Сведения об авторе смотреть здесь.
Блукач Валацужный увидел сон прекрасный – родимый дом свой целиком.
И так его тоска заела, что утром оседлал свой драндулет и в Бусянки, как называется правобережная часть Веребок, стенать понёсся. С замиранием сердца подходил к старому кусту сирени, которая всё розовое детство скребла по оконному стеклу над его железной кроваткой.
Загрустил, вспомнив, как в 2009-м с питерцами посещали свою историческую родину и фоткались под этим кустом сирени, ставшим вроде как семейной реликвией.
К Блукачу, присоединился Василь Азоронок, его троюродный брат и друг детства, ныне житель латышской Юрмалы. Оба устремили взгляд на когда-то соседствующие огороды их предков.
Стоят друзья-братья на Помёте, по непонятной причине так именуемой горе, приютившей хату, которая дала жизнь дожившему до старости Блукачу. Ваське Помёт помнится тем, что там, в процессе детских игр, ему случайно огрели камнем по глазу. Блукачу же помнится ничейная старая пуня в конце Помёта, на внешнюю стену которой этак лет 60 назад солдаты вешали белый экран и из кинопередвижки проектировали на него художественные фильмы.
Вот совсем заросший и объехавший старый блиндаж, возле которого круто спускалась тропинка, ведущая со двора Шушкевичей к речке Береще, из которой носили воду для питья до появления в деревне первого колодца.
Случай на этой тропке запомнился Блукачу на всю жизнь. Дошкольником он съезжал на саночках с Помёта на лёд Берещи. При очередном спуске саночки поехали чуть в сторону и бултыхнули малыша прямо в прорубь для забора воды. С заречной дамбы очевидную трагедию просёк случайно оказавшийся там большой малец Васька Гарбуз. В мгновение ока оказался он возле уносимого течением под лёд Блукачонка, вытащил того за шиворот из проруби и приказал немедленно бежать домой. А дома, чтобы не ругали за ротозейство, Блукачонок соврал, что это Васька Гарбуз вбросил его в полынью. Долго возмущённые родаки проклинали хулигана. Через много десятилетий Блукач случайно встретился с жителем Слободы Горского сельсовета Василием Майзусом (в детстве Васькой Гарбузом) и честно признался в содеянном поклёпе на своего спасителя. Уроженец Веребок весело смеялся – тот случай ему не запомнился.
Берещу торфоразработчики уничтожили в первой половине 70-х, перед Веребками перекопав речное русло и пустив водный поток в Веребский канал. Но Блукач отыскал Анэтин бучок, названный так омут в честь бабули Блукача Анэты, и в воспоминаниях нарисовалась его мамка Ольга, плывущая против течения над неимоверной для тогдашнего Блукачонка глубиной.
Сейчас к Анэтиному бучку не подобраться – настолько пустое русло и его берега заросли кустарником и сорным лиственным древостоем. Блукач забрался прямо в омут по дороге, проложенной через берещанский брод, величаемый Переездом. С бучка выбрался на дамбу как раз на то место, с которого его, тонущего, увидел Васька Гарбуз.
По ту сторону Веребского канала стоит уже нежилая «калавурка» - служебный жилой дом смотрителей шлюзовой камеры Березинской водной системы, в котором последней проживала баба Курилиха.
Блукачу «калавурка» запомнилась тем, что его родаки и бабуля Анэта были приглашены на свадьбу дочки Курилихи и захватили с собой дошкольника Блукачонка, поскольку дома не было кому за ним присматривать. Там малыш залезал к папке с мамкой под столом и таким же образом вылезал играть на дамбу.
Спустился бродяга и по склону канала чуть далее, дабы посмотреть, что осталось от гниющего водорегулирующего шлюза.
Со сруба гидросооружения Блукачонок часто удил рыбу. Иногда продолжал это делать и когда вырос.
Сошёл Блукач и к уже несуществующей кладке, по которой часто хаживал в магазин за конфетами в детском возрасте и за вином в период взросления.
В этом месте ближе всего мёртвое русло Берещи подбиралась к Веребскому каналу, и Блукач с другом детства Колей Тухто выбили устное разрешение у главного землемера района Камеки, а бульдозер у управляющего сельхозхимией Василя Пшенко и взялись раскапывать дамбу, чтобы вынутой из неё землёй запрудить канал, а Берещу оживить его потоком. Замысел удался.
Несколько дней радовалась второму рождению Береща. А потом течение канала размыло перекоп. Береща снова умерла. Союзник самопровозглашённых гидростроителей Стёпка Вашкевич, живущий на противоположном берегу канала, сообщил, что путь мощному потоку в примитивной плотине ночью проделали «партизаны».
А потом Степан высказал предположение, что это Коля Прусский, дорогу к картофельному огороду которого мы перекопали, проделал в вершине новоиспечённой плотины узкую щель, которую сдерживаемое течение быстро превратило в огромную промоину. И снова русло Берещи опустело, к сему времени превратившись в заросшую кустарником низменность с мокрым дном.
Коля Прусский давно переселился в мир иной, а поле его живёт до сего времени.
Из центра Бусянков, микрорайона Веребок, дорога скатывается к пустому броду Берещи.
Для бусянской детворы это был любимый обледеневший спуск с горы на трубянках – так назывались двухполозные каракатицы, изогнутые из вытащенных со шлюза металлических прутьев.
Ба! Сколько же этой бане лет? Её помнят все веребцы блукачовского поколения, поскольку служила местом расклеивания афиш на демонстрируемые в Веребской начальной школе художественные фильмы, которые еженедельно привозила кинопередвижка.
Вот фрагмент воспоминаний Блукача из далёких 50-х. Он ещё не умел читать. Папка послал сына-дошкольника к афише, чтобы большие мальцы прочитали ему название фильмов, которых в один вечер крутили сразу два. Конечно, большие мальцы, а вернее – большие шутники, прочитали афишу, и Блукачонок бегом помчал к отцу, чтобы не забыть названия. Прямо с порога выпалил:
- Кины называются «Муха в положении» и «Борьба под одеялом»!
- Кто тебе такое сказал? – остолбенел отец.
- Большие мальцы прочитали, - невозмутимо ответил малыш, не понимая розыгрыша больших мальцев.
А вот и хата, в которой Блукач проводил много свободного у дошкольника и школьника времени.
Здесь жил Васька Азоронок. До сих пор он и Блукач несколько раз за год встречаются здесь.
Сейчас Васьки дома нет – ушёл топить баню. Надо бы посетить и Гумно, где давным-давно находился огород бабули Анэты.
Вот это да! Прошло уже много десятилетий, как баба Блукача ушла в лучший мир, а огород по-прежнему смотрится оазисом в запущенном окружении.
Это четырёхюродная сестра Блукача и Васьки, Галя, на лето приезжает из Мурманска в хату дедов Ивана и Ганны Шушкевичей, отделала её на городской манер, овощи возделывает. В мёртвом русле Берещи колодец выкопала, чтобы огородные культуры поливать.
Надо и домой собираться. Вот только следует проведать давным-давно закрывшийся сельмаг, который поначалу услаждал Блукачонка, а позже огорчал Блукачиху.
Ведь сельмаг для сельчанина - это одновременно и супермаркет, и место встречи, и ресторан на вынос.
Прощайте, Бусянки-Веребки, до следующего приезда из-за бугра Васьки Азоронка…
2024
НРАВИТСЯ 6 |
СУПЕР 1 |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |