Сведения об авторе смотреть здесь.
Есть в моём музее этнографии любопытный экспонат. Вряд ли кто из читателей видел ему подобный где-то в ином месте. Ну, если только какой сивобородый аксакал вытащит из памяти что-то подобное, как то сделал Валацуга, и то после того, как я ему назвал предназначение железяки.
- Видел! – воскликнул удивлённый писака. – Собственными глазами в детстве наблюдал, как подобный агрегат приводился в движение ходившим по кругу конём, и тот плоскими ножами нарезал из брёвен щепу, которой крыли колхозные коровники.
И рассказал, как в двух сотнях метров от его родительской хаты в Гадивле, возле колхозной сторожки, называемой «тэханькай», стояла установка по изготовлению кровельного материала, называемого щепой. Малышня любила созерцать, как из-под ножей выходили тонкие корявые дощечки, которые сразу отвозили к строящемуся поблизости навесу для укрытия злаковых и льняных снопов от непогоды. Щепой сразу крыли крышу, пуская дощечки внахлёст краями одна на другую, чтобы стекала дождевая вода. Комплекс механизмов по производству щепы не устанавливался стационарно. Выгоднее было его перетаскивать следом за строительством объектов, чем подвозить к ним щепу из иных весей.
Нащепанный стройматериал был прочен. Валацуга наблюдал изготовление его на пересменке 50-х и 60-х годов. И когда уже в постсоветское время разрушали сноповой навес колхоза «Родина» за ненадобностью, щепа продолжала прочно укрывать его.
Настало время показать уникальную установку по изготовлению щепы уже в качестве музейного экспоната.
Необычен путь в музей сего комплекса зубчатых колёс. Показал мне его на болотине возле лесного хутора в Докшицком районе местный житель, кратко рассказав о первоначальном предназначении практически кучи металлолома. Я сразу увидел в находке ценный экспонат. Из дому сотню километров гнал трактор за ним. Вёз и бензопилу, поскольку берёза настолько врослась в него, что накрепко толстым стволом охватила металлические детали. Трактор её не одолел. Два часа выпиливал механизм из древесного плена. В итоге экспонат оказался в музейном дворе, поскольку в помещении с крышей ему места не хватило. Теперь вот вызывает заслуженное удивление у посетителей – никто ведь не может сообразить, для чего предназначалось это чудо-юдо.
Для лучшего представления принципа действия громоздкого механизма, я объясняю, что он является всего лишь конечной частью деревообрабатывающего агрегата. Мой экспонат начинается с фланца-вилки карданной передачи, через которую приводился в движение от первой части комплекса (это я для наглядности приставил бревно вместо кардана).
А приводной части строгальной установки на хуторе не было. Видел её в одном частном музее, попросил продать мне, так хозяин выставил контрпредложение: лучше продать им мою, и у них будет комплект. Разошлись ни с чем.
Хотя, собственно говоря, в некоторой степени неправильно называю недостающую у меня часть приводной, поскольку обе части агрегата приводит в работу конь, ходя по кругу. В результате преобразования конской силы в механическую, щепу из закреплённых коротких заготовок нарезают четыре ножа (за их неимением для демонстрации я применил подобие режущего инструмента, а вместо заготовки – обычное полено).
Заинтересовавшиеся экспонатом и принципом его действия спрашивают, где производился сей агрегат. Ответ отлит на спицах большего зубчатого колеса - польский город Люблин это.
Более того, на спицах отлито и имя производителя: Вацлав Мориц.
Конкретный, хоть и короткий ответ. Но заинтересованные посетители музея спрашивали: а кто такой он? И мне это было интересно, но ответа не находил. И вот как-то из Польши в Веребки приехал знакомиться с родственниками поляк по имени Кшиштоф - отпрыск рода Тараткевичей. Посетил музей, прочитал надпись на шестерёнчатом редукторе и сообщил, что богатый польский еврей Вацлав Мориц ещё в 19 веке создал в Люблине завод по производству сельскохозяйственного оборудования. До сих пор предприятие работает в статусе акционерного общества того же профиля.
И это не единственный случай, когда историю экспоната создают сами посетители музея.
2024.
![]() НРАВИТСЯ 8 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
Микола Параоз, после посещения Шкиндера прошерстил интернет. Много интересного узнал и про щепу, и про гонт, и про многое другое на эту тему. А если бы не побывал в музее, вряд ли бы память сама подсказала, что своими глазами видел этот процесс.
Привет Василий ! Хочу сказать , это и есть приводной , самый главный источник силы , когда круговое поступательное передвижение лошади ... притом не одной , превращало во вращательное движение так называемогоо тобою, карданного вала , только этот вал был из металлической трубы, диаметром в пределах 100 мм и длиной около 5 - 6 м , который и приводил в движение режущий аппарат ... А вал лежал и крутился не на опорах .. а бросался на землю , на траву и лошади ходившие по кругу сначала натыкались на его , вращающегося , но , потом привыкали и , аккуратно его переступали.....Вал проворачиваясь чисто по земле, после часа работы становился
гладеньким , отшлифованным и блестящим .....
а расходным материалом для призводства этих " дощечек " а правильное название - щепа, служила осина , почему она исполозовалась , точно не могу сказать , но думаю , что это одно из мягких древесин , облегчающих работу всего комплекса ... Да, она была не стационарной , передвигалась на вновь строящиеся обьекты ...... Что касается навеса в Гадивле .... то действительно , в период уже моей рабоьы ... он использовался для хранения сена , соломы , соли - лизунца ... и порою для минеральных удобрений .Стоял он на бетонных опорах ... и каркас из дерева ... Вот так я припоминаю из детства производство этой щепы ..Володя правиьтно назвал период активного использования .. сты 50 - 60 годов ....время нашего беззаботного , безконфентного детства ... правда , порою были " подушечки " ... и " палочки " , эавернутые в скрипящую , цветную бумагу ......
Спасибо тебе за , я думаю , приятные воспоминания , а теперь пиши .. про " сечкарни " .... , их у тебя много , да и разновидностей .. тоже ...... я пришеп работать в Лепель в 1976 году , они были в продаже ... в " Хозтоварах " ... по соседству с нынешним " Еврооптом " ...т. е. через дорогу ..
Виктор Пралич, очень интересное и полезное дополнение. Спасибо. А я-то думал: как же конь переступал вал?
Подробности того, что видел в детстве, позабылисьПомню такие крыши. Такими дощечками крыли крыши в 3 слоя. Крепили 5-7 дощечек, на них ложился второй слой, но так, чтобы нижнее соединение нерекрывалось срединой верхней дощечки. Аналогично укладывался и третий слой.
А ещё, помню, был ГОНТ. Это дощечки пиленые под конус (под углом) по ширине. В толстейшей стороне доски делался (выфрезеровывался) ПАЗ, в который вставлялся тонкий бок гонта. Но, всеравно, им крыли в три слоя.
Микола Параоз, после посещения Шкиндера прошерстил интернет. Много интересного узнал и про щепу, и про гонт, и про многое другое на эту тему. А если бы не побывал в музее, вряд ли бы память сама подсказала, что своими глазами видел этот процесс.
А еще помню " дранку " .... или драницу .... её заготавливали вручную ... посредством отслоения из сосновых длинных " чурок " полос , толщиной около 1 см , по принципу заготовки лучины ( средства освещения ) помещения ( хаты) в послевоенный период , на Бегомльщине электричество в наше село пришло в 64 г. ..... Посколько производство дранки было не лёгким , а очень трудоёмким .... то производили её в меньших обьёмах .... на крышу курятника , навесов ... бань
из лучины плели корзины , " кошыки " , " вотреницы " - это большие короба для переноски кормов .... сена , ржевника , " трасянки " а также измельченную массу из под " сечкарен " , мякины , костры , льновороха ....
А мне в детстве запомнился гадивлянский сеновал или как мы его еще называли "большая пуня".в конце шестидесятых там складывали только сено. Для гадивлянской детворы это было что-то типа аквапарка, представте скатится по сену с шестиметровой высоты, нарывали нор, были даже такие что можно было пролезть из одной стороны на другую. Днями проподали на этой пуне, но конечно придавало азарта, что нам запрещали там играть, он закрывался на замок. Но мы отрывали доски от стены и придумывали временное крепление когда уходили. Нас там любил гонять Круглик, для нас тогда просто дядя Володя, когда он заходил в сеновал мы как крысы прятались по ночам, он только матюкался и говорил
- Я знаю что вы здесь "вашу мать" поймаю уши отрву
Но в наши норы никогда не лез, да взрослому наверно и страшно было, я бы сейчас не полез, а может и для него это тоже была игра. Больше всех прятался от дяди Володи, Ленька Круглик он говорил
--Ага вам гульня, а меня заметит потом дома таких люлей всыпит. А еще сеновал зимой для нас служил горкой, сторону крыши смотрящую на наш хутор заметало сантиметров на 50 - 70,и мы как альпинисты руками ногами пробив отверстия в снегу залазили на конёк крыши, а это извините метров восемь если не больше и на попах как по жалобам сказывалось вниз, постарше пацаны даже на лыжах съезжали, и не разу не доставали до дранки или гвоздей, чтобы порвать штаны. Спасибо Шкиндеру, хоть на немного но вернул в детство.
Вспомнилось. У батьки всегда находились в сарае 2-3 палена (заготовки для драниц высотой примерно 1,2-1,4 м., без суков.). Был спец. нож. Длина лезвия около 45-50 см., а рукоятка была перпендикулярно к лезвию. И вот, по мере необходимости, он и осекал драницы с помощью "давбешки" (колотушки).
Виктор Пралич, поначалу, когда брал интервью у Шкиндера, не знал, как перевести на русский язык знакомое с детства слово "шчапа", думал, что будет "дранка". Начал лазать по интернету. Оказалось, что дранка, это есть "драницы" - кровельный материал ручной работы, о процессе изготовления которого подробно рассказал в комменте Микола Параоз, а "шчапа" переводится как "щепа".
Терентий, так твой коммент как раз о том навесе, о котором рассказыаем я и Виктор Пралич, в моём детстве он назывался "паветкай". В таких на льнозаводе складировали льнотресту, осенью поднятую со стелишч.
Я в той паветке однажды морозной зимой 1969-1970 годов любовь творил.Блукач ВАЛАЦУЖНЫ," Хфарсун " ты и " памауза " .. з маленства , прыняць як гумар .))))))) Добра што не написау ... з ким .)))))))
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, так я и писал о той дранке и пуне которую ты видел как заготовляли.
Так напишите полякам. Глядишь, в рекламных целях с недостающей комплектухой и помогут. https://www.sipma.pl/o-firmie/historia-firmy/
tps_vitebsk, прапанова слушная. Аднак надта праблемная.
Викрар Пралич. Мусиць мы с табой састарэли .А Валацуга, малайчына Паспрабуй ты дайсци з Лядна да Лепля? Мяркую, што без машыны, не абоцбзешся.. Ну , а зараз у нас с таьой тольки УСПАМИНЫ,
А ён , И ЗАРАЗ Малады, И дюжа улюблённый у сваю "ВАЛАЦУЖАННЕ"., Завидавить ня буду. Але, ня ведаю як ты, а яб мусить ужо и не пайшоу бы, ци пужаць звявоу, ци самаму их баяцца. Зараз колькасць мядзведзяу узрасла у 6 раз. Дык, пытанне, А ци каштуе, каб аддаць сваё жыццё ради КАДРА?
Мяркую, ты мяне зразумеу! А Валацуге, Бяспечных "ВЫЛАЗАК"!
Ён жа мабыць .... мае з сабой нейкия прыспасобы ..... звярэй адпужваць , ён жа и сам ... воук мацёры ..... ну а вообще ....Главное ребята - сердцем не стареть ..... И самое главное , наказ матери ....Не остуди свое сердце , сынок .... Вот как то так , припомнилось и написалось , само собой ..... С наступаючым Новым , 2025 годам , земляки . Шчыра жадаю миру , здароуя, дабрыниМикола Параоз, , пастаяннага душэунага камфорту !!!!!
ВИКРОР ПРАЛИЧ !
Вяликае ДЗЯКУЙ за виншаванне! И тябе шчыра виншую з Новым Годам и з надыходзячым РОХДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
Здоровья, благополучия!!
Валацуга. дык чаму ты убрау твае комменты, дзе абяцау паказаць спаборницства и спрэчки у барацьбе, у магазинах "Боровеки и Заслонаве, каб купиць КУСОК МЯСА?
Микола Параоз, абсалютна не зразумеў, пра якія каменты ты кажаш, быццам я іх прыбраў.