03 июня 2017 в 22:06 — 8 лет назад

455. ЛЮДИ НА БОЛОТЕ. Полонский Анатолий

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 9, всего: 3767

Сведения об авторе смотреть здесь.

 Известный кинорежиссер 36 лет назад выбрал Лепельщину для съемок одного из лучших своих фильмов

  «Фильм очень интересный. Елена Борзова, Борис Невзоров, Марина Яковлева… А ещё тут снимался Дмитрий Харатьян. Молоденький, еле узнала…

 Необыкновенно хороша природа Лепельщины: духмяные луга, дожди, аисты, картошка, болота… Вспомнила, как девушки собирали ягоду под снегом… Всё это на фоне бесподобного музыкального ряда белорусских народных песен… Убери песни из фильма — потеряется весь смысл».

 Это о фильме «Люди на болоте». Отзыв не профессионального киноведа, а просто зрительницы. Она тепло  написала о работе  известного режиссера Виктора Турова спустя много лет после   создания в 1981-ом году киноленты.

 А это значит, что снова посмотрела его, а ещё это значит, что творческий труд большой киногруппы будет интересен для зрителя и спустя многие годы.

 О фильме « Люди на болоте» много написано в Интернете. Я только напомню, что  значительная, если не главная, часть ленты, снималась на Лепельщине. А именно – на лугах и болотах, в лесах Березинского заповедника.

 Кинофильм создан по мотивам «Полесской хроники» Ивана Мележа – великого писателя, гордости национальной белорусской литературы. Сценарий написал сам Виктор Туров, впечатленный произведением. И по роману, и по сценарию действие развёртывается на Белорусском Полесье. И, выбирая в конце семидесятых годов место для натурных съемок, Виктор Туров  немало поездил по югу Беларуси. А вот приглянулся север, Лепельщина. Почему? Кто-то говорит, что к тому времени, после большой мелиорации, настоящих болот  на гомельщине поубавилось. Но, предполагаю, Виктор Туров выбрал Березинский заповедник и по другим, а именно, экономическим или, скажем так, технологическим причинам. Минск и студия «Беларусьфильм» всего в сотне километров от Домжериц. А в Домжерицах уже возвышалась  многоэтажная гостиница, где можно поселить большую киногруппу. В то время современных телекамер не было. Громоздкое оборудование – даже своя небольшая электростанция, приборы света, декорации и необходимый реквизит надо было разместить поближе к месту натурных съемок. Требовалось поселить большую группу актеров, техническую группу, организовать их питание и отдых. Так что наиболее всего для  этого подходили Домжерицы. Там и обосновалась киногруппа.

 В большой киноработе кроме профессиональных актеров для съемок в главных и эпизодических ролях требуется немало людей  для участия в массовых сценах, в «массовках». Были приглашены жители окрестных деревень и города Лепеля. Каждому за участие платили 10 рублей в день независимо от того, попал самозваный артист в кадр или нет.

 Создание художественного фильма – затратный проект.

Особое внимание уделяется изобразительному решению. Надо до мелочей воссоздать эпоху, атмосферу тех прошлых лет.

Художник-постановщик вместе с режисером разрабатывает эскизы декораций для павильонных, натурных и комбинированных съёмок, костюмов, грима, продумывает и подбирает реквизит. Всё это и передаёт характерные черты среды и быта минувшего.

 Решили построить Курени в деревне Волова Гора возле Домжериц – центра Березинского заповедника. Хаты в Куренях сняты самые что ни на есть настоящие - их тоже закупили у населения: четыре хаты по цене от 349 до 393 рублей, сарай за 95 рублей и две бани-сарая по 91 рублю. Чтобы было с чем сравнить, замечу, что в то время бутылка водки стоила 3 рубля 62 копейки, а зарплата в 220 рублей считалась очень приличной. Туров, кстати, получал оклад 300 рублей в месяц. И на экране воссоздали таким образом те самые Курени, где жили герои мележевской «Полесской хроники».

 Еще одна любительская фотография. На ней в центре -  заслуженный артист Беларуси Федор Шмаков и участники массовки из Лепеля.

 Федор Шмков в лаптях. Конечно, настоящих, из лозы. Не думаю, что их везли из хранилища реквизитов студии «Беларусьфильм». Кончно же, эти лапти, как и многую другую такую же обувку «людей на болоте», сплел местный мастер.

  Участники массовки вспоминают, что в главных ролях было занято много молодых актрис – коренных горожанок. Им приходилось не без труда вживается в роль сельских полешучек того, относительно давнего времени.  Порой возникали и по-настоящему экстремальные ситуации. Ну, а как же реагировать, если после команды «мотор» на натурных съемках косьбы или жатвы актриса вдруг замечает краешком глаза, что совсем рядышком проползет змея, явно не предусмотренная сценарием фильма.

 После того, как фильм был снят, и артисты уехали, на лепельских запасных путях ещё долго стояли старые вагоны-теплушки, а над входом в вокзал со стороны перрона висело название станции «Янов-Полесский». Первый показ беларусского триллера по праву прошёл в Лепеле. В кинозал гидромелиоративнго техникума зрителей пропускали бесплатно. Не всем демонстрация кино понравилась – ленту ещё не успели обработать и показывали сырой, потому изображение на экране было слишком затемнённым.

Написано в 2017 году.



Метки: Полонский Анатолий

НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ





04 июня 2017 в 08:14 — 8 лет назад

Нк видел, но по рассказу автора мне понравилась напористость кино режиссёра Виктора Турова в выборе места сьёмки фильма "Люди на бюлоте" Не ошибся, место Березинский Заповедник, это то, что хочется смотреть, как на яву, так и в кино. При первой возможности не пропущу. Дед-всевед.



04 июня 2017 в 08:21 — 8 лет назад

Иван, зайдите на YouTube, наберите "Люди на болоте" и смотрите в свое удовольствие все серии



04 июня 2017 в 12:49 — 8 лет назад

Пётр, спасибо. Иван.





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


71-я бродяжья новость. МУХА В БАТОНЕ. Валацуга  — 1 неделю назад,   за неделю: 224 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ