним летом. Так что три старых друга отпразднуют 60-летие своего знакомства и любимой школы-интерната, давшей нам путёвки в жизнь. Раньше думал, что так только пишут в советских газетах для красного словца, но в старости понял, что это на самом деле так. Ведь школа-интернат это не просто общеобразовательная школа, а и наша большая семья, в которой в дополнение к учёбе мы ещё и жили многие годы.
Записано в 2016 году.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
А на каникулы и выходные отпускали ли домой?
Геня Рыжоў ездзіў дахаты ў Ліпкі пасля таго, як у раёне з´явіліся пасажырскія маршруты грузатаксі. Аднак быў перыяд, калі дзяцей перасталі адпускать, паколькі з дому яны вырталіся вашывымі. Таму, каб дзецям наведаць бацькоўскую хату, бацькам трэба было падаць у школу-інтэрнат даведку ад санітарнай службы, што на іх галовах і ў хаце не жвуць вошы. Аб тым падрабязна чытайце заўтра ў маім блогу навуковае даследаванне былой супрацоўніцы Лепельскага краязнаўчага музею Тані Шлег.