Родился в деревне Черноручье Лепельского района в 1927 году. Воевал. Инвалид по ранению. Окончил курсы трактористов. Работал на тракторе в колхозе «Новы будаўнік», совхозе «Лепельскі». Жил в Черноручье. Умер.
Когда началась война, мне было 14 лет. Ни под какую мобилизацию не подпадал – не нужен был ни фронту, ни партизанам, ни немцам. А вот по хозяйству помощь требовалась. Чем и занимался практически весь период оккупации. Так относительно спокойно и дотянул бы до освобождения Лепельщины, если бы не штурм Лепеля партизанами под конец оккупации. Вреда оккупантам тот штурм доставил с гулькин нос – убили часового на железнодорожной станции, буфет разграбили, здание подожгли и, отбиваясь, сбежали. А вот фашисты такое нахальство без наказания не оставили. Я тогда вместе с другими сорванцами пас коней в ночном между Черноручьем и Козлами. Со стороны Лепеля услышали ружейную стрельбу, взрывы снарядов и гранат. Потом узнали, что это был неудачный штурм Лепеля партизанами. Однако власовцев и каминцев они ощутимо-таки потрепали. Они от того ещё более озверели. Словили нас на выгоне и поместили в тюрьму, которая находилась вблизи Пятачка. На допрос вызывали по несколько раз в сутки. Дознавались, не связаны ли мы с партизанами. Старших пацанов убили, а меня, наверное, пожалели, отпустили как несмышлёныша. Вскорости и освобождение пришло. Меня сразу призвали на войну.
Попал в инженерно-технические войска. Три месяца проучили и отправили на фронт подрывником-минёром. Воевал в Прибалтике. Однажды получили очередное задание. Выполнять его пошли сквозь лес. Посчитали, что минировать его уж немцы не сунутся – побоятся ограниченной видимости. Но по лесным просторам разнеслось эхо двухразового взрыва.
Не всем понятна такая военная терминология. Это результат взрыва мины, которая имеет два взрывных детонатора: снизу и сверху. Когда срабатывает первый, мина подскакивает в рост человека, потом второй заряд её разрывает. Не помню, кто из нашей группы остался в живых. Меня посекло сплошь. Шрамы до сего времени сохранились по всей спине, на правой руке.
Не считал, сколько осколков сидело во мне. Их вытаскивали в пяти лазаретах и госпиталях. Два оставили на память. Шучу, конечно, к ним просто не подступились.
Только в 1947 году возвратился в Черноручье со справкой о пригодности к нестроевой службе. Но мне ещё повезло, ведь все односельчане, призванные на войну, погибли.
Из-за этих осколков всю жизнь мучаюсь. Из больниц не выхожу, и в Лепеле, и в Витебске лечили. Потом отказались. Сказали, что могу не выдержать, если последние осколки начнут доставать.
Но инвалид я больше по документам, а по внешнему виду того не скажешь. Жену вон себе отхватил намного младше себя, красивую, озорную. Даже не терпится рассказать, как мне это удалось.
Впервые встретились мы на поле колхоза «Новы будаўнік» между Забоеньем и Черноручьем. После курсов трактористов пахал я зябь. Из кабины увидел девушку, шедшую со стороны города. Издали её лица даже невозможно было разглядеть. Но неведомая сила повернула трактор в её сторону. Остановил махину, открыл двёрку и спрашиваю, чтобы завязать разговор:
- В какую сторону идёшь?
А ей палец в рот не клади – отвечает:
- Туда, куда ты едешь.
- Тогда, может, подвезу? – предлагаю, лишь бы что сказать.
- Езжай уже сам, куда направился…
И всё, и разошлись. А потом были и вторая, и третья полевые встречи. Выпытал, что зовут девушку Зиной, что работает в Лепеле, каждый день ходит из Рудни в Лепель и обратно.
Расхрабрился я, стал подступать к Зине всё смелее, а потом и сватов заслал в Рудню. До того наехал на девушку, что ей некуда было деваться. Хотела, не хотела, а согласилась замуж за меня пойти. Я всю жизнь шучу, что приняла такое решение, кабы на работу было ближе из Черноручья добираться.
Даже не верится, что та случайная встреча переросла для нас обоих в спокойную и счастливую жизнь. Теперь её украшают внуки и правнуки. Только всему конец приходит. Годы берут своё. Вот недавно пошёл по грибы и на месте бывшей сплавной конторы в Юшках так закрутился, что с опушки выйти не мог, случайный грибник помог. После того перестал по грибы ходить. Жизнь уходит…
Записано в 2007 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |