05 мар 2017 в 21:40 — 8 лет назад

409. ДЕНЬГИ ЕСТЬ, А ХЛЕБА НЕТ. Воробьёва (Шунто) Софья

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 1411

 Родилась в 1928 году в деревне Жарцы Лепельского района. Работала колхозницей колхоза «Большевик», няней детского сада в Лепеле. Живёт в Жарцах. 

 Папа, Матвей Шунто, погиб на Финской войне, без вести пропал, как в сообщении написали. Оставшись без кормильца в семье, я дитём и за плугом ходила, и в колхозе сено косила не хуже за мужчин.

 До войны окончила пять классов. Когда началась оккупация, в нашей деревне творилось практически то, что и в Лепеле, поскольку она являлась пригородом. Вот и пряталась от немцев на чердаке. А чего было прятаться, если всё равно мать с детьми выгнали, а хату занял комендант и заседал в ней. Что, их не пустишь? А сами ходили по людям. Горевали. Хватило.

 Когда немцы убегали, хату сожгли. Не только нашу, сплошь все палили. Пока на папу пенсию 144 рубля давали, денег с мамой накопили и купили вот эту хату.

 А трое детей было – ещё два брата. Один в Москве живёт, другой на Плинтовке – Шунто Александр Матвеевич, работал в райисполкоме шофёром, возил начальника. Подросли мальцы, в армию пошли.

 После войны окончила девять классов беларусской школы, что возле старой милиции, десятый не успела – замуж пошла за Володю Воробьёва, которого в Лепель прислали после окончания Могилёвской школы госбезопасности.

 Вместе с мамой и братьями жить тесно было. Взялись в Жарцах собственный дом строить. Райисполком дал лесу. За несколько лет вдвоём и создали свой угол.

 Я работала в колхозе «Большевик». За бесплатно спину гнула. Но мы не бедствовали – Володя хорошо зарабатывал. Правда, поначалу за деньги купить ничего нельзя было – всюду пусто, всё дефицит. Смешно: деньги дома есть, хлеб пекут, а купить нельзя – по карточкам распределяют. Горожанам нужно ночь в очереди отстоять, чтобы свою пайку получить. Нам как бы легче приходилось. Хлеб в Жарцы привозил мужчина из Юрковщины в будке на возу. Буханки были нестандартные, разный вес имели. Сначала на глаз отрезал норму каждому, взвешивал, потом добавлял или убавлял обрезками, сразу ведь точно не определишь. Но, хоть и нельзя было хлеба купить, поскольку он входил в список нормированных продуктов, однако деньги лишними не были. Несмотря на отсутствие в продаже абсолютно всего, всё же можно было кой чего приобрести: поношенную одежду у совсем бедных людей, на работу по хозяйству кого-нибудь нанять, из деревень на базар крестьяне всё же что-то из саморощенных продуктов привозили…  

 В обязанность простой колхозницы вменялась самая тяжёлая работа. Но я была привычна к ней с детства – тот же плуг, та же коса. Работать-то некому было, мужиков война побила. А не работать нельзя – заставляли. Так и отходила 10 лет в колхоз на благо государства. Потом перешла няней в детский сад, что возле гостиницы. 20 лет за детками ухаживала. Всего 30 лет стажу имею. Пенсии получаю 150 долларов вместе с надбавкой за старость.

 Мы с Володей не расходились. Но я поломала ногу в бедре, слегла, уход понадобился, а какая из мужика сиделка, если ему вдобавок на работу нужно ходить? Вот и перетащили меня к маме. А травма такая, что человека делает нетрудоспособным на всю жизнь. И мамы не стало, а я в её доме осталась – мне за собой ухаживать было проще, чем вдобавок ещё и за мужем. Отношения у нас были мирными. Друг друга навещали, но жили порознь. До сих пор без костыля ни шагу не сделаю.

 А поломала бедро как? Только на пенсию вышла. Держали скотину. Полезла на чердак сена мешок набрать для коровы. Спешила, чтобы скорее управиться. Свалилась с лестницы. И корова не нужна стала. Вот ведь как бывает. Держала животину, чтобы прожить, а получилось, что этим собственную жизнь сломала.

 Если бы совсем ничего не делала, может и не дотянула бы до такого возраста. А так картошку, морковь, бураки выращиваю. Дочка-пенсионерка Галя придёт, посадит, а я сама пропалываю.

 А Володя был хорошим человеком. Однако от старости не спрячешься. Шёл открывать двери, ушиб палец. Дочка увидела его синим. Испугалась. В больницу определила, смотрела ведь за ним как за дитём. А там как накололи антибиотиков… Старый организм и не выдержал.

Записано в 2017 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 5 дней назад,   за неделю: 391 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ