Сведения об авторе смотреть здесь.
(Окончание. Предыдущую часть смотреть здесь.)
Первые навыки к коллективному труду в детстве, конечно, давала школа. Мое поколение, рождённых в начале 60-х, я думаю, с удовольствием вспоминает продолжение летних каникул в начале осени под названием «на бульбу». Почти на месяц вся «школота», начиная с пятого класса, трудилась на колхозных полях, «поднимая» советское сельское хозяйство - собирала картошку за «бульбакапалкамі».
Конечно, не обходилось без «гультаёў», к которым относился и я.
Каждое утро, как на занятия, мы приезжали в Слободу. Только вместо сумок с учебниками у нас были вёдра.
От школы нас забирали колхозные машины и развозили по необъятным колхозным полям. А там уже трудился каждый, как мог.
Нас собралась компания из четырех пацанов, и мы с утра подавали на машины по два-три ведра картошки под контролем классного руководителя «Шлычихи» - Шлык (Сездиной) Надежды Андреевны. Затем набирали по полведра с собой и уходили в лес печь бульбу и забавляться детскими лесными играми.
Так пролетела кампания «на бульбу» шестого класса. Конечно, куда же без разочарования и зависти, когда в конце октября получали заработанные «на бульбе» деньги. У меня получилось где-то 1р.20к. - 1р.40к. и запомнилось, когда одноклассница Валя Леган получила 60 рублей. Но мы друг перед другом, конечно, выделывались:
- Зато мы отдохнули, продлили лето.
Но в душе-то осадочек остался: ведь и я мог заработать.
Еще запомнилось время «на бульбу» 77-го года. Не знаю, кто решил – РОНО, колхоз или школа: зачем велевских и других учеников возить из школы и обратно, если могут работать на полях своих колхозов?
Я уже был в десятом классе. Не могу вспомнить, кто подсуетился: тётя Нина или дядя Миша «Хрущёвы» (Пытько), но я с их сыном Лёшкой («Белым») попали работать вместо картофельного поля колхоза «Родина» на силосные ямы Гадивлянской фермы.
Сейчас мне кажется, что у меня никогда больше не было такого желания с утра попасть на работу, как в то время.
В наши с «Белым» обязанности входило после выгрузки зелёнки с машины, вилами более-менее растащить ее по яме. Потом тракторист Семён с Острова должен был это всё утоптать трактором.
И тут начиналось самое интересное. Семён, которого уже «тошнило» от трактора, отдавал его в наше распоряжение, и мы с «Белым», соблюдая очередность разгрузки машин, трамбовали вместо Семёна силосную яму с разворотом на первом поле урочища Язэпиха, чтобы больше побыть за рулем.
Это было самое интересное продолжение лета за все школьные годы. Интересно, а сейчас существует практика отправки школьников «на бульбу»? В России-то – нет, потому как нет колхозов. (Кстати, за время работы на силосных ямах мы с «Белым» получили настоящую зарплату колхозника – где-то по 90 рублей.)
Следующий трудовой опыт я уже нарабатывал на знаменитом «Балтийском заводе» в Ленинграде, где успел до призыва на воинскую службу поработать на первом атомном крейсере «Киров» и сухогрузе, строящимся для Англии. Самое интересное и смешное, как нас проверяли по три недели для получения допуска к работе на крейсере со всевозможными подписками о неразглашении. А на сухогрузе свободно общались с представителем заказчика неугомонным «Джо» (наверное, такими и должны быть разведчики). Во время перекура он показывал какой-то английский военный журнал, и в нем были фотографии нашего секретного «Кирова» как изнутри, так и снаружи. Во были времена!
В 81-м году в Североморске крейсер «Киров» стоял на рейде.
Я показывал на него и говорил сослуживцам:
- Я его строил.
Они не верили. По их понятиям корабелы - это отдельная каста, и обычный матрос не мог строить таких красавцев.
А ведь строил…
2023
![]() НРАВИТСЯ 4 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
SeRJ, это Блукач фотку где-то откопал, я фотки не давал, а Киров строился с 1976 по 1980 и в конце 80-го ушёл на Северный флот на ходовые,
Валацуга, "немножко" ошибся с зарплатой за бульба, мы гультаи получили около рубль двадцать - рубль сорок, почему и завидовали Вале.
Терентий, во халера! Але ж пішы больш разборліва. Аўтар заўсёды думае: "Калі напісанае зразумела мне, то зразумеюць і ўсе". Зараз папраўлю. Зірні, як у цябе было:
Гэта як у тваім першым "Рабском детском труде", дзе я пераблытаў плявок са сцыкам.
Терентий, паправіў так:
У такім варыянце напісання іншая сума ніяк не забрыдзе ў галаву.
Толян, фоточка не того крейсера Киров.... этот ты точно не строил. Даже не могу сообразить , что за корабль, но проектов 60х годов. А Киров атомный ракетный крейсер проекта 1144 вот -
Да и ещё был проект ракетного крейсера 1164, не атомного... это та самая Москва, погибшая в боях с Украиной....
SeRJ, это Блукач фотку где-то откопал, я фотки не давал, а Киров строился с 1976 по 1980 и в конце 80-го ушёл на Северный флот на ходовые,
SeRJ, на фото крейсер "Киров", только 1936 г. постройки. В 1980 списан.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2_(%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80)
SeRJ, Терентий, ТНИ, я лахануўся - бяздумна выцягнуў здымак "Кірава" з інэту, ды не таго. Цярэнці, бачна, будаваў паслядоўніка дзеда "Кірава" - атамны крэйсер "Кіраў". Хвала чытачам за ўважлівае чытанне мемуару.
Ой не могу..... а я и думаю, как Анатолий запостил фоточку корабля который строил ? Неужели не видит, что это не он ? Оказывается Володя подставу такую устроил
Терентий, на "Балтыйскім заводзе" ты што канкрэтна рабіў? Быў зваршчыкам, маляром, токарам, ... ?
Марцiн , с 1978 по 1979 учился в ТУ √14 на базе Балтийского завода на столяра - судового с последующей работай на Балтийском заводе. Установка дверей, замков, мебелии, подволока, обшивка кают, кубриков. С корабельными замками интересно, от одной каюты или помещения ключ к другим помещениям никогда не рподойдет, но у капитана есть ключ "адмирал" Который открывает любое помещение на корабле. Но это было почти 45 лет назад сейчас может по другому.
Толян (Терентий), а ты знал, что сегодня -
так что я тебя ПОЗДРАВЛЯЮ
с этим знаменательным событием 