Родилась в деревне Валова Гора Затеклясского сельсовета в 1940 году. Живёт там же.
Родилась я в той хате, в которой и век доживаю. Люблю её как родительский угол. Но рассказ о нем поведу не для того, кабы рассказать о дорогом сердцу жизненном пристанище, а чтобы запечатлеть в истории важное событие, созданное этим обычным сельским строением.
Хату нашу папа построил перед войной.
Поскольку родилась за год до лихолетья, повествование поведу не по личным воспоминаниям, а по рассказам мамы. Запомнились они хорошо, поскольку одно и то она повторяла по нескольку раз, а в процессе жизни я не однажды пересказывала услышанное другим. Теперь вот вам случилось выслушать ту малоизвестную историю.
Валова Гора – деревня глухая, окружена дремучими лесами. Естественно, их облюбовали партизаны для постоянного обитания. Даже периодически действующий аэродром оборудовали на поле, которое в царские времена раскорчевали Левановичи для создания хутора.
Деревня немаленькая. Улиц не имеет. Заселены лишь две набережные вдоль дамб Березинского канала, что свидетельствует об относительно недавнем образовании поселения.
Однажды над аэродромом на парашютах были сброшены три радиста с рациями для поддержания связи партизан с Москвой. Не знаю, почему небесных пришельцев заселили именно в нашу хату. Понятное дело, что у хозяев не спросили. Надо!
Звали парашютистов Коля, Валя и Аня. Коля и одна из девушек были москвичами, вторая – сибирячка. Их деятельность у нас могу пересказать лишь парой слов – пикали на рации. Конкретизировать их деятельность можно лишь предположительно: передавали на Большую землю боевые отчёты, требования и просьбы партизан, принимали задания от верховных военачальников. А ещё помогали маме справляться по хозяйству. Часто переходили дамбу и коротали время на канале, любуясь ещё сохранившейся величью старого труженика.
Нравилось радистам играться с моей сестрёнкой Надей и братиком Васей. А меня не любили, поскольку была грандиозной плаксой, лезла к рации, всячески надоедала.
Немцы наземными оккупационными силами не могли справиться с лесными воинами. Поэтому посылали авиацию бомбить Валову Гору и околицы. Как только слышался рокот моторов сверху, радисты прятались в погреб, который находился в самой дамбе как раз напротив хаты.
Название деревни ведь и происходит от слова «вал», а не «вол», как некоторые думают, потому что стоит вдоль длинных валов из грунта, выброшенного на оба берега из русла канала при его создании. Те валы и есть дамбы.
Наверное, погреб был не очень надёжным укрытием, потому мы сами бегали прятаться от налёта вражеской авиации в лес. А радистки, видимо, по долгу службы должны были находиться поблизости рации, потому довольствовались не очень надёжным укрытием.
Помню, как убегали от авиаударов. Всей семьёй мчимся в лес. Мама на руках несёт маленькую девочку, а бабушка меня за руку тащит по пахоте. Я падаю и ещё больше перепахиваю её носом. Пока добегаем, самолёты уже уничтожают деревню. С одной стороны от нашего двора загорается соседская хата, со второй - разрыв бомбы разбрасывает жилище ещё одних соседей. Наша хата чудом остаётся нетронутой. Сидим под свесившимися лапками старых елей и наблюдаем за страшной картиной. Бабушка крестится и утверждает, что перед бегством вытащила из сундука и повесила в угол иконку, а соседи потащили свои образа в лес, поэтому бог спас лишь нашу хату.
Однажды радистки позвали бабушку послушать Москву. Та перекрестилась:
- Ай, детки, где та Москва! Что вы говорите…
Нацепили всё-таки на бабушку наушники. Та выпучила глаза. Спрашивает, действительно ли из Москвы в Валову Гору говорят.
Однажды партизаны пригласили радистов к себе в гости в деревню Осетище, центр Кадлубищенского сельсовета Бегомльского района. Поскакали на конях по льду озёр Плавно, Бобровье и Ольшица. Во время вечеринки на Осетище неожиданно налетели немцы. В Валову Гору радисты прискакали голыми – так убегали, что полушубки и головные уборы не успели схватить.
Жили радисты у нас долго. Потом ещё до конца войны куда-то ушли. Через много лет нам сказали, что кто-то разыскивал одну радистку. Но во время поисков мы того не знали, а так рассказали бы многое. Но это могла быть и не наша квартирантка – в шлюзовой караулке квартировала ещё одна радистка, которую убил шальной осколок от бомбы. О том более подробно знает Шуневич Анатолий.
2020
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Блукач, а месца пахавання забітай радысткі вядома?
Мартин Минчук, не, бо яго зруйнавалі піянеры падчас эксгумацыі - помніка ж над магілай не было.
Мартин Минчук, вось цяпер глядзі пра захаванне загінулай ад бомбавага асколка радысткі ў посце Анатоля Шуневіча "Налёт на Валову Гару".