03 июля 2017 в 21:47 — 7 лет назад

468. НА ВСЮ ЖИЗНЬ ТЕРЕШКА СВЁЛ. Крицкая Людмила

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 1275

 Родилась в 1930 году в деревне Оконо Лепельского района. Работала в колхозе. Живёт в Оконо. 

 Терешку в Оконо я женила с детства. И как дали мне в первый раз «деда», так впоследствии мы и поженились. Сорок четыре года вместе прожили. Умер он уже.

 Начиналась женитьба так. На Коляды с утра позавтракаем дома и собираемся к кому-нибудь в хату. Танцы устраиваем, играем. Под скрипку и цимбалы поём, гуляем целый день. Друг друга соединяем в пары для обряда. Набирается таких примерно десять. Это называется: закручиваем Терешку. Выбираем Батьку и Матку. Матка ходит, песни поёт и выбирает, кого из Дочек или Сыновей соединить с избранником или избранницей, оженить, значит. Остановив выбор, например, на мне, берёт за руку и, ведя к моему избраннику, запевает, обращаясь к Батьке: «А мой ты дзядулечка, будзем мы пшанічку жаць. Будзем мы пшанічку жаць, будзем мы піво варыць. Будзем мы піво варыць, будзем мы дзяцей жаніць. Пецечка-сынулечка, Люсечка-дачушачка, роўненькая парачка, ёй гарэлкі чарачка». Ведут обоих к разливальщикам, и те наливают каждому по чарке чего-нибудь спиртного, в основном - самогонки. Музыканты начинают играть лявониху. С Дедом танцуем. Участники обряда хором подпевают: «А Лявон Лявоніху палюбіў, Лявонісе чаравічкі купіў. Лявоніха была ласкавая, чаравічкамі паляскавала». После окончания танца мы считаемся закрученными. Очередь за следующей парой.

 Когда все пары закручены, это значит, каждая баба получила по Деду, деды идут за водкой, бабы - за колбасами. На застолье собираются и старики, и музыканты - получается полная хата. Попьём-попьём - погуляем. Снова садимся за стол. Поём.

 Я всегда исполняла песню со словами: «Далі мне таго Дзеда, якога я хацела - у беленькай рубашачцы, у чорненькай фуражачцы, кудры завіваюцца, а дзеўкі заглядаюцца. Ах, ты мой дзядулечка, я твая бабулечка, пасядзі на печы ў кутку, пакуль я красенцы вытку. Выткаўшы красеначкі, пашыю кашулечку». Каждая Баба исполняет свою песню. И не одну. В моём репертуаре их много. К примеру привела самую короткую. Вот ещё одна: «Пайду я кароў даіць, а ззаду Давыд бяжыць. Кіну я даёначку ды дзеду ў галёначку. Каб цябе кадух задраў, як ты мой фартух падраў, мне яго татусь купіў, каб мяне Пятрусь любіў». Примерно такие песни были припасены у каждой пары. Посидим-посидим за столом, попоём-попоём и снова вылезаем на танцы. Танцуем и польку, и краковяк, и барыню - кто что умеет.

 Праздник у нас продолжается четыре дня. Четыре дня вспоминаем Терешку. Наношено закуски и выпивки столько, что хватает на всё это время. Если вдруг что-то и исчезает со стола, так оно моментально возобновляется - без указания кто-то убегает домой и приносит свежее. Так же и с выпивкой. Но это уже забота Дедов.

 На скрипке мой свёкор играл, на цимбалах - сосед наш. Ну а на гармошке - кто в руки возьмёт, тот и гармонист. Балалайки сами делали. Для бубнов специально собак резали, чтобы шкуру на ударную поверхность использовать, иная не шла. Крепкие инструменты, как магазинные получались.

 Вот так меня с моим Петькой связала женитьба Терешки - на самом деле сженила. Но не сразу. Два года подружили ещё, потом он сходил в армию на три года. Возвратился в ноябре, а в феврале уже настаивал: жениться давай. Был тогда 1957 год. Он за меня на три года младше, а вот уже 14 годков как в земле лежит. А я ещё живу. Хорошо, что хоть не одна. Четыре года назад сестра Мария уехала от детей из Ростовской области и поселилась у меня. Двоим не скучно.

 Ну, а женитьба Терешки начала постепенно затихать. Старились и умирали музыканты. С 1958 года молодёжь начала по городам разбегаться. Никого не осталось. Несколько лет продолжалось затишье. А потом Василь Кузьмичёнок из Барсуков организовал фольклорный коллектив, и нас, пожилых оконских женщин, в него включил. И мы года три или четыре женили Терешку. Моя хата мала, а людей было много, поэтому собирались у соседей через дорогу. В Замошье ездили. Последний раз попали в Селище. Тогда Терешку женили организованно. Из Минска начальство было. Меня, как самую старшую участницу, расспрашивали. Я им поведала примерно то, что сейчас рассказала. Это было три года назад. Теперь никто к нам не едет.

Записано в 2015 году.



НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


24-й припадок ностальгии. СТАРИКИ В МУЗЕЕ. Валацуга  — 5 дней назад,   за неделю: 391 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ