Сведения об авторе смотреть здесь.
Мой музей этнографии посетил Валацуга, когда я в мастерской ремонтировал скрипку. То ли в шутку, то ли с издевкой спросил:
- Душу скрипки ищешь?
И показывает на инструмент, лежащий на скатерти-самотканке.
Я не понял. Тогда он отыскал в смартфоне воспоминание своей матери Ольги Прусской, собственноручно написанное для его блога и напечатанное без стилистической и синтаксической правки.
Привожу вступление автора воспоминаний, поскольку оно соответствует теме моего повествования.
«Я про всех из своей родословной написала, а забыла написать про свою любимую бабушку. Это тебе не для редакции, а так, знать, что я помню всех родственников. Так вот, баба Домна Прусская была со Свядицы. Она была из музыкальной семьи и решила научить сынов музыке. Мой отец, а её сын Ильюк, был ещё малый, а бабушка взяла ему скрипку напрокат. Заплатила пуд жита. А его подговорил брат Пётр посмотреть в скрипке душу - слышали от старших, будто она находится в фанерной коробке, иначе откуда тогда рождается музыка. Братья спрятались на сарай и разломали скрипку. Не увидели душу. Решили, что она улетучилась, поскольку неправильно начали к ней подбираться. За это пришлось заплатить 7 пудов жита. Но всё-таки баба на этом не остановилась и сделала моего отца хорошим скрипачом. И его братья Пётр с Цуприяном стали цимбалистами. Цуприян даже ездил в Минск на какие-то выступления от Лепельского района. И Носича выучила на гармошке играть, не знаю, как. Это он перед войной приезжал к нам в гости. А здесь, в Гадивле, были постояльцы. Он играл вечеринку. Я помню, все удивлялись, что он хорошо играет».
- Как-то над существованием души у скрипки не задумывался, просто ремонтирую экспонат, - поясняю. – А хочешь, вместе поищем то таинство, которое воспроизводит чарующие звуки из, казалось бы, красиво изготовленного ящика?
Обрадованный предложением Валацуга соглашается. Советую ему сначала заглянуть внутрь организма инструмента через эфу.
Прильнул гость глазом к фигурному отверстию в корпусе и сообщает, что видит лишь какую-то бумажку со стёртой надписью. Объясняю, что это наклейка производителя, которую я повредил при шлифовке внутренней поверхности нижней резонансной деки, на которой было напечатано, что изготовлена скрипка в 1979 году на Ленинградском заводе мебели и музыкальных инструментов. Начинаю снимать нижнюю деку.
- Смотри дальше, - комментирую свои действия. - Рраз – и никакой души внутри корпуса нету.
- Пусто, - соглашается заинтересовавшийся бродяга. – А что тогда ты ремонтируешь в пустом корпусе?
Объясняю непосвящённому человеку, что качество звучания скрипки зависит от резонанса корпуса, а его как раз и создают деки, их качество обработки. Недаром индивидуально изготовленные инструменты стоят значительно дороже фабричных – их внутренние поверхности шлифуются собственноручно мастером, а при массовом производстве это делают фрезерные станки. Их фрезы хоть и оставляют после себя качественную поверхность, однако всё же фрезеровка – не ручная шлифовка. Вот и приходится шлифовать деки, тем более что столько времени прошло после их изготовления. А ещё деки должны иметь определенную толщину – это 2 – 4 миллиметра, ленинградские же фрезеровщики смогли добиться трёх.
Для фрезерного станка такой показатель можно считать хорошим, однако я вручную хочу достичь минимального показателя, чтобы скрипка звучала ещё лучше.
- И где только ты таких знаний нахватался? – спросил Валацуга, недоумевающе пожав плечами. - Я вот, например, от тебя впервые услышал слова «дека», «эфа». Теперь, конечно, полезу копаться в инет, что бы узнать их точную трактовку.
Пришлось объяснять, что 10 лет назад я специально оканчивал музыкальную школу по классу скрипки, уже играя на дуде, как в Восточной Европе называют волынку. Таким образом, осуществил мечту детства - очень уж притягивал меня этот мелодичный инструмент, чарующую музыку которого иногда воспроизводило проводное радио. Однако прежде чем серьёзно взяться за учёбу, надо было иметь саму скрипку. А они нигде не продавались. Догадался дать объявление в газету. Отозвалась женщина из Витебска. Купил и сразу записался в школу искусств, даже не представляя, насколько это трудная наука. Думал: на гитаре-семиструнке люди сами учатся играть, а у скрипки всего-то четыре струны, коль на дуде сам научился играть, то и на скрипке это не составит особого труда. Обратился за консультацией к знакомым скрипачам, и они меня в значительной степени разочаровали. Оказалось, что обучение игре на скрипке даётся намного труднее, чем на других струнных инструментах, и самостоятельно научиться смычком воспроизводить мелодию на четырёх струнах практически невозможно. Вот и пришлось раз в неделю два года ходить на обучение к преподавателю-профессионалу. Ну, а пока осваивал это трудное дело, по-настоящему полюбил скрипку. Как увижу этот старый инструмент, стараюсь заполучить и вселить в него новую жизнь. У меня ведь все скрипки-экспонаты «умеют» играть.
Валацуга слушал мой рассказ, рот разинув: более двух десятков лет общаемся, а он не знал о моём спецобучении игре на скрипке, думал, что освоил её самостоятельно. После же услышанного проявил к этим инструментам особый интерес, долго рассматривая каждый экспонат.
- Очень интересно, - промолвил, наконец, и предложил. – Не думал, что стать скрипачом настолько сложно. А давай в новом году ты расскажешь, как стал дударём.
Я согласился.
1.1.2025
![]() НРАВИТСЯ 5 |
![]() СУПЕР |
![]() ХА-ХА |
![]() УХ ТЫ! |
![]() СОЧУВСТВУЮ |
Лучший комментарий
У меня двоюродная сестра скрипачка, прямо таки профессионал. Преподаватель даже. Так вот она говорила, припоминаю, что один из факторов хорошего звука , кто бы мог подумать - это смычок. Причем не качество его исполнения, что безусловно тоже важно.... А цвет волоса смычкового. Он делается из конского волоса. Черный смычок дешёвка, пользуются дети в начальных классах музшколы. Серьёзные смычки все из белого конского волоса. И действительно , ни разу не видел у музыкантов профессиональных черных смычков.
У меня двоюродная сестра скрипачка, прямо таки профессионал. Преподаватель даже. Так вот она говорила, припоминаю, что один из факторов хорошего звука , кто бы мог подумать - это смычок. Причем не качество его исполнения, что безусловно тоже важно.... А цвет волоса смычкового. Он делается из конского волоса. Черный смычок дешёвка, пользуются дети в начальных классах музшколы. Серьёзные смычки все из белого конского волоса. И действительно , ни разу не видел у музыкантов профессиональных черных смычков.
SeRJ, кто бы мог подумать! А Шкиндер почему-то про смычок и не сказал ничего...
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, а у него , как раз, чёрный :) да это и не важно. Он вообще молодец, товарищ разностороннего развития... Прямо завидую, что у человека есть столько интересов в жизни
Володя, Кстати, почитал про смычок. Реально только белый и только конский. Догадайся почему конский. От кобылы не годится.
SeRJ, конечно, Шкиндер молодец, он образовывает людей своими экспонатами и рассказами о них. Однако такие не приветствуются.
А вот и не догадался, почему кобылий смычок не годится, а нужен волос именно из хвоста коня.
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ, а потому что лошадь мочится постоянно на свой хвост и он, волос, теряет эластичность и канифоль коей натирают смычок плохо ложится. Прикинь сколько нюансов !
НУ. ДЫК! И ДЫК. НУ! Усих пачытателяв з НОВЫМ Годам, Галовнае ___здаровья, ну и усих БЛАГ!
SeRJ, мне большой минус, что сам не догадался о причине низкого качества хвостового волоса у кобылы.
Микола Параоз, благодарю. А тебе желаю быть всегда активным завсегдатаем блога.
Ну, дык, дык, ну !!! Жазаю табе поспехау и застацца жывым, ля бярлоги мядзведзя.
Да рэчы! За апошния 5 год. их колькасць узрасла у 5 (пяць) раз.
Валацуга! Можа кали трапицца гэткая (РАДАСЦЬ), дык прывядзи и пакажы усим прыхиникам Л/Б.
Микола Параоз, ёсць такі Ігар Шуневіч, былы міністр унутраных спраў, а цяпер кіраўнік Беларускага таварыства паляўніяых і рыбаловаў, які дамогся пачатку рэгулявання колькасці мядзведзяў, рысяў, зуброў, гэта значыць, пачнецца іх адстрэл. Гэта дужа правільнае рашэнне. Ведаю людзей, якія адны ў лес ні нагой, бо баяцца мядзведзяў. Я хоць і часта наведваю лес і заўсёды адзін, аднак усё адно баюся касалапых. Калі начую ў палатцы, то абавязкова знішчаю аб"едкі, а ежу падвешаю на аддаленыя гнуткія дрэвы, якія згінаю, падвешваю пакет, адпускаю і ён узносіцца высока. Мішка хоць і ўмее лазіць па дрэвах, аднак на тонкую ляшчыну ну ніяк не залезе.