Продолжение. Начало смотреть здесь.
В райцентре Жашков по разным источникам в 2010 году жили 28000 и 25000 человек, в 2014-м - 14116 горожан, без указания года переписи – 15687 жителей. В общем, по населению город вроде Лепеля. Но сравните, какой там автовокзал, на который меня доставил автобус из Киева.
Поразила скульптурная композиция пары коней на въезде в город. Она поставлена не ради красы вроде нашей Русалки в Урочище Цмока, а является символом Жашкова, славящимся на всю Украину конным заводом.
У нас пытались что-то похожее создать в виде бигборда между Сельхозтехникой и «7 ветрами», где был намалёван пасущий коров мальчик под надписью «Лепелька». Все мы знаем это неплохое брендовое название нашего МКК, только оно не совсем сочеталось с рисунком: под «Лепелькой» сидел совсем юный лепелец, а не девочка-лепелька. Заменили сюжет на кувшин льющегося молока. Теперь нужно стоять и думать, что изображено на огромном бигборде. Да наняли бы местного скульптора Игоря Трибо – он кувшин величиной с бензиновый резервуар изваял бы быстро и дёшево.
Когда уезжал 6 ноября, в Лепеле снег валил по-зимнему хлопьями. А здесь по-осеннему тепло. Поэтому и вышел на обед из закрытого кафе на террасу.
В первую очередь нужно устроиться на ночлег. Предварительно в интернете пробил пять жашковских гостиниц. Гостинично-ресторанный комплекс «Парад Аллюр» при конезаводе отмёл сразу – цены начинались с 19 долларов. Не очень хотелось селиться и в «Киев-S» со стоимостью суток проживания от 12 долларов. Лучше всего мне подойдёт дешёвая вроде бы муниципальная гостиница «Жашков» - в одном здании и музей гармони находится, а напротив – исторический. С трудностью нашёл нужное мне строение, поскольку улица Ленина переименована в Соборную, о чём интернет пока не знает. И был убит сообщением, что «Жашков» разорился и роздал номера под офисы в аренду. Ну, хоть музей Украинской гармони посещу. Решил так между прочим и был приятно поражён экзотическими экспонатами. Создатель единственного в Украине музея такого профиля Иван Сухий сыграл сразу на множестве мини-гармоней.
Заслуженный деятель культуры Украины играл и играл на невиданных мной доселе гармонях. Этот инструмент-сапог он смастерил сам.
А вот эту гармонь собрал жашковский умелец Богдан Сенчуков из спичек.
Конечно, все продемонстрированные мне диковинные экспонаты показать не могу, как и фотографии, газеты с информацией о музее, подаренные мне Иваном Сухим. Он даже меня попробовал приобщить к музыкальному искусству, хотя получилось это хуже, чем игра зайца на барабане.
Посещение исторического музея пришлось отложить на завтра, поскольку день на исходе, а я ещё не устроен. Поспешал на противоположный конец Соборной искать приемлемый по цене мини-отель «Глория». Его сотрудница оказалась уроженкой витебского Лиозно и очень хотела устроить земляка, но не было мест. Даже предлагала подселить меня к одному постояльцу, но я не пожелал стеснять его и себя. Хотел податься искать гостиницу-ресторан «Водограй», но землячка обвинила интернет во вранье – ресторан только ещё строит гостиницу при питейном заведении. Недавно начала работать гостиница на вокзале, но там условия проживания не ахти. А ночь на носу. Поспешал в «Киев-S».
Цена и условия меня сразу ошарашили. Предложили двухместный номер за 300 гривен (23 бел.руб.) в сутки с коридорным санузлом на три таких номера. Но ничего иного не оставалось, как согласиться.
По ходу поисков ночлега заглянул в офис МТС. Объяснил ситуацию – нужен тарифный план для посылки дешёвых СМСок за границу. За 50 гривен (3,8 б.р.) продали сим-карту «Vodafone», по которой можно бесплатно месяц в системе МТС разговаривать по Украине, 50 минут – в других сетях и 50 СМСок послать за рубеж. На счету лежала всего 1 гривна, но она и не нужна, поскольку мне достаточно предлагаемых бесплатных услуг. Вечером отбил СМС домой и обнаружил, что за него высчитали полгривны (4 бел. копейки). Получилось, что надули. Не очень, правда, но пошёл утром пополнять счёт. А мне говорят, что пакет «Водафон» действует с 62 странами мира, в число которых Беларусь не входит. Зачем тогда продали мне такой тариф? Говорят: я сказал, что нужно отбивать СМС за рубеж, а не конкретно в Беларусь, а по моему разговору решили, что речь веду о Польше. Пришлось положить на счёт 10 гривен (75 бел.коп.) для посылки 20 СМСок.
Утро начал с посещения исторического музея. Сотрудница Юля Солтысюк познакомила с историей Жашковщины. Показала рисунок древнего городища на берегу реки Торч, по которой я сегодня собираюсь скитаться.
А с директором музея Александром Тютюнником настолько подружились, что он подарил мне искомый по всему Жашкову сувенир – тарелку с изображением герба и названием города.
Я очутился на седьмом небе от счастья – есть 60-й экспонат в моей коллекции на кухонной стене! Представлял, как жена возмутится за такую большую тарелку и назовёт её тазиком, но ошибся – сувенир дома понравился.
И я поплёлся к реке Торч. На городской окраине, как и у нас, попадались разрушенные временем старые лачуги. Но руины мазанок несколько отличаются от развалин хат.
Сбегающий с городской возвышенности ручей, больше напоминающий сточную канаву, непременно приведёт к Торчу.
Предположение не обмануло. Впереди прорисовывается обрамлённое прибрежными деревьями речное русло.
Тропка привела к примитивному пешеходному мосту через Торч.
Вид водотока сильно разочаровал меня. В полукилометре вверх по течению находится автомобильный мост, но с кладки-плиты он не просматривается за кустом во всю ширину речки.
Вид нижнего течения более открыт, но русло во всю свою ширину заросло травой.
Течение в Торче почти неподвижно - частые водохранилища (ставы) сильно замедляют скорость водных потоков практически всех украинских речек-невеличек. Длина Торча всего 32 километра, поэтому он больше подобен канаве, а не реке.
Пока дружил с музейщиками да к реке пробирался, время обеда подоспело. Конечно, я бы без проблем мог поесть в одной из многочисленных городских кафешек на любом берегу, поскольку Торч разрезает город, но на природе ведь обедать экзотичнее, вкуснее, интереснее и приятнее.
Далее правым берегом не пошёл, а, чтобы пройтись по заселённому совремёнными горожанами стародавнему городищу, перешёл реку по кладке и направился к параллельной руслу улице.
Пройдя немного по ней, повернул на перпендикулярную, чтобы возвратиться к Торчу. Неужто он за такое короткое расстояние превратился в почти безводный ручеёк-канавку?
Но с виду невзрачная канава образовала многоводный став, тем самым значительно ослабив самую себя ниже по течению.
На Украине повсеместно такие запруды считаются нормой. Это, по всей вероятности, и есть большое водохранилище, обозначенное на моей интернет-карте. Обогну его берегом и дальше пойду вдоль Торча-ручья.
Доселе не признавался, что с самого обеда меня сопровождает нудный ноябрьский дождь, который униматься совсем не собирается. Не очень приятный он попутчик, но я к такому небесному капризу подготовился.
Казалось бы, ничего необычного в жажковской природе нет, к тому же ненастье должно портить настроение, а у меня душа поёт. Как прекрасен этот мир! Я – на краю земли, если, конечно, центром её считать Лепель. И всё это вижу в первый и последний раз. Поэтому нужно каждую мелочь запомнить, зафиксировать в памяти и фотоаппарате.
А почти пустой ручей-трудяга очередной ставок создаёт.
За ставком через канаву переброшена плита. За ней – аккуратная беседка. Обычно такие защищают от непогоды и животных ценные родники с чистой водой.
Ручей крепчает. По виду с моста язык не поворачивается назвать его канавой. Вот теперь можно применять истинное его название – Торч. Видимо, течение где-то подпитку получает, которую я не приметил.
Ба, да здесь весь сайтный форум можно разместить! Вот где нужно было обедать.
Воду несу с собой, но ведь грех не испить из ключа, в Украине джерелом называемого. Для чего тогда его обустраивали, если странники игнорировать процесс водопоя будут?
Пожалуй, нужно возвращаться. Вернее, выбираться отсюда, поскольку тем же путём никогда не возвращаюсь. Ищу другой, который оказывается иногда в разы длиннее и труднее, но зато новый. Непременно, так случится и на этот раз. Возвратиться бы в Жашков до ночи…
Получилось так, как я и говорил. Пошёл вроде напрямик и вляпался в размоченный дождём чернозём.
Липкая, словно скотч, почва с каждым шагом всё больше напластовывается на подошву. Ноги быстро тяжелеют. Карнизом налипшая грязь пачкает колошины.
Возвращаться обратным следом всегда по облому. Только вперёд! Чтобы ни было – навстречу неизвестности. Вон уже, по всей видимости, деревья растут вдоль нормальной дороги. Скорее бы добраться до неё по этой полевой клеевой массе.
А настроение всё равно прекрасное. Я – иду. Я – познаю. Я, будто губка, впитываю в себя впечатления всех радостей и трудностей пути. Пусть даже непонятным образом ведёт себя мой верный компас. Пусть врёт в неправильном направлении напечатанная космическая карта. Я всё равно приду в Жашков. Вон он уже весь мокрый горизонт занимает. Приближается. Постепенно. Пусть встречные и попутные машины грязью обливают – я всё равно достигну цели. Вернее, уже её достиг там, возле джерела. А мой карманный спидометр всё ближе подбирается к отметке «20 км». Непременно, столько сегодня пройду. Дорожный знак «Жашков» - ещё не показатель конца сегодняшнего марафона.
Ведь на трассе М3 знак «Лепель» со стороны Минска недавно перенесли к деревне Великое Поле, а со стороны Витебска он давно стоит перед съездом на бывший кирпичный завод. А до центра, то бишь Пятачка, полдесятка километров от знаков будет. А моя гостиница так же находится в центре Жашкова…
Как долго тянется Красноармейская – улица без конца. Это такое название написано на углах частных домов. А интернет-карта его вообще замалчивает. Да не может так по-московско-беларусски называться улица на Украине. Просто вывески не успели сменить. Иду наугад. Спросить бы у кого, да дождь всех загнал в тёплые жилища. Одному мне неймётся, дождь мне нипочём, только бы побольше увидеть, запомнить, чтобы было что вспоминать до конца жизни…
А вот эту местность уже запоминать не нужно, поскольку запомнил её несколько часов назад. Получилось, что, сделав петлю по загородным просторам, в городе закольцевал маршрут возле большого става, образованного ручьём, более похожим на канаву.
Вот здесь я отбивался от выскочившей из подворотни собачонки. Вот те на! Получается, что я ещё поначалу тут отдалился от Торча, приняв за реку её ручьевой приток. Теперь знаю, как в центр возвращаться. Вот и кладка через Торч, и отдаляющаяся от берега тропка, неподалёку от которой обедал.
А первоначально запланирован был обход вот этого городского става, образованного самим Торчем.
Я же взял намного левее, и большой став весь мой поход находился справа при движении вперёд и по левую руку при возвращении. Ну и пусть. Мне-то всё равно. Я ведь не только ничего не потерял, но, наоборот, больше приобрёл, повидав загородные дали. А так месил бы прибрежную осоку в пределах города. В общем, молодец я, что заплутал и этим показал себе то, что только что продемонстрировал и вам. А теперь можно и на покой в «Киев-S» отправляться.
Как прекрасно весь долгий позднеосенний вечер проваляться в гостиничном номере перед телевизором, ничего не делая, не мучая компную клаву, не думая, как лучше подать то или иное действо… В общем, не писать, не читать, а только смотреть в ящик, дремать да чаи гонять, что сильно успокаивает, напрочь отрешая от домашних рутинных занятий.
Утром был уже на вокзале. Вот что удивляет меня во всех украинских городах, больших и малых. Только на привокзальной площади более десяти точек предлагают чай и кофе, всяческие закуски-перекуски.
Неужто украинцы голоднее беларусов, поскольку у нас всё это можно приобрести лишь в редких официальных пунктах общественного питания, разделённых километровыми расстояниями?
На вокзале решил разузнать про вокзальную гостиницу. Есть такая. Номер стоит 150 гривен (11 б.р.) в сутки. Удобства общие. Деньги за проживание нужно вносить в кассу привокзального туалета. Там и вход в опочивальню. Я об этом отеле не знал из-за абсолютного отсутствия информации. Повесили бы на вокзальных дверях хотя бы написанное от руки соответствующее объявление, получили бы от меня 300 гривен. А сколько лишились подобных клиентов из-за такого разгильдяйства хозяев гостиницы! Наверное, она государственная. Если «Киев-S» частный, так его хозяин на вокзале огромный бигборд соорудил с приглашением отдохнуть в своём детище, находящемся в километре пути.
Несколько десятков минут остаётся до автобуса. Не просиживать же их в зале ожидания. Куда приятнее походить, побродить, посозерцать… Вот хотя бы этой любящей советской матерью полюбоваться, которая ещё со времён Брежневского застоя (если не Хрущёвского волюнтаризма) кормит своё чадо.
Ну, вот и дождался автобуса в Буки…
Продолжение здесь.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |