15 авг 2015 в 22:33 — 9 лет назад

39. Януш Илья. ОТКУДА НАЧАЛСЯ ГОРОД (63)

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 2, всего: 1739

Продолжение 2

Историческим началом местечка Новый Лепель можно считать летописное село Белое, что находилось в трёх верстах на юг от Старого Лепеля и в двух верстах от поселения Лядно на противоположном берегу Лепельского озера. Располагалось село на укреплённом самой природой месте: на острове между озёрами Проша и Лепельское, соединёнными с одной стороны рекой Эсой, с другой - небольшим ручьём. Хозяйственный и торговый подъём поселения ощутимо укрепился в конце 16 столетия, когда сюда был перенесён из Старого Лепеля административный центр.

Местечко в первую очередь начало застраиваться в восточном направлении вдоль южного берега Лепельского озера, потом - в южном. Уже в 18 столетии здесь начала слаживаться радиально-веерная система планировки с небольшими кварталами преимущественно прямоугольной формы.

По составленному плану средины 19 столетия город (с 1805 года) Лепель разделялся на 30 кварталов, приобретя в основном конфигурацию, которая сохранилась до настоящего времени. Старейшими улицами были Борисовский тракт в сторону Старого Лепеля и Прудовая улица (потом Мельничная, сейчас Володарского), связанные между собой Островной улицей (теперь улица Жигаря) между двумя мостами (через Эсу и 1-й Лепельский канал, выкопанный на месте бывшего ручья).

В западной части города на реке Эсе были созданы две плотины: на юг от современного моста (сейчас здесь пешеходный мостик) и северо-востоке реки, где справа начинался Борисовский тракт. На второй плотине действовала водяная мельница. Поэтому для сплава леса, прохода судов служил широкий и глубокий 1-й Лепельский канал. Над ним был сооружён подъёмный мост. В северном направлении от него на канале была образована искусственная продолговатая насыпь - остров (сохранился частично до наших дней), который двумя шлюзами влево и вправо соединялся с берегами. Используя современную терминологию, можно утверждать, что градообразующей отраслью в то время был преимущественно лесной промысел, что осуществлялся по действующей Березинской водной системе.

В середине 19 столетия в Лепеле существовали три площади. Западная (размером 1,5 десятины) имела название Торговая (где сейчас универмаг), на юго-востоке которой стояла деревянная православная церковь. На восток от первой была Соборная площадь (1,5 десятины), на юге которой возвышался кирпичный Преображенский храм. От Торговой площади через Соборную на восток пролегала Парадная улица (позже Дворянская, теперь Данукалова и Карла Маркса). На ней с двух сторон были возведены богатыми лепельчанами большие и добротные дома, которые почти через полтора столетия хорошо сохранились. В отличие от крестьянских хат с соломенными двухскатными крышами, дворянские строения имели четырёхскатные крыши, покрытые щепой или гонтом.

Третья площадь, Базарная (0,75 десятины), около Лепельского озера, тянулась вдоль Мостовой улицы (сейчас здесь центральный городской парк). На площади стояла греко-униатская церковь, которая сгорела во время пожара 1833 года. Рядом в последнем квартале, что примыкал к реке Улле, на западной стороне улицы Пробойной (теперь Герцена) возвышался римско-католический костёл святого Казимира.

На реке Улла находились три плотины и два шлюза. Первая плотина была у истока реки из Лепельского озера, где на понтонах установлен современный пешеходный мост, называемый Ксендзовым. Вторая - ниже по течению, напротив искусственно образованного острова, который возник после выкапывания 2-го Лепельского канала от озера к Улле почти параллельно основному руслу. Третья плотина соединяла новый остров с берегами реки и канала. Два шлюза на ней регулировали сплав леса и иных товаров.

В то время в город вели семь путей: с северо-западной стороны - из Полоцка через Старый Лепель, с северо-восточной - из Витебска, с южной - из Борисова, ещё из застенка Великое Поле, деревень Великий и Малый Полсвиж.

Так выглядел Лепель до середины 19 столетия. Нужно только помнить, что названия улиц и площадей не были постоянными, а с течением времени менялись или переносились на другие.

Записано в 2013 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





17 сен 2015 в 19:41 — 9 лет назад

Старейшими улицами были Борисовский тракт в сторону Старого Лепеля

Может, Полоцкий тракт?





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


69. Светлый путь. БЕГСТВО НА БОЛОТО. Шуневич Анатолий  — 5 дней назад,   за неделю: 176 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ