Родилась в 1990 году в Витебске. Закончила исторический факультет Витебского государственного университета имени П.М. Машерова по специальности «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия». Работала научным сотрудником в Лепельском краеведческом музее. Работает научным сотрудником Витебского областного краеведческого музея. Живёт в Витебске.
На Лепельщине в конце 18 столетия униаты среди верующих христианских конфессий составляли 75 процентов. Но после включения беларуских земель в состав Российской империи начались активные действия правительства по обращению униатов в православье.
С августа 1794 до апреля 1795 года в православье было обращено почти полтора миллиона украинцев и беларусов. Указ от 28 августа 1798 года запрещал униатским священникам проводить агитацию среди простого населения. По указу Николая І от 22 апреля 1828 года была упразднена половина униатских епархий. В 1835 году создан секретный комитет по униатским делам. 12 февраля 1839 года завершился этот процесс Полоцким собором, на котором в присутствии 24 высших духовных лиц беларуско-литовских униатских епархий было составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. Кроме того было составлено прошение к императору Николаю І оказать этому намерению своё августейшее покровительство. 30 марта на заседании святейшего синода было объявлено согласие императора на воссоединение. На основании соборного акта святейший синод принял указ о принятии греко-униатской церкви «в полное и совершенное общеніе Святыя Православно-Кафолическія Восточный Церкви и в нераздельный состав Церкви Всероссійскія». Прошение было утверждено императором, на котором он написал: «Благодарю бога и принимаю».
Однако на Лепельщине процесс перехода униатов в православную веру имел свои особенности. К Лепельской униатской церкви в 1783 году было приписано пять храмов: в Лепеле - Во имя святой Параскевы и Во имя святого Георгия, а также в сёлах Зорница, Веребки, Лядно. В 20-е годы 19 столетия в уезде было 58 униатских храмов. Согласно списку, помещённому в «Витебской старине» Алексея Парфёновича Сапунова в Лепеле было три, а в уезде 52 униатских деревянных храма. В 1814 году в Лепеле появилась отдельная приходская православная церковь. Под неё использовали деревянную униатскую церковь, известную как Пятинка, и с позволения униатского архиепископа Яна Красовского сделали из неё православную. Это строение существует и по сегодняшний день.
Окончательному вхождению лепельских униатов в лоно православной церкви содействовало драматическое обстоятельство. Как известно, город в 19 веке был преобладающе деревянным. Потому очень часто случались пожары. А противопожарная защита в городе была организована слабо, как отмечалось в отчётах. Весь противопожарный инвентарь состоял из нескольких багров и вил. Поэтому в ночь с 27 на 28 апреля 1833 года в Лепеле случился большой пожар, который уничтожил почти четверть города. В том числе сгорело и здание униатской церкви. Общая сумма потерь, согласно донесению городского главы, составила до 950000 рублей. 21 августа 1834 года витебский гражданский губернатор лично привёз государственную помощь жителям Лепеля и сдал в местное казначейство. Благодарностью за помощь стало заявление униатов, что они добровольно присоединяются к православной церкви и дают торжественное обещание хранить новую веру в своих семьях до конца жизни. Губернатор сообщил об этом событии епископу и императору одновременно с докладом о присоединении и прихожан Старолепельского прихода. Епископ, который прибыл к новообращённым прихожанам Нового и Старого Лепеля, остался полностью удовлетворённым поведением верующих.
Так без всякой борьбы лепельские униаты перешли в православную веру, чему немало посодействовало и бедственное положение после пожара, поскольку сгорело не только здание церкви, но и большая часть домов и лавок. Но в целом по Лепельскому уезду ситуация сложилась несколько по-другому.
В ряде местностей Беларуси, о чём свидетельствуют судебные дела, ликвидация унии вызывала протесты. Не стал исключением и Лепельский уезд. Среди трёхсот священников беларусской униатской епархии, которые отказались дать подписку о присоединении к православью, значительное количество было именно из Лепельского уезда.
Ещё в 1838 году для изучения готовности местного общества к ликвидации униатской церкви император Николай І командировал в Северо-Западный край камергера Скрипицина, чиновника по особым поручениям. В рапорте он поделил униатов на три группы: благонадёжных, которые положительно ставились к перемене веры, послушных и непреклонных. Именно к третьей группе относился Лепельский уезд. Одним из верховодов считался священник Дворецкой церкви Иван Точинский.
В 1839 году православными стали следующие церкви Лепельско-Бешенковичского и Лепельско-Чашникского благочиний, находящиеся в сельских населённых пунктах, которые сейчас относятся к Лепельскому району: Бабчинско-Духовская в деревне Кабак, Николаевская в деревне Суша, Успенская в Заболотье, Свято-Иосифовская в Камне, Троицкая в Городчевичах, Свято-Вознесенская в Пышно, Свято-Вознесенская в Несино, Николаевская в Губино. Однако этот переход не был беспроблемным. Священники Пётр Ловецкий, Николай Данилевич, Антоний Ловецкий, Игнатий Игнатович, Михаил Федорович подписали обращение против упразднения унии.
Таким образом, процесс перехода униатов в православье прошёл на Лепельщине в два этапа. Первый характеризуется добровольностью и особенными обстоятельствами, которые посодействовали этому акту доброй воли, а второй является частью общегосударственного процесса по обращению униатов в лоно православной церкви и характеризуется элементами несогласия и борьбы со стороны священников и населения за сохранение униатской церкви. Но оба пути, в конечном счёте, привели к ликвидации униатской церкви на Лепельщине. Уже к концу 19 столетия в Лепельском уезде православные составляли 78,6 процента населения.
Записано в 2014 году.
![]() НРАВИТСЯ |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Предложенный текст имел бы более законченый вид если бы были отмечены продолжительность разгула униатства и продолжительность окормления лепельцев РПЦ после язычества и до униатства.
Я не інтэрв´ю праводзіў з Юляй Пухавіцкай, а вёў аўдыязапіс яе выступу падчас з´езду беларускіх навукоўцаў "Лепельскія чытанні", што праводзіўся ў нашым краязнаўчым музеі. Таму не меў магчымасці вольна размаўляць з прамоўцамі. Што яны казалі, тое запісаў на дыктафон, выкінуў словы-паразіты, скампанаваў нелітаратурныя словаспалучэнні ды няправільныя будовы сказаў, характэрныя ўсялякаму вуснаму маналогу, і тое, што атрымалася, выклаў у пісьмовай форме.
Интересно, познавательно, но излишне корректно. Почему бы не признать, что Российская империя, аннексировав наши земли, проводила политику ассимиляции, с целью насильственного превращения наших предков у быдла, роду ня ведаючае? Одной из форм было уничтожение униатской церкви и насаждение православия. Как там? "чего не добился русский штык, то обеспечит русская школка и русский поп". Добавляю материал по волнениям в ходе деунизации Лепельщины http://ushachy.bloger.by/12905
Корректно... А то сейчас прямо католиков резко увеличилось число? Сейчас человек вправе выбирать себе веру. Конкретно, в Лепеле , более всего иудеев было. Прямо беларусы униатами были по деревням! В основном, язычники.
Именно крестьянство и составляло основную массу верников-униатов. Собственно крестьяне в те времена и были основным населением страны. И с тем, что среди мещан в штетлах вроде Лепеля, Ушач, Бешенкович или Уллы преобладало еврейское население никто вроде и не спорит.
Ну так пусть крестьянство и возвращается в лоно "родной" церкви. Там и службы па-беларуски идут, а не на церковнославянском. Ан нет! Крестить несут большинство в православную церковь, случись беда, батюшку вызывают на отпевание. Интересно, какова статистика сегодня по количеству православных и католиков? Дорога в храм открыта каждому. Только выбирай. И баптисты, и протестанты есть.
Ой, только вот не надо про крестьян. Мелкая шляхта и зажиточные горожане были униатами, а бедный деревенский люд, в основном был в язычниках. Моя бабуля, например до самой смерти молилась богу ПЕРУНУ, и ещё там каким-то богам, жаль я по младости своей не вникала очень. Там столько было всего намешано, что только одному Богу и разобраться возможно.
То Роза:
Официальная статистика разумеется нагуглит Вам преобладание в Беларуси православных. Думаю, процентов 65-70% попы себе насчитали. Но вопрос ведь не в количестве, а в качестве. Из этих процентов подавляющее большинство – даже не формально-верующие, а скорее типа-…. Посмотрите на своих соседей. Спросишь их, ответ – я православный. Правда, в церковь не хожу, молитв не знаю, что такое исповедь или причастие не знаю. Вся православность состоит в том, что 7 января бухают по поводу, а 25 декабря без повода, но «за компанию», ну, у людей же свята ;). Католики и протестанты в этом смысле как-то честнее. Хоть по официальной статистике их число и меньше, но по соотношению реальных верующих они делают православных в одну калитку. Опять же перспективы… . На ежегодную пилигримку в Будславе или на мероприятия, проводимые тамошней парафией в Браславе собираются тысячи молодых людей. А в церквях сплошь пенсионерки… .
То Кикимора Болотная:
Собственно Вы можете считать, как Вам нравится, тем более что степень искренности верующего определить весьма непросто. Разумеется, вера (независимо от конфессии) основной массы наших предков была в значительной мере формальной. Иначе не сохранились бы обряды Купалья или Дзядоў. У моей бабки у чырвоным куце стояла икона, а вот что там она шептала на воду – кто знает? Но думаю, явно не фрагменты из Евангилея от Луки ;). С другой стороныв 18-ом веке человек не мог не принадлежать (пусть и формально) к религиозной конфессии, одобряемой государством. Такая ситуация была после аннексии, такая же была и в Великом Княжестве. А «язычников», увы могли и сжечь. Или связанным в воду бросить… .
Теперь о статистике. Униатами в массе своей были именно крестьяне. По Витебщине – до 75% населения, местами – до 85%, что в принципе соответствует проценту крестьянства в общей массе социума. С мещанами сложнее. До «Потопа» и связанной с ним депопуляции городского населения, действительно было много мещан-униатов. Однако после визита «ихтамнетов 17-го века» в некоторых городах мещане исчезли как класс и их место занял «инвазивный вид» - евреи, активно бежавшие к нам от погромов в Европе.
Янка, ага, официальна статистика, конечно бред, до ли дело местячковые знатоки, кабы не они. так и не зна ли бы то и гед творилось. Благодарствуем Вам. носители инфармации. которая несомненно истина в последней инстанции. Бедняги, униацтва Вас лишили. В чем дело? регистрируемся в качестве религиозной организации и воскрешаем униацтво. а мы понаблюдаем, как много горюющих по непонятному гибриду "униацтву" пополнит Ваши приходы. Империя их оккупировала, бедняг. Польско-Литовские сапоги лизать было поприятней, видимо, соскучились по хозяину?
То Дама: В отличие от ископаемых, до сей поры мыслящих передовицами «Советской колхозницы», «местячковые знатоки» изучили свою родословную где-то до середины 17-го века. Соответственно у них нет иллюзий насчёт мифического «литовско-польского сапога». С другой стороны, допускаю, что у Вас ко мне чисто антагонистическая ненависть на генетическом уровне: вероятно где-то в подкорке сохранилась память о том, как один из моих предков-шляхтичей Вашей пра-пра-бабке-холопке подол заворачивал ;).