22 авг 2015 в 23:24 — 9 лет назад

44. Ставицкая Зинаида. ГУЛЯЙТЕ, ЧЕРЦЫ! (70)

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 3, всего: 1335

Родилась в деревне Дерновичи Дриссенского района Полоцкой области в 1950 году. Работала начальником склада запчастей в районном объединении «Сельхозтехника», после его неоднократной реорганизации - на соответствующих предприятиях, обслуживающих сельское хозяйство. Живёт в деревне Черцы Лепельского района. 


Много лет назад отдел культуры райисполкома начал проводить праздники деревень. Не знаю, по каким параметрам выбирают населенный пункт, но о том сообщают заранее, чтобы его жители могли пригласить на празднество родных и давних соседей, разъехавшихся по разным городам и весям. И начинают в избранную деревню съезжаться её уроженцы и их потомки от мала до велика. Захолустный населённый пункт на день оживает, получает ощутимый заряд бодрости на дальнейшее не очень радостное существование.

В связи с предстоящим или прошедшим праздником деревни временами можно услышать споры всегда недовольных скептиков и сторонников мероприятия на тему: заряд бодрости праздник деревни или же коллективная попойка. Я не стану принимать ни одну из сторон, а просто расскажу, как в 2012 году проходил праздник моей деревни Черцы. А потом сделаем вывод вместе.

Место для праздника выбрано самое бойкое - двор магазина. На забор вывесили фотостенд под названием «Вёска мая - мая калыска, жыццё маё, прытулак мой». Фотографии - от чёрно-белых советских до цветных современных. На них - жители деревни в разные эпохи.

- Даже фотографию давнего председателя колхоза “Новый путь” Медведева отыскали, - удивляется председатель Лепельского сельсовета Адам Ташликович.

Праздник начинает его организатор - заведующая сельским клубом и библиотекарь Зина Семенько. Сначала людей мало. Однако первая песня уроженки Черцев Вали Куртовой, усиленная динамиками, притягивает сельчан даже из отдаленных домов.

Вот по улице приближается толпа. Удивительно, но это всё одна семья Агафоновых - к матери прибыли пятеро детей с женой и мужьями, 11 внуков и два правнука. С их приходом праздник оживляется - вся большая семья бросается в пляс, увлекая за собой других сельчан.

Выступление Зины Семенько чередуется с песнями артистов районного организационно-методического центра, сельских домов культуры Горок и Старого Лядно, исполняемых в честь названых сельчан. Зина называет ветеранов труда и семейной жизни, хороших хозяев, новоселов. Даже дачников и бобылей не забывает вспомнить добрым словом.

Известное дело, называются имена знаменитых черчан: писателей Владимира и Веры Михно, краеведа Валерия Тухто, ведущего ОНТ Андруся Такинданга. Помните негра, который учит телезрителей белорусскому языку в передаче «С добрым утром, Беларусь». Он - черчанин.

По всему видно, что даже бабушки-зрительницы праздником довольны. Вот Евгения Сильванович говорит, что в Черцах жители как-то разъединены, каждый живёт сам по себе, а праздник всех объединил, каждого наделил дополнительной порцией адреналина - отличное мероприятие для черчан.

Леонид Акуленко поясняет, что у него жена из рода Агафоновых. Живёт в республике Коми, городе Ухта. Приехал специально на праздник деревни. И на Купалу приезжал. В общем, ни одного беларусского праздника не пропускает. А этот считает праздником всех праздников. Чтобы сделать такой вывод, достаточно посмотреть на настроение людей. На свадьбе не всегда такое бывает.

А лепельчанка, уроженка Черцев Валя Барановская даже в микрофон сказала, что праздник удался, много сил вложила в него Зина Семенько. Никто не остался равнодушным к всеобщему веселью. Даже продавцы вышли из пустого магазина на крыльцо, внимательно смотрят. Они сегодня отдыхают - не до покупок людям.

А веселье разгорается. Уже образуется вокальный дуэт - к артистке присоединяется сельчанка. Чудесно получается.

Наконец Зина Семенько объявляет, что праздник закрывается, просит всех к сладкому столу. Однако никто к столу не подходит. Все танцуют, смотрят, веселятся. Тогда Зина разрезает торт и раздаёт каждому по маленькому кусочку.

Уже только музыка играет. А люди не расходятся. Танцуют и стар, и млад.

Наконец не выдерживают артисты, снова берут в руки микрофон и начинают петь. Это уже не их долг, а состояние души, сотворённое праздником.

Так всё же пили или нет на празднике? Пили. Агафоновы дома отмечали крестины. И на праздник принесли по бутылке шампанского, водки, пива и минералки. Поставили всё на край проезжей части улицы и по мере необходимости подходили и выпивали. Никто их не осудил. Они себя осудили, добровольно лишившись застолья, принеся его в жертву празднику. И, надо отдать должное, благодаря им, он получился вдвое веселее.

Так нужно или нет проводить праздники деревень? Сами сельчане и те, кто видел их во время веселья, однозначно скажут: не просто нужно, а необходимо. Те, кто не вкусил деревенской жизни, не связан с деревней, равнодушно скажет: ерунда всё это, пьянка. К счастью, последние в меньшинстве.

Записано в 2013 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


69. Светлый путь. БЕГСТВО НА БОЛОТО. Шуневич Анатолий  — 5 дней назад,   за неделю: 175 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ