14 июня 2017 в 14:57 — 7 лет назад

461. КРАСНОВКА: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ. Кузьмич (Дёмка) Софья

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 2, всего: 1537

 Родилась в 1935 году в деревне Красновка Лепельского района. Работала полеводом в колхозе «Родина». Живёт в деревне Сталюги Лепельского района.

  Ещё до революции мой дед Максим Дёмка жил в Веребках. Земли у него было мало, а детей много. Прослышал он, что в фольварке Красновка, расположенном невдалеке от деревни Аношки, пан из Замошья продаёт жилую усадьбу. Поехал дед смотреть. Большое строение обветшало, но для жизни немалой семьи годилось. И земли вокруг хватало. Купил. Шёл 1907 год.

 Помню годы рождения моих дядей и тётей. Пятрок (мой папа) родился в 1900-м, тётка Ганна - 1903-м, Паланея - 1908-м, Авдокея - 1912-м, Яков - 1913-м, Проска - 1914-м, Варка - 1920-м, Иван - 1924-м, и ещё один мальчик умер. Девять детей всего было у моего деда.

 Росли мои тёти и дяди, выходили замуж, женились. Молодые семьи поначалу обживались в отцовских хоромах, но со временем переставали ладить между собой братья, сёстры, зятья, невестки, а ещё родители в споры вмешивались. В общем, стали младшие Дёмки строиться рядом с панской громадиной. Потом третье поколение этого рода начало отделяться от родителей. Появились новые фамилии, которые принесли зятья-чужаки. Так образовалась деревня Красновка. Название таково, что происхождение его можно трактовать не иначе как от слова «красно» - красиво, значит.

 Развитие Красновки поддерживал старый Борисовский тракт, служивший главным связующим звеном провинциального Лепеля с более цивилизованным миром. Беспрестанно по нему двигались пустые или гружёные повозки, шли безлошадные путники. С тракта просматривалась Красновка. Сворачивали в неё торговцы, уставшие путники, чтобы отдохнуть. Красновцы всегда имели лучший современный товар, были в курсе основных политических событий.

 Год рождения Красновки как деревни вряд ли кто вспомнит. Вроде бы в революцию самому старшему из детей Максима Демко, моему папе Петроку, было всего 17 лет, свою семью он ещё не мог иметь, но уже тогда фольварк считался деревней. Видимо, большая семья моего деда хоть и жила в одном доме, но тогдашние правила присвоили ему статус деревни.

 Трудно теперь сказать, с каким настроением красновцы встретили необычные нововведения нового строя. Поэтому лучше опущу то, что точно не знаю. А вот тот отпечаток, который наложила последняя война на историю деревни, навсегда останется в памяти доселе живых красновцев и их наследников.

 Борисовским трактом шли немцы на Восток. В Сталюгах обосновалось их транзитное начальство. Потому деревню, а заодно и близкую Красновку завоеватели не трогали. Обходили стороной и укреплённые населённые пункты партизаны. Красновцев удовлетворяло такое положение.

 Но однажды посетило немецкое начальство Красновку и приказало сельчанам выселиться в Волотовки. Мол, того требует стратегическая ситуация. Пообещали, что ничего не случится.

 Возвратились красновцы из Волотовок, а Красновки нет. Только фундаменты остались от их хат да сараев. Сталюжане сообщили, что немцы разобрали их постройки и использовали брёвна на строительство дзотов на Калаур-горе. Не тронули только панское имение из-за его дряхлого состояния. Красновцы поселились в трёх землянках, оставленных оккупантами после бегства. Начали голодать. Чтобы как-то выжить, ходили к Эсе собирать рудьку (семена щавеля), растирали её и пекли пироги.

 Погиб в партизанах учитель Иван Максимович Дёмка. Навсегда ушли на фронт шурины Семён с Захарком, оставив на всю жизнь вдовами двух сестёр-красновок. Не вернулся с войны муж Варвары Гончаронок.

 Уже советские войска в 1944 году забрали Петра Максимовича Дзёмку строить и восстанавливать разрушенные войной мосты. Повезло красновцу - возвратился домой здоровым.

 Победа принесла красновцам радость, но не облегчение. Нужно было строиться без каких-либо механических средств и тягловой силы. И делать это ночами, поскольку весь световой день забирал неимоверно тяжёлый бесплатный труд в колхозе.

 Как бы там ни было, Красновка снова стала деревней из восьми хат. Заселили её вместе с семьями Мина Дзёмка, Пётр Дзёмка (мой отец) в 1947 году, Авдотья Бровка, Пелагея Пшонка, Варвара Кондратович, Гончаронки.

 Постепенно Красновка, как и иные «неперспективные» деревни, начала вымирать. Старики переселились на Аношкинское кладбище, молодёжь удрала в города. За ними потянулись в соседние деревни средних лет красновцы. Мина Дёмка перевёз хату в Сталюги. Соня Дёмка (я, значит) вышла замуж за сталюжанца Сергея Кузьмича…

 …Даже следа не осталось от Красновки. Место под ней вспахано до самого леса. С Борисовского тракта (теперь гравийка Черноручье - Латыголичи - Краснолуки) даже съезда нет в сторону бывшего населённого пункта. Но навечно зафиксировалась в памяти панорама родной деревни и окрестный, ограниченный лесами кругозор в сердцах жителей иных населённых пунктов, которые духом навсегда остаются красновцами. В каменскую Слободку выехала Мария Петровна Гусева. Поселились выходцы из Красновки в Жодине, Борисове. Лепельчанкой стала Зинаида Петровна Бровка. Александр Кондратович местом жительства выбрал минские Смолевичи, а Пётр Кондратович - псковские Великие Луки. Три двоюродные сестры-красновки, фамилии и имена которых забыла, перебрались в Лепель. Кто из них дожил до сего времени, не знаю.

 Особенного внимания заслуживает семья Мины Дёмки. Того, что переселился из Красновки в Сталюги. Теперь и от места его новоселья знака не осталось. Однако на земле след Мина Филиппович и Елена Илларионовна оставили грандиозный. Десять детей они родили на свет. Старшая, Надя, умерла. Нина забралась в Смоленск. Зина, Аня, Лёня, Толик, Ваня, Марина, Катя, Таиса выбрали Лепель. Не знаю, все ли живы до сего времени. Сам Мина умер два десятка лет назад. Конечно же, не может сейчас жить и его Лена. Их внуков, правнуков и праправнуков не сосчитать…

 Мой Сергей ушёл из жизни в 1998 году. Но мы до того хорошо постарались - в 1956 году дали жизнь Рае, в 1958 - Тамаре, в 1961 - Мише, в 1964 - сразу Ларисе и Ире. Теперь вот на старости лет стало тяжело зимовать одной в Сталюгах, так я к Ларисе в Лепель перебралась. Но с наступлением природной весны обязательно назад возвращусь. Тянет в родной угол. Оттуда близко Красновка. Её нет. Но в моём сердце остались навсегда огромные уличные липы и невероятная тишина - неделями могли не видеть машины красновцы.

Записано в 2015 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю







Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ