Сведения о респонденте смотреть здесь.
Поначалу, конечно, скучали по относительно беззаботной жизни у бауэра. Жалели, что не остались в Германии – предлагал ведь добрый хозяин не уезжать, пугая пепелищем на родине. Не послушались. Приехали в родную Дятловку, а там – сплошное пепелище. Поселились в землянке. Под ногами холодная земля, голые ступни от замерзания чуток спасают положенные деревяшки. Земляные стены не позволяют прислониться. Лишь над головой плотно уложены жерди, но и на них земля для сугреву внутреннего пространства.
Особого внимания заслуживают вши и клопы. Нет от них спасения. Одни едят тело под волосяным покровом, другие жрут то, что открыто. Макушка постоянно разодрана ногтями, которые мнимо ослабляют зуд, а на самом деле усугубляют его. Просыпаемся с волдырями по всему красному телу. Руки непроизвольно начинают чесать места укусов, а по сути, всю себя.
Мечтали о курени, который представлялся дворцом и избавлением от ужасной подземной жизни. А он ведь был почти той же землянкой, лишь сверху обставленной вертикальными жердями. Начали постепенно перестраивать опостылевшее жильё, добавляя надземную часть. Для того всякого хлама хватало, дефицитом были лишь сильные руки. А какая может быть сила у голодной матери и всегда просящих поесть детей?
Перелезли-таки из землянки в полуземлянку. Стало просторнее. Утеплили будку, заткнув светящиеся щели сухой травой. Тысячу раз вспоминали вольготную жизнь у бауэра. Наперебой с вожделением вспоминали чистую спальню, мягкое бельё, вкусную кухню. В воображении смаковали вкусную еду, что в каждый присест к столу подавала нам кухарка, которой помогала сама злая бауэриха. Только теперь она казалась нам доброй и вежливой.
Потом стали строить хату. Получилась, на теперешний взгляд, халупа. Но тогда она казалась нам пределом всех мечтаний, поскольку о лучшем жилище и мечтать не могли.
В 1946 году пошла в школу. Окончила семь классов, так как больше не было. Училась хорошо. Учительница спросила, кем хочу быть. А мечтала я стать учительницей. Однако она сказала:
- Нет, медиком работать полегче.
И послала меня вместе со своим сыном в Гомельскую фельдшерско-акушерскую школу. Приняли без экзаменов. Училась четыре года. Окончила в 1957 году. При выборе места распределения наугад ткнула пальцем, куда рука дотянулась. Попала в Витебскую область. Облздрав отправил хирургической медсестрой в Сенно. Через год вышла замуж. Родила двоих сыновей. В 1969 году по линии военкомата мужа направили в Лепельский госпиталь рентгентехником. Дали жильё. Я стала фармацевтом склада НЗ. Через полтора года перешла медстатистом в штаб.
Медицинская компания «ЛОДЭ» теперь предоставляет мне дважды в год недельный отдых в пансионате на Ксендзовом острове.
Там прекрасно восстанавливается здоровье. Вокруг тишина. Красивая природа. Интересный коллектив таких же отдыхающих малолетних узников. В общем, жизнь прошла нормально. Неизвестно, как бы она сложилась, останься мы у бауэра. Так что теперь не жалею, что после освобождения не осталась в Германии.
Записано в 2018 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |