Родился в 1972 году. Работает доцентом кафедры отечественной и всеобщей истории Полоцкого государственного университета. Кандидат исторических наук. Живёт в Новополоцке.
К объектам сакральной географии интерес со стороны краеведов и учёных в последнее время неизмеримо возрос. Однако при этом сохранилась терминологическая путаница. Дело в том, что понятие «сакральный» не является народной репликой. К примеру, никогда бабушка не назовёт криницу сакральной, не скажет: сакральный камень. Поэтому предметы из категории сакральных более понятны в категории святых, культовых. Так, к сакральным объектам географии можно относить как Святое озеро, так и Божью криницу, и Чёртово болото.
Также существует проблема с названиями «сакральное», «святое» и «культовое». Как правило, культовый объект включен в список ритуальной практики местного сообщества. Иными словами, происходит процедура дара, обмена, поскольку в традиционном сознании населения коммуникация в сфере «божьего» возможна лишь при такой форме общения: чтобы получить здоровье, избавление от какой-то беды, нужно что-то дать.
На территории Лепельщины представлено довольно много объектов сакральной географии. Сконцентрирую внимание на её культовых объектах, которые исполняют абсолютно реальные ритуальные функции в жизни местного населения или, в частности, исполняли в не таком далёком прошлом, что отображено в коллективной памяти. К наиболее представительным объектам этой категории относятся святые криницы.
Культовый статус криницы в Боровке известен ещё с 19-го - первой трети 20-го столетия. В экспозиции Лепельского краеведческого музея имеется дореволюционный снимок организации этого святого места: запечатлена каплица. Коллективное чествование криницы происходило в День святого Петра и на Покрова.
В советское время религиозная атрибутика (криницы, кресты, камни) была уничтожена, тем не менее, продолжала чествоваться местным населением. В начале 21 столетия культовый статус объектов сакральной географии был восстановлен не то чтобы официально, но не имел тому препятствий, и народная память сделала своё дело. По информации респондентов родниковая вода помогала и помогает от болезней глаз и детских немочей.
Одна из респонденток вспоминала, что возле Боровского родника стояла небольшая деревянная церковь, именуемая в народе каплицей. Был распятый Иисус Христос в переднике. Вода там была целебная. Она и сама от рождения купала детей в ней. Ни у одного из четырёх не было ни прыщей, ни золотухи. Ночные служения проходили в Петров день и на Пречистую. Из Минска люди приходили, чтобы помолиться и воды набрать.
Была в Боровской кринице и купальня. Но нужно отметить, что это довольно новый и не всегда традиционный элемент. Он зачастую начал сооружаться и в тех родниковых комплексах, где традиционно отсутствовал.
Не менее известна криница Добрая Вода, которая находится в пограничной зоне Лепельского и Чашникского районов, между деревнями Чёрная Лоза и Латыголичи.
Знаменита она очень архаичной легендой об открытии её волами. Подобные легенды о посредничестве животных между миром людей и божьих объектов для их единения известны и в соседних районах. Как и в Боровском роднике, вода здесь помогает от болезней глаз. Это довольно распространённая европейская мифология. У 90 процентов целебных криниц на территории Беларуси вода лечит именно глаза. Такая ситуация является следствием того, что издавна народ считал родники глазами земли. Собираются люди к Доброй Воде на Троицу - это тот случай, когда чествуются святые места в конкретные праздники.
Ещё одна святая криница находится возле деревни Краснолучка. Расположена она в лесном массиве.
Поскольку место довольно скрытое от людских глаз, люди много раз тайно восстанавливали уничтожаемые властью ритуальные знаки. Ходили к роднику и на Петра, и на Троицу, и на другие религиозные праздники. В индивидуальном порядке посещали сакральное место в случае острой необходимости, когда ожидать очередного ритуального дня уже не было мочи.
Возле деревни Караевичи также есть святая криница. К сожалению, лично мне там быть не пришлось. Но имеющиеся записи свидетельствуют, что люди издалека ездят туда купаться, набирать воды. Это под Межицу. Вода там чистая. Построена каплица, беседки.
Святая криница возле деревни Студёнка, к сожалению, относится к категории родников, которые утратили свои ритуальные функции. Их культовый статус сохранён лишь в народной памяти. На сегодняшний день существует угроза, что культовые криницы, являющиеся памятниками и природы, и культуры, и истории, переходят в категорию обычных природных объектов. При продолжении такой ситуации Лепельщина может лишиться уникальных и отличительных памятников. Улучшить положение могут меры, принятые и местными властями, и местными культурными учреждениями. Конкретно: сакральным объектам нужно придать соответствующий статус. Почему-то у нас дело обстоит так, что если в бедственном положении оказывается храм, то его обязательно нужно сохранить, а плачевное состояние бывшей святой криницы не считается не таким уж и важным. Не берётся во внимание и тот факт, что некоторые родники служили местом паломничества ещё с 16 столетия и только в 20-м насильно приведены в упадок. У нас даже нет таких храмов-долгожителей.
Не удалось сохранить святую криницу возле деревни Бабча, хотя, согласно свидетельству старожилов, там была каплица, и к роднику приходили паломники издалека. Причина тому - борьба с религиозными предрассудками в советское время. Хотя, есть и другая причина упадка святой криницы - происходит ускоренная депопуляция сельского населения. Есть деревни, где девять десятых жителей составляют неместные дачники, которые абсолютно не знают местную мифологию, легенды и, по сути, им мало дела до сакральных объектов.
Святая криница в деревне Великий Полсвиж сохранилась как объект гидрографии, это значит, реально существует, но фактически включена в структуру усадьбы, и хозяин использует её как водный источник. Как культовый объект для всей деревни родник перестал существовать. Хотя, по свидетельству респондентов, ещё в 30-х - 40-х годах люди лечили целебной водой и глаза, и другие болезни.
Святая чудодейственная криница возле деревни Беседы использовалась по своему предназначению вообще в 50-е - 60-е годы и даже в военное время. Причём туда не приезжал священник, а поддерживалось мнение о святости криницы по инициативе самого местного сообщества. Сейчас эта криница жива, но ей не пользуются.
Нельзя не затронуть и другие культовые объекты сакральной географии. Например, камень-следовик возле деревни Великий Полсвиж исполнял значительную ритуальную функцию в рамках традиционной календарной обрядности.
По свидетельству респондентов в следы на следовику люди перед севом сыпали зерно, чтобы урожай хороший получить, на Пасху приходили яйца святить, на Троицу - чистить следы и убирать вокруг камня. Примечательно, что свою ритуальную функцию камень не потерял до сего времени, и характеризуется обладающими лечебными свойствами. Как свидетельствовал респондент, люди век от века ходили на следовик лечиться от глазных болезней, уроцы, испуга и теперь ходят.
Святой дуб в деревне Тадулино по убеждению местных жителей также обладал целебной силой.
Таким образом, культовые объекты сакральной географии до сего времени являются уникальными предметами традиционного культурного ландшафта Лепельщины, что в свою очередь ставит вопрос не только об их научном исследовании, но и о сохранении и благоустройстве со стороны государственных организаций и местных властей.
Записано в 2014 году.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |