Родился в 1948 году в городе Каменск-Шахтинский Ростовской области. Пенсионер. Живёт в Москве.
Моя мама, Вертелко Любовь Николаевна (Никоновна), работала в Лепельском педучилище после окончания Минского университета. Преподавала историю и немецкий язык. Была военнообязанной (военный переводчик). Рассказывала, как весной 1941 года в Лепеле на полевом аэродроме разместилась большая группа наших самолётов, и лётчиков расквартировали по городу.
И вот в мае её вызвали в военкомат и предложили провести с пилотами курс занятий по немецкому языку. Понятное дело, что предложение в те времена было равносильно строгому приказу, ослушание которого неизбежно повлекло бы самые непредсказуемые последствия. Но отказываться от предложения просто не имело смысла. Тогда такое поручение воспринималось с гордостью, считалось честью. Да и, думаю, дополнительные занятия дополнительно и оплачивались.
Месяц она преподавала - до 10 июня. Офицеры приходили в педучилище к назначенному времени.
Обучение строилось так. Офицеры находились в классе. Заходила учительница, потом офицер секретного отдела. Он доставал из полевой сумки русско-немецкий разговорник размером с ладонь. Преподавательница по нему зачитывала фразы с правильным произношением. Офицеры повторяли. Фразы были такие, какие нужно задавать на территории Германии.
На перерыв «секретчик» разговорник забирал. С началом следующего урока вновь выдавал. Сам всё время находился в классе. От разговорника не отходил.
Пару раз «особиста» вызывали с занятий. Он сначала забирал разговорник и с ним выходил.
Потом офицеры разъехались в отпуска. С самолётов поснимали двигатели. Стали всё чистить, красить.
Утром 22 июня несколько фашистских самолётов появились над аэродромом. Всё его обустройство вместе с самолётами сожгли.
Во время оккупации мама жила у родителей в деревне Забелье. В августе 41-го родила моего старшего брата Шурика. По заданию партизан работала в какой-то школе, организованной фрицами в одной из деревень. Через учительницу передавались разведдонесения. Делалось это так. Детишки вешали свои одёжки в классе. Когда начиналась перемена, мать всех выгоняла и запирала дверь. Из курточки одного мальчика выпарывала из-под подкладки записку и вшивала в курточку другому. Первый ученик был из одной деревни, второй - из другой. Так доставлялись "эстафетой" секретные сведения. Дети об этом ничего не знали. Их использовали «втёмную».
Иногда приносили украденные у немцев документы. Мама переводила их и так же передавала эстафетой. Фамилия командира отряда была Заслонов, как помнится.
Родители мамы умерли во время оккупации от тифа. Когда немцев прогнали, мама снова работала в педучилище.
Потом из Берлина вернулся папа, который воевал с ноября 1939 года, когда был призван на Финскую войну. Он увёз маму, её брата Эдика и сестру Ларису к себе на родину - на Дон (он из казаков). На этом связь моей семьи с Лепельщиной прервалась.
Записано в 2017 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |