Родилась в Почаевском сельсовете Чашникского района в 1933 году. В войну переселилась в деревню Двор-Торонковичи Лепельского района. Живёт в Двор-Торонковичах.
Теперь, конечно, евреев в Малых Торонковичах и Двор-Торонковичах совсем нет. А Большие Торонковичи вообще пустые, несколько разваленных хат чудом не бурятся. Да и как евреи могли удержаться здесь, если в Лепеле их практически не осталось – немцы в войну побили, остальные в Израиль укатили после того, как Горбачёв дал волю.
А был, жил этот народ в нашем крае. Свидетельство тому – еврейское кладбище в лесу за Двор-Торонковичами, в сторону Григорович. Это вон за той канавой. Но там всё травой заросло. Вряд ли сами вы найдёте. А я показать не могу, поскольку давно там не была, местность изменилась за то время. Да и дальше своего двора ноги меня не выносят.
А было время, когда в каждом хозяйстве коровку держали, каждый лоскуток пожни, от колхоза оставшийся, на корм рогулям обкашивали. Вот тогда и бывали на еврейском кладбище, поскольку оно недалеко от луговой поймы речки Втесвердинки находилось. Камни там торчмя стояли, и непонятные значки на них выбиты были.
Когда там начали хоронить евреев, не знаю. Слышала, что пан не давал закапывать иноверцев на панском кладбище, а на мужицком они сами не хотели класть своих родных. Вот и выбрали место на бугорке за канавой, перед самым лесом. Чтобы теперь туда попасть, нужно идти по горушке, за канаву – я так называю речку – и всё время держаться левой руки. Но речку переходить не надо, нужно двигаться вдоль воды. Теперь там всё заросло. Да и точное местонахождение кладбища установить невозможно, поскольку трактор надгробные камни посталкивал в одну кучу и в лес.
Берёзки раньше там были, а что сейчас, не знаю. И на машине с вами не могу поехать, чтобы показать. Ноги настолько болят, что я в неё не залезу. Стара совсем. Это записали меня с 1933 года, а когда на самом деле родилась, один бог знает. Я же знаю, что старше намного, возможно, с 1928-го.
Сама-то я евреев здесь не видела, поскольку поселилась в Двор-Торонковичах лишь в войну. Помню только, как они ехали из Лепеля. Одна еврейка была ранена, так её обмывали в панском пруду. Не дай господь!
А что Рябиновый камень правильно называть Рабинов (рабин то же, что и раввин – иудейский священник) слышала только от заезжих туристов.
У нас принято считать, что название пошло от оранжевого цвета валуна. Но коль учесть поселение здесь евреев в давние времена, то вполне возможно, что камень назван в честь их религиозного предводителя.
Записано в 2017 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |