28 окт 2016 в 22:22 — 8 лет назад

358. НАРОДНЫЕ КОВРЫ И ПОДСТИЛКИ ЛЕПЕЛЬЩИНЫ. Винникова Мария

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 1615

 Работает старшим научным сотрудником государственного научного учреждения «Центр исследований беларуской культуры, языка и искусства НАН Беларуси». Кандидат искусствоведения.

 Научное творческое унитарное предприятие беларуских народных ремёсел «Скарбница» на протяжении многих лет проводило в Лепельском районе ряд экспедиций. В экспедиции по изучению традиционного текстиля Лепельщины пришлось участвовать и мне. Мы побывали в деревнях Воронь, Заозерье, Подлобные, Деньгубы, Волосовичи… Нашли наиболее старый материал, относящийся к 30-м годам прошлого столетия. Начиная с этого времени, среди художественных изделий ручного ткачества на территории района преобладают как раз ковры и подстилки. Они вытканы в разной технике - на четырёх, восьми нитах. Встречались даже ажурные подстилки с вышивкой.

 В процессе полевых исследований мы стремились собрать разнообразные сведения о каждой вещи - от времени изготовления и имя мастера до местного названия изделия.

 Нашими информаторами часто были женщины, родившиеся в самом начале 20 столетия и даже в конце 19-го. Они же были и мастерами, авторами произведений, потому полученная информация и практические советы, а также сведения о местных названиях образцов и ткацких приёмов были для нас очень полезны.

 На то время у нас ещё не хватало опыта, чтобы сравнить ткачество Лепельщины с ткачеством других регионов Беларуси, поэтому было трудно выделить отличия местного процесса. Хотя тогда нами кое-что уже было замечено. Сейчас же просмотр слайдов, фотографий, анализ полевых записей, сделанных более 30 лет назад, делают более очевидными отличия ковров и подстилок Лепельщины. Хорошо просматривается также трансформация их художественно-стилистического решения начала 20 столетия. Несмотря на разницу в технических приёмах, которые, безусловно, влияли на художественные отличия произведений, можно заметить некоторую закономерность в их орнаментально-композиционном решении. Например, для подстилок, вытканных в 30-е годы и позднее, характерны рапортные композиции, основными мотивами которых являются геометрические розетки.

 Простые мотивы с образованием больших розеток и более мелких элементов, сгруппированных вокруг них, в деревнях Воронь и Заозерье получили народное название «арцабы». Про простыни, вытканные таким способом, говорили: подстилки в «арцабы».

 В деревне Волосовичи все четырёхнитевые заугольные узоры имели общее название «дыньки». А в деревне Липки их дифференцированно называли «в четыре нити» и «в четыре нити через нить». Это более сложный способ.

 Поскольку для образования производного зева нити основы перебирались узкой специальной дощечкой, такие переборы называли переборами с дощечкой. При этом уточняли количество необходимых узорчатых проборок, которые фиксировались тесёмками, по-лепельски - нитиками. Например: перебор с дощечкой в девять нитиков. Это значит, девять раз нужно пробрать этот узор, зафиксировать его, потом пользоваться всё время этими проборками.

 Более живописными были подстилки и ковры, изготовленные в технике двухстороннего перебора. Они были более распространёнными. Такая техника ткачества называлась «накладанне», а изготовленные в ней подстилки - «накладзенымі». Нужно сказать, что я большей лёгкости в исполнении приёмов ткачества, кроме как на Лепельщине, не встречала. Та же техника была распространена по всей территории Беларуси, однако там изделиям присущи более насыщенные декором поверхности, которые почти не имеют фона. Лепельские же изделия ткацких промыслов характеризуются свободой в построении композиции. Аналогичные художественно-декоративные особенности характерны и для некоторых «накладзеных» подстилок, изготовленных с помощью дощечки в первой половине 20 столетия.

 Так же нигде в других регионах не встречала маленькие настенные коврики именно для детской колыбели.

 В 50-60 годы прошлого столетия тенденции изменяются. Во-первых, прослеживается влияние промышленных тканей. Появляются не только геометрические, но и мало стилизованные розовые, растительные мотивы. В 60-е годы неожиданно в центре ковра обосновывается очень стилизованный мотив в виде двухголового орла. Но наблюдается и возвращение к технике ткачества с помощью дощечки, когда один и тот же мотив повторяется много раз.

 На территории Лепельщины мы встречали подстилки ажурные и восьминитевые.

  Где-то в середине 20 столетия в эту технику вводятся цветные нитки. Ажурное ткачество получает повсеместное распространение в основном в форме ажурных тонких и белых занавесок, полотенец, скатертей.

 Исследования показали, что забытая техника ткачества имеет перспективу возрождения в будущем. Для того нужно изучать местные традиции, присовокупляя к ним требования сегодняшнего дня. Таким образом, стародавние техники ткачества можно будет использовать и сегодня в ассортименте с современным интерьером, что вызовет спрос у современников.

Записано в 2014 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





29 окт 2016 в 07:00 — 8 лет назад

Перспективы возрождения ткачества в будущем весьма туманны, к сожалению.





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 1 неделю назад,   за неделю: 237 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ