Сведения о респонденте смотреть здесь.
Гадивля и Стайск - деревни-соседки. Их разделяли всего полдесятка километров прямой дороги. Но какой! Конные просёлки с обеих сторон подходили вплотную к болоту Чистик. Пару же километров самого болота запряжённая в сани лошадь могла преодолеть лишь зимой, когда топкая почва надёжно промерзала. Рассказываю в прошлом времени потому, что от Стайска остались лишь несколько трухлявых безжизненных хат.
В скором времени такая судьба ожидает и едва дышащую Гадивлю.
Чистик, конечно, живёт по сей день и будет существовать практически бесконечно, но к нему даже подъездов не осталось. Не знаю, сохранилась ли болотистая тропинка, соединяющая две тупиковые конные дороги - из Стайска и Гадивли.
Болото потому и называется Чистиком, что оно чистое, без леса, поскольку заросло низкорослыми карликовыми соснами, что присуще всем болотным массивам. Но, несмотря на малый рост, сосны те стары, более сотни, а может и все две сотни лет имеют от роду. Причина неразвитости деревьев в том, что тянуться вверх им не даёт постоянно влажная и зыбкая почва болота.
Так вот, когда зимнюю санную дорогу весна превращала сначала в ледяной каток, а потом в рыхлую снежную шугу, на лошадях по ней ездить прекращали, и останавливалось всякое продвижение вообще, поскольку болото становилось озером. Ну, может и перебрался бы сквозь него в длинных рыбацких сапогах, но таковых в недавнем прошлом просто не имелось. Пешеходное движение по болотной тропке возобновлялось лишь с прогреванием воды, когда можно было босиком топать по вязкой квашне или сбоку перескакивать с кургана на курган. В жаркое лето Чистик высыхал, и по нему можно было свободно ходить в обычных резиновиках. Вот тогда начиналось нашествие на болото жителей близких Гадивли, Стайска, Велевщины. Не праздности ради, а на сенозаготовку, поскольку все луга без исключения прихватизировал местный колхоз «Родина», отдав колхозникам осоку в окрестных болотах.
Преодолевали болото грибники, ягодники, стараясь попасть подальше от Стайска стайчане, а от Гадивли гадивляне, справедливо думая, что грибов тем больше, чем дальше от своей деревни отойдёшь. А с конца августа и до самого снега болото посещали любители кислой клюквы. Она крупными бусинами лежала на мягких моховых кочках. Даже в бесснежную морозную зиму можно было собирать оставшуюся после сезона ягоду, продвигаясь по льду, словно по дорожной тверди. Вот только клюкву к тому времени выбирали, поэтому приходилось собирать по одной ягодке.
Хочу рассказать, как штурмовал Чистик на мотоцикле с Сашкой Симако из Черниц. Состоялся этот необычный и безрассудный штурм в связи с тем, что в Гадивле у моей тётки Анны Мозго ощенилась сука Умка. А нам с другом понадобились щенки. Завели ИЖ-49 и направились к Чистику…
Мы понимали, что значительно проще было бы заехать в Гадивлю через Велевщину по нормальной дороге, хотя по ней расстояние получится в два раза длиннее. Но нам-то было по 16 лет, водительских прав не имели, поэтому боялись встречи с милицией. Вдобавок главный агроном колхоза «Родина» Хейдоров, не забывая своих замашек на предыдущей должности председателя Слободского сельсовета, так же отлавливал бесправных мотоциклистов. Выкрутит из мотоцикла свечу или бензоотстойник, и толкай технику без ответственной детали до дома. Но этот хоть не накажет, а участковый Коля Карбовский сделает то самое и вдобавок штраф наложит. В общем, мотопуть наш мог пролечь лишь через Чистик, куда никак не смогут добраться ни Хейдоров, ни Карбовский, ни иной страж порядка.
Было начало лета. Болота немного подсохли. Борисёнчиху, первое на пути небольшое болото, преодолели без особых затруднений. Вроде бы и Чистик пустил на себя довольно обнадеживающе. Более тяжёлый зад мотоцикла проваливался в мягкую грязеподобную массу по самые выхлопные трубы, служившие как бы ограничителем. Мотор ревел, колесо, не находя сцепления с твёрдой поверхностью, прокручивалось вхолостую, веером разбрасывая вокруг грязь.
Ехали по очереди. Один управляет, второй в зад толкает, попадая под грязевые брызги. Но большую часть пути и водитель слезал, шёл рядом с мотоциклом, правой рукой регулируя подачу газа.
ИЖ-49 - настоящий трактор.
На нём огороды запахивали, сзади прицепив плуг. По пашне тянул сцепку даже без пробуксовки. Но там работало сцепление, а на болоте оно не срабатывало.
Уже видим спасительный лес впереди. Но разбитая пешеходами и зверьём тропа становится всё более топкой, и даже выхлопные трубы перестают удерживать тяжёлый мотоцикл на мху, опускаясь в грязь и бурбуля выхлопными газами. Наконец метрах в пятидесяти от материковой суши и переднее колесо прочно застревает в грязи. Повернули бы назад, но развернуться и негде, и вытащить для того «ИЖак» из грязи не можем.
Что же делать? За конём идти в Гадивлю? Но пойдёт ли он по болотной грязи? Только самим нужно становиться буксирами!
Благо мотоцикл не нужно было держать - сам ровно стоял в грязи. Бросили его, выбрались на материк, отломали пару сухостоин для использования в качестве лаг и взялись за вытаскивание ИЖа». Одну лагу положили вдоль рамы, вторую перпендикулярно ей подсунули под мотор. Под колёса натолкали сучьев. Один нажимал на образованный рычаг, второй накручивал газ. Не сразу, но после неимоверных усилий мотоцикл всё же медленно двинулся по гребле из наломанных веток. До конечной цели нашей поездки оставалось ещё пару километров. Их преодолели без труда.
Была ещё одна лесная дорога из Стайска в Гадивлю - через Окопы. Она на каких-то пару километров длиннее, но зато вполне проходима для мотоцикла. Однако о ней мы тогда не знали. Обратно рискнули возвращаться через Велевщину. Ни агроном, ни милиционер на пути не попались.
Записано в 2014 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |