27 апр 2016 в 08:09 — 9 лет назад

217. БУНТ В ВОЛОСОВИЧСКОМ КРАЕ. Квасовец Фёдор

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 2963

 Родился в 1928 году на хуторе Схеда Лепельского района. В войну находился в деревне Красащина, был узником концлагеря в Восточной Пруссии. Работал бригадиром колхоза в Красащине. Окончил Могилёвскую трёхгодичную школу председателей колхозов. В Толочинском районе возглавлял сельхозпредприятия. Живёт в Толочине.

 Меня заинтересовали интернет-публикация Валадара Шушкевича про историю Волосовичского края, поскольку сам родом из тех мест. Знаю лично тех людей, которые упоминаются в репортаже "СЕНСАЦИИ. Подлинная история Волосовичского края". Читаю, и сердце сжимается от осознания того, что сталось с родными местами, во что превратился некогда благодатный край.

 В репортаже «4. Галопом по призракам. Схеда» Валадар Шушкевич пишет, что группа галоперов знает о деревне Схеда лишь то, что ничего о ней не знает и впервые слышит это слово от одного из них. Далее соглашается, что, проведя опрос жителей окрестных деревень, можно было бы найти свидетелей существования Схеды, но на то нужно время. Так вот, я и есть житель Схеды. Родился в ней в 1928 году. Впоследствии в силу трагических и печальных обстоятельств того времени стал жителем соседней деревни Красащина, место которой Валадар Шушкевич описывает в разделе галопа "2. Галопом по призракам. Красащина". Об этом и поведу свой сказ.

 Схеда хоть и имела два десятка дворов и четыре десятка жителей, считалась не деревней, а комплексом хуторов из восьми отдельно стоящих хозяйств.

  Хутор Схеда образовался из поляков, купивших землю у волосовичского пана Казимира Зацвилиховского в 1911 году. Покупатели переехали из Польши, поселились в свободном урочище и стали жить-поживать да добро наживать. Но прогромыхал октябрь 1917 года…

 Моя дочь Нина Квасовец живёт в Минске, изучает родословную. В архивах нашла результаты переписи 1926 года населения хутора Схеда Волосовичского сельсовета Лепельского района Борисовского округа. На 11 дворах жили 44 человека. Национальность, или, как было сказано в «Поселенном списке домохозяев №20», народность была одна – поляки. Главами хозяйств были Потапюк Анисия Никифоровна, Потапюк Михаил Филиппович, Красовский Станислав Станиславович, Красовский Иван Станиславович, Островский Антон Михайлович, Огрызко Бонифатий Адамович, Огрызко Иосиф Бонифатьевич, Костючек Семён Николаевич (единственный беларус), Буевич Серафим Петрович, Квасовец Михаил Дмитриевич, Огрызко Иван Бонифатьевич.

   По хозяевам Огрызко, Красовском видно, как сын обзаводился собственной семьёй и заводил отдельное хозяйство. Может, я и доселе жил бы в Схеде рядом со своими потомками и наследниками, если бы не грянула коллективизация. Моего отца Антона Квасовца поставили бригадиром колхоза. В 1933 году его репрессировали по ложному доносу тайного агента ГПУ из числа местных жителей. Я его прекрасно знаю, но фамилию называть не хочу, поскольку в Волосовичском крае живут его дети. И хоть за родителей дети не отвечают, на них будут смотреть косо. А самого доносчика в 37-м расстреляли. А вот гэпэушника, который арестовывал моего отца, пожалуй, назову – Чаповский это.

 В 1938 году отец возвратился из заточения. Но жить в приграничной зоне, каковой тогда считалась Лепельщина, нам не позволили. Пришлось всей семьёй выбираться в Оршанский район. Когда войска СССР захватили Западную Беларусь, Схеда перестала быть пограничной зоной, и мы возвратились в родные края. Но не было уже самой Схеды. В 1938 году хутор разогнали. Расселились схедовцы по близлежащим деревням. Большинство выбрало Красащину. В ней стали жить и мы. По приезде узнали, что при разгоне Схеды раскулачили Красовского Стася за то, что содержал четыре коровы, три лошади и во время уборочной нанимал желающих подзаработать жителей Красащины.

 Когда началась война, отца забрали на фронт. Поскольку Красащина была глухой лесной деревней, она стала пристанищем партизан. В средине войны в ней стоял 13-й отряд Короленко. Когда в феврале 1944 года началась операция по уничтожению партизан, вместе с ними родную деревню покинули мужики и парни. Остались женщины да мы, пацанва. Собирались играть у Фёдора Мишуто. Однажды к Фёдору Пшенко на лошади приехали два или три партизана. Расположились основательно. По какой-то причине я пошёл домой. Пройдя метров 200, за полем Абрамовщина заметил белые силуэты. Бегом помчал обратно и сказал о том партизанам. Предложил самим посмотреть. Повёл. А по Абрамовщине уже цепью шли каратели. Партизаны моментально покинули Красащину и во весь дух помчали в Реутполье. Немцы заняли деревню, прошлись – всё тихо, мирно. Расположились на обеденный привал.

 Неожиданно со стороны бывшей Схеды послышался бой. Каратели быстро свернулись и направились туда. Мы залезли на крышу хлева, чтобы с высоты лучше рассмотреть происходящее. Как потом выяснилось, на немецкую разведгруппу из семи человек напали партизаны. Каратели, покинувшие Карсащину, обстреляли партизан из миномётов. В Карсащину не возвратились ни те, ни другие.

 Я до сего времени горжусь своим поступком. И совсем не потому, что спас жизнь нескольким партизанам, остановившимся у Фёдора Пшенко. Я спас всю Красащину. Если бы я не заметил подозрительные белые силуэты и не предупредил партизан, каратели незаметно вошли бы в Красащину, обнаружили партизан, те начали бы отстреливаться. Независимо от того, удалось ли бы им убежать, или они были бы убиты, немцы уничтожили бы всю деревню. В лучшем случае сожгли бы её, в худшем – вместе с жителями. За несколько дней до того были сожжены не такие уж и далёкие Велевщина с Гадивлей за то, что приютили партизан.

 Мне и многим моим односельчанам не удалось почувствовать радость освобождения. 11 мая 1944 года нас захватили и направили в Лепель, оттуда – в Боровку. Там погрузили в вагоны и по узкоколейке повезли в Восточную Пруссию.

 В концлагере мне присвоили №90106. Вовсю работали крематории. Пепел от сожжённых человеческих тел складировали в штабеля высотой метров пять и длиной примерно в 80. До сего времени мне снятся отупевшие от голода и холода лица узников, окоченевшие мертвецы, оскалы разъярённых сторожевых псов, смрад чёрного дыма крематория…

 Освободили меня 21 января 1945 года. Определили в армию как вольнонаёмного – собирал скот для пропитания солдат. В 1946-м отпустили домой. В Красащине поставили бригадиром. Председателем был безграмотный Островский, потому все колхозные дела исполнял я. Однажды вызвали в Лепель и предложили два варианта выбора дальнейшего жизненного пути: идти на курсы мастеров для строительства Лепельского молокозавода или поступать в Могилёвскую школу по подготовке председателей колхозов. Последнее мне ближе. Три года учился. Стал заведовать животноводством Толочинского района. Потом там же возглавил совхоз «Рассвет». Был директором крупного животноводческого комплекса.

 Но я переключился на себя, отклонившись от темы дополнения истории Волосовичскага края. Продолжаю. То, что сейчас сообщу, станет сенсацией для всего Лепельского района.

 Во время насильственной коллективизации в Волосовичском крае был антисоветский бунт. Восстала наша сторона. Центром бунта был комплекс хуторов Долгая Лужа, про которую вспоминал Валадар Шушкевич в разделе «9. Галопом по призракам. Долгая Лужа». Главной зачинщицей была Виктория Ростовская. Её помощниками были Петрище, Костючик и ещё несколько человек. Когда конкретно проходил бунт, не знаю, но точно до ареста моего отца зачинщики уже были расстреляны, это значит – до 1933 года. Однажды на опушке я обнаружил провальную яму. Начал о ней расспрашивать знакомых. Сказали, что там был цыганский колодец. А у нас отродясь не было цыган. Решил, что обнаружил место захоронения зачинщиков бунта.

Записано в 2016 году

PS. Ад Блукача ВАЛАЦУЖНАГА. Інтэрв´ю у Фёдара Квасаўца я браў па тэлефоне. Таму папрасіў яго дачку Ніну Квасавец даслаць свой каментар і выправіць недакладнасці. Зарэгістравацца на сайце LEPEL.BY яна не можа, паколькі не зарэгістраваная ў сацыяльнай сетцы ВКонтакте. Даслала мне каментар праз "Одноклассники". Пераношу яго сюды. 

 Так, недакладнасці ёсць. Калі ужо пра біаграфію бацькі, то можа мела б сэнс, кажучы пра яго адукацыю, сказаць, што пасля Магілёўскай школы ён яшчэ скончыў і Віцебскі ветэрынарны інстытут (завочна). Далей -- пра жыхароў. З тых 11 сямей, што ў спісе, з Польшчы прыехалі толькі 4 (Патапюк -- адна і другая сям"я, Касцючык і Квасавец). Астатнія -- мясцовыя. Нацыянальнасць. Не трэба ніколі давяраць афіцыйнаму пазначэнню нацыянальнасці. Раней гэта (з большага) вызначалася па канфессіі. Таму там мясцовыя (7 сямей) усе -- католікі, а тыя. што прыехалі з Польшчы -- былыя ўніяты, сілай пераведзеныя ў праваслаўе. (Ды гэта, дарэчы, магла б быць асобная гісторыя, можа я і збяруся калі напісаць пра ўсё гэта. Пакуль яшчэ не гатовая). Палякаў сярод іх не было. Бо я трохі разбіраюся, хто паляк, а хто не.

 Еще об этом списке: Костючик и Потапюки -- родственники Квасовцам по женской линии. О(А)грызки -- это вообще-то фамилия можно сказать магнатская. Но эти уже обеднели, но все равно это все шляхта. Островские -- тоже недавно еще были довольно богатой шляхтой.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





16 июля 2018 в 16:11 — 6 лет назад

http://bramaby.com/ls/blog/history/9407.html

13 576Бунт КАВАЛЕРИХИ, Дело банды ХРИПАЧА, «БЕЛАЯ СВИТКА» /или беларуские антисоветские и криминальные страсти времен «Колхозного перелома» Андрей ТИСЕЦКИЙ

Не знаю, прав ли автор Андрей Тисецкий в своеи предположении, что Виктория Ростовская -- это и есть Кавалериха, о которой он пишет. Но то, что тема получила в некоторой степени развитие -- интересно.



17 июля 2018 в 18:17 — 6 лет назад

Благодаря Владимиру Шушкевичу собрана воедино становление и развитие поселений вокруг Схеды на юге Лепельского района..Главным источником жизни была до определённого времеи своя Матушка Земля..Вокруг её крутились все события крестьянской жизни: женились, строились, делились, как говорит Фёдор, он,, может до последнего времени жил в тех местах.. Как пишет Нина национальных расприй не было.Во главе угла стояли конфесии , календарь был один, старый стиль, праздники в одно и тоже время. С победой революции большевики разделили народ на боготых и бедных, появилась зависть. Ленин взял сторону бедных., пошло раскулачивание с высалками в дальние края, Сталину этого оказалось мало, даёшь коллективизацию, ломай хребёт кулачеству! Объединяй землю, згоняй лошадей, коров в общий сарай., общий труд на полях и фермах. А теперь представте своя родная корова стоит в отдельном стойле и, завидев хозяйку, начинает мычать, хозяйка в слёзы, отвязывает свою любимицу и ведёт в родное стойло.Идут по деревне одна плачет, вторая мычит.. Коллективизация 1929 провалилась..С помощью НКВД в1933г второй раз снова колхоз.Теперь уже в руках НКВД: дед-всевед.



17 июля 2018 в 19:30 — 6 лет назад

Продолжение: Теперь уже в руках НКВД, саботаж, вредительство,,вражеская агитация , поджёг спелых полей зерновых, наказание ВМН (расстрел), лесоповал. и т.д. Сталину, как некоторие форумчане говорят, надоело терпеть и он вводит общее для всех преступление Враг народа. 1937 г. страну " охватил" массовый шпионаж.НКВД работает не покладая рук, не жалея сил.. Все эти события не обошли стороной и Волосовский край охватывает надуманный НКВД ,бунт в Схедах под руководством крестьянки Кавалерихи, которая по всем вероятностям вывела первая свою корову из колхознол заточения..Расстрелы велись без следствия и суда , расстрел прозводили тут же за деревней. 1941 г. отец всех народов без зазрения стада и с обращается по хрестиаскеи БРАТЬЯ И СЕСТРИ за помощью в разгроме врага. Помогли ! Дед-всевед.



18 июля 2018 в 12:58 — 6 лет назад

"надуманный НКВД ,бунт в Схедах под руководством крестьянки Кавалерихи". Я не думаю, что бунт был надуманный. Отец говорит, что в начале 1930-х годов мужчин в округе, особенно в Долгой Луже, совсем не осталось. Кроме Демки. Всех забрали и расстреляли. То, что для этого особых причин могли и не искать, но расследования А.Тисецкого ( brama.by) факт этот подтверждают. И эпицентр этого возможного бунта, как говорит отец, был не на Схеде, а в Долгой Луже.



18 июля 2018 в 18:19 — 6 лет назад

Нина,спасибо за поправки, Вы конечно более точно знаете из первых рук из уст отца о событиях того времини.. Я знаю про организацию колхоза по рассказам моей матери, которая знала не по наслышке о той прелести Ленинско-Сталинского покроя..Я думаю, что в Белой Луже было стихийное выступление, вызванное растрелом их мужей, не посильным трудом, без всякой организаии c конечной целью распустить колхоз! C Вашей подачи получается, что НКВД беленькое и пушистенькое, расстреляв мужиков, только защищалось, .а теперь женщины бунтуют , туда хотят, получат сполна. Был бы приказ расстреливать повод найдётся. Моего отца, как расстреляли?. Сперва сына студента., потом состряпали. что сына отец послал в Польшу с заданием. А фактически по Постановлению. Сталина. Нина , на нашем форуме много сторонников той власти, правда, сами не хотят ходить в рядовых, но защищать правоту диспотии готовы с пеной у рта. Соми готовы повесить .на каждого таких, как я дохлую собаку, время не то .

Нина, напиши тему., Вы когдато обещали расказать. про конфессии, как они появлялись и как исчезли. У Блукача .есть целый блог, в котором одна учёная описывает Лепельский район , мне хотелось бы про Волосовский край откуда моя мама. Дед-всевед.



19 июля 2018 в 14:33 — 6 лет назад

Иван, Вы немного неправильно поняли и меня, и суть проблемы. Ни в коем разе я не защищаю НКВД, у меня нет нигде написанной ни одной строчки, говорящей об этом. А бунт подняли не женщины, просто женщина, как считает мой отец, была во главе. К ней все стекалось. Откуда у отца эта информация -- я не знаю. Он тогда был слишком мал, чтобы быть свидетелем. Но интерес к исторнии (и своего рода, и страны) имел всегда. Участвовали там, кстати, как раз в первую очередь мужчины, которые и были репрессированы и расстреляны. Ростовская -- фамилия шляхетская, Петрище -- тоже. Костючики -- из Польши. Причина бунта понятная -- недовольство политикой советской власти и колхозами. К власти пришли люди, которые ничего не имели и не умели. Но жажда власти -- это как жажда крови у зверя, однажды попробовавшего ее. Еще раз рекомендую почитать А.Тисецкого -- он как бывший милиционер много пишет о борьбе милиционеров с преступностью (по-разному можно к этому относиться), но и в том числе у него много информации о подавлении антисоветских выступлений в Борисовском крае. Источники часто использует из архивов МВД, что далеко не всем доступно. Поэтому открываются новые страницы нашей истории -- и края, и страны. А это нужно знать.



14 мар 2019 в 23:02 — 6 лет назад

Интересную информацию получила я сегодня неожиданно -- касающуюся ГПУ-шника, который арестовывал моего деда.

"А вот гэпэушника, который арестовывал моего отца, пожалуй, назову – Чаповский это."

https://nkvd.memo.ru/index.php/%D0%A7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87?fbclid=IwAR3y1QHApU982OPjhcFrUFErFKzHZklt5ymVOJTl1YjJ8mr0c4_LAPhi-cM

Чаповский, Иван Павлович. Национальность — русский. Родился в 1904 году. Смерть: 15.02.1939, Барнаул, причина смерти — умер под следствием.

Член ВКП(б) c 1928.





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ