Продолжение 3
В начале прошлого столетия на месте современного Центрального городского парка в Лепеле была Базарная площадь. Каждый год на ней, расположенной на удобном южном берегу Лепельского озера, проводились по-праздничному обставленные ярмарки, которые собирались несколько раз. Разрешение на съезд торговцев давали местные власти, регулирующие внутренний порядок своими указами, постановлениями, контролировали ход мероприятия с привлечением отряда правоохранительных органов. С давних времён ярмарки приурочивались к христианским праздникам, чаще православным. Большинство из них проходило с весны до начала осени (май - октябрь), были и двухдневные расширенные торги.
На лепельские ярмарки съезжались крестьяне из окружающих деревень, местечек, привозили на продажу сельскохозяйственные продукты, кустарные изделия. Цены на товары периодически изменялись, но в среднем сто лет назад выглядели следующим образом: один фунт (мера веса, равная 409,5 грамма) стоил мяса куриного 5 - 10 копеек, сала - 10 копеек, масла - 8 копеек, хлеба 1,5 копейки, 10 яиц 5 - 8 копеек. Для сравнения: заработок женщины-жнеи за 10 - 12 часов работы был 10 - 15 копеек, мужчины-косца - от 20 до 25 копеек.
Кроме предметов местной промышленности и сельского хозяйства к нам доставлялись разнообразные товары из уездных центров соседних губерний и, даже, из-за границы. Нередко сюда попадали бытовые товары и галантерейные изделия, ковры, зеркала из Польши; готовая одежда, краски, привезённые морским путём чай, кофе, вино - из стран Прибалтики; хлопковые, шёлковые ткани из Москвы; железные, медные изделия из Тулы и др.
Бойкая торговля шла непосредственно с возов, в балаганах, в индивидуальном разносе. Чтобы скорее продать товар, каждый рекламировал его по-своему разными способами: метким словом, разносторонним показом изделий, даже игрою на музыкальных инструментах.
Большинство приезжих из деревень разговаривали на беларусском языке, а горожане и представители местечек, чтобы как-то отличаться от других, старались говорить по-русски. На ярмарке слышался и иностранный говор. Пестротой выделялась одежда присутствующих. Лепельчане, отправляясь на Торговую площадь как на праздник, надевали полотняные накидки, суконные свитки. Интересно, что сермяги из домотканого сукна и накидки по крою и форме были одинаковыми как для мужчин, так и для женщин. Последние отличались только светлым цветом. Взрослые мужчины у нас завязывали широкий кожаный пояс для хранения денег, ножа, курительных принадлежностей. Обычно для сельского населения обоих полов была одинаковая обувь - лыковые или верёвочные лапти, белые портянки, перевязанные чёрными ремешками. Многие горожане и мещане подчёркивали свою форсистость ношением кожаной обуви.
Лепельские ярмарки были не только торговыми, но и общественно-культурными своеобразными мероприятиями, на которых проходили народные гулянья. Важную роль в этом деле играла корчма. Она была не только местом пития и заключения торговых сделок, но и культурного отдыха с музыкантами, песнями и танцами. Посещение корчмы создавало иллюзию равности разнообразных групп населения, на короткое время привносило чувство беззаботной радости при наличии непростого бытия.
Удобным для приезжих гостей было близкое от базара расположение озера, где имелась возможность утолить жажду, помыться, использовать чистую воду в других бытовых целях.
В промежутках между ярмарками один-два раза в неделю на Базарной площади собирались торги, которые с течением времени уступили место регулярной торговле. В начале 1940-х годов для проведения ярмарок была выбрана площадь по улице Будённого, рядом с современным универмагом, где расположена стоянка для автомобилей. Усилиями прилежных горожан на месте бывшей торговой площади у озера в послевоенные годы были посажены деревца современного Центрального парка, который служит отличным местом отдыха для горожан и гостей.
Записано в 2013 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |