Родилась в 1937 году в деревне Свяда Лепельского района. После окончания Свядской средней школы работала заведующей Замошской избой-читальней, библиотекарем Боровенской сельской библиотеки, заведующей Каменским сельским клубом, заведующей клубом военной части в Боровке, заведующей клубом в городе Чадан Тувинской АССР, там же - инспектором отдела кадров электростанции, бригадиром мебельной фабрики в городе Новая Каховка Херсонской области Украины, заведующей сельским клубом в Стаях, затем завклубом в Оконо Лепельского района, бригадиром колхозной бригады, заведующей магазином деревни Оконо. Живёт в Оконо.
Во времена моей молодости народный обряд «Женитьба Терешки» не воспринимался чем-то особенным, необычным. Он считался в порядке вещей, более того - обязательным. Считалось: коль пришли Коляды, значит, нужно женить Терешку, хочешь ты того или же нет. Правда, такого не было, чтобы не хотели - хотели все. Вот сказала, а сама подумала - не все же участвовали в женитьбе. На неё ежегодно собирались практически одни и те же люди, которых было намного меньше, чем отсиживающихся дома. Но знали про Терешку абсолютно все и все его женитьбу одобряли.
До войны я была мала для обряда, в войну было не до Терешки, не доросла до него и в первые послевоенные годы. Но в стороне от обряда не была ни я, ни мои ровесники. Вот, скажите, вы бы усидели в хате морозной лунной ночью, когда вся заснеженная моя родная Слобода ходуном ходит от музыки разрывающейся гармоники, топота десятков ног, выплясывающих замысловатые народные танцы, многоголосого самодеятельного хора, исполняющего любимые всеми стародавние мелодии. Собираемся малые, и идём к хате, где Терешку женят. Нас старшие не пускают, выгоняют, а мы проберёмся незаметно к женящимся и наблюдаем, запоминаем, как что делается.
Наверное, каждый из моих сверстников, так же, как и я, подрастая, вливался в женитьбу уже с приобретённым во время подглядывания опытом. Гордились, что мы уже взрослые и имеем право участвовать в важном мероприятии.
Сначала ходили по хатам: один год Терешку женят в одной, на следующий - в другой. Потом в Слободе клуб построили напротив нашей хаты, и обряд стали проводить там. После ещё больший клуб возвели в центре колхоза Свяде, и женитьба Терешки перекочевала туда. Места там хватало, поэтому на женитьбу приходили зрители из окружающих деревень Горозянки, Далики, Подбрусы, Гадивля, Иван-Бор, Поташня, где ленились женить собственного Терешку. Вместе со стариками наблюдали за мероприятием и малые, их уже не прогоняли, как когда-то нас.
46 лет назад я вышла замуж на Оконо и сразу включилась в женитьбу Терешки. Даже в Минск нас возили исполнять этот обряд. Фильм о нём сняли. Он до сего времени хранится в районном отделе культуры у Марины Колос. Коллектив наш тогда состоял из девяти человек. Из мужчин в него входили Василь Кузьмичёнок из Барсуков, Миша Крицкий из Воловой Горы. Петька на бубне играл, фамилию забыла, его так и звали: Бубенист. Я была главной бабой. Было это лет 30 назад. А фильм привозили нам показывать не очень давно. Интересно было видеть, как мы, молодые, Терешку женим.
Почему перестали женить Терешку? Зачинщики обряда умерли (и Василь, и Миша, и Петька). Остались я, да Люся, да Дунька. А молодёжи в деревне нет, да и не хочет она перенимать традиции предков.
2014 год.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Блукач, есть ли возможность посмотреть упомянутый фильм?