Сведения об авторе смотреть здесь.
Внуки жителей Гадивли съезжались на зимние каникулы к дедушкам и бабушкам отдохнуть от школьной муштры. Как раз на тот период припадал языческий праздник Коляды, издревле отмечаемый народом. Конечно, никак не могла детвора остаться в стороне от такого важного события.
В тот год, про который буду рассказывать, я ещё не ходил в школу. Но родители на каникулы меня всё равно отправляли со старшим братом Валериком в Гадивлю – им без нас спокойнее.
Как всегда, дети стали собираться колядовать. Это любили делать не из почитания народных традиций, а по причине тяги к угощениям – колядовщикам в каждой хате не жалели всякой вкуснятины: конфет, печенья, пирогов, деревенских разносолов…
Меня обычно с собой не брали – мал ещё. Но в тот раз начали заранее обговаривать примерный сценарий попрошайничества, распределять роли между попрошайками, и вдруг обнаружилось, что некому быть поросёнком. Не знаю, есть такое в обычае, или то предусматривал сценарий гадивлянских внуков, но в каждую хату нужно было вносить мешок с поросёнком. Такое явление вызывало у хозяев немыслимую щёдрость. Вознаграждения колядовщики получали в разы больше, чем при колядовании без свиньи.
Мешок нашли легко. Начали поочередно залезать в него, но никого не могли сдвинуть с места сотоварищи – слишком большой груз. Как раз вовремя я крутился под ногами. Первым смекалку проявил наш с Валериком двоюродный брат Сергей, ленинградец (тогда был такой город):
- А давайте мы Олежку свиньёй сделаем – он лёгкий.
Все обрадовано согласились. Меня уговаривать не пришлось, поскольку роль поросёнка мне понравилась мгновенно. Сложности она не представляла. Достаточно было во дворе залезать в мешок, а когда меня занесут в хату, и хозяева станут интересоваться, что у нас в мешке – хрюкать.
Процесс пошёл. Как только входили в очередную хату, хозяева обязательно спрашивали:
- А кто у вас в мешке?
Я начинал усердно хрюкать.
- Поросёнка наколядовали, - объясняли старшие дети.
Услышав про такой щёдрый чей-то дар, взрослые старались не ударить лицом в грязь перед соседями и дать нам побольше гостинцев. Мне их, конечно, доставалось согласно возрасту – меньше всех. Но я всё равно был счастлив в роли приманки – за бесплатно сидел бы в мешке и хрюкал.
Подошли ко двору лесника Витьки Козака. Я привычно юркнул в мешок, его подхватили колядовщики и втащили в хату. Витька был уже на газах. Спрашивает:
- А кто это у вас в мешке шевелится?
- Поросёнка нам дали, - дружно ответили юные вымогатели.
- Так он же живой, - услышал я голос дядьки Витьки и взялся усиленно хрюкать.
- Какого дали, - был ответ наших.
- Так его нужно пристрелить да свежинку устроить, - сказал Витька. – Пойду за ружьём.
Я услышал шаги хозяина в направлении горницы и топот убегающей детворы. Все знали, что у лесников дома хранятся ружья, поэтому бросились наутёк.
Витька был отменным шутником, но мы тогда этого не понимали. После бегства колядовщиков, он возвратился в тристен и сказал:
- Ну, давай, свинья, вылезай. Вместе колядовать будем.
Мешок не завязывали, поэтому я выбрался из него легко. Дядька Витька взял меня за рукав, посадил на скамейку, стал собирать угощения в кулёк. Наложил много. Вручает мне пожертвование и говорит:
- Это тебе лично. Свиньи должны много есть, чтобы побольше сала нарастить.
Я сразу сообразил, что бояться мне нечего, но всё равно было страшно. Дрожа, пошёл из хаты. Колядовщиков во дворе не было. Развязки событий, а точнее – выстрела, они ожидали аж возле магазина. Увидев поросёнка целым и невредимым, они обрадовано загалдели. Отобрали кулёк, выделив мне лишь незначительную часть его богатого содержимого.
Больше я не хотел быть поросёнком. Но мне и не предлагали – из-за всеобщего испуга всем колядовать расхотелось.
Записано в 2017 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
С удовольствием читаю этого автора. Интересная, весёлая-грустная, забавная и поучительная история... - как рассказы Драгунского.
Яркое и одно из самых запоминающихся повествований.