06 июля 2017 в 22:53 — 8 лет назад

471. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ВЕДЬМ-МОЛОЧНИЦ. Мишин Павел

Тема: Лепельщина без прикрас     Сегодня: 1, за неделю: 1, всего: 2004

 Окончил Полоцкий государственный университет в 1999 году. С 1999 по 2005 работал на кафедре философии ПГУ. За время работы закончил аспирантуру Института этнографии, антропологии и фольклора при АН РБ по специальности «Этнология, этнография и антропология». С 2005 года - старший преподаватель кафедры отечественной и всеобщей истории учреждения образования «Полоцкий государственный университет». Сейчас – хранитель фондов Музея науки и просвещения Полоччины Учреждения образования «Полоцкий государственный университет».

  Хочу поговорить о ведьмах потому, что тема эта очень широкая и многоаспектная. Ведьма в традиционной мифологии славян - самый популярный персонаж низшей демонологии. Поэтому изучать её можно всесторонне. Я хотел затронуть один узкий аспект для одного подвида ведьм, а именно так называемых молочных, которые выделяются на Лепельщине, начиная с 19 века. Старшее поколение лепельцев отмечает вредоносность молочных ведьм, которая состоит в том, что они крадут молоко.

 На Лепельщине якобы существуют два способа кражи молока ведьмами. Первый - это способ опосредованный, когда ведьма не имеет непосредственного контакта с коровой или молоком. Сущность этого магического обряда достаточно проста. В ночь на Купалу ведьма берёт какой-нибудь предмет из ткани, чаще всего это полотенце, иногда - подстилка, иногда - просто тряпка или кусок ткани, и таскает его по траве, по росе. Непосредственно в текстах не содержится объяснения, что потом происходит, но можно косвенно судить об этом, исходя из продолжающегося второго элемента рассказа. За ведьмой, которая таскает полотенце или иной тканевый объект по траве, наблюдает чаще всего пастух, причём традиция почти всегда указывает, что это не просто пастух, а конюх. Он случайно или намеренно сам тянет что-то по траве (это могут быть вожжи, уздечка). Потом пастух приходит домой, вешает на стену эту вещь. После жена пристаёт с вопросами, что муж наделал, - с уздечки на стене течёт молоко. Исходя из этого, делается вывод, что ведьма имела зловещий план украсть молоко путём стекания его по протянутой по земле вещи в её невидимую кадушку.

 Второй способ похищения молока связан уже непосредственно с контактом ведьмы и коровы. Здесь ведьма в облике какого-то животного, практически всегда жабы, ужа, иногда змеи, собаки, проникает в хлев и каким-то образом крадёт молоко. Большая часть информаторов указывает, что ведьма высасывает молоко из коровы.

 В основу этого представления легло следующее. Практически все тесты утверждают, что кража молока происходит в период Купалы. Почему? На то есть две причины. Любой праздник в традиции является неким разрывом временной ткани, текущей обыденно. И в это время между миром людей и миром потусторонним, святым, запредельным налаживаются подобные контакты. И, соответственно, любой праздник является наиболее благоприятным временем для колдовского, магического воздействия, чем обычный день.

 Второй аспект, почему ведьмы выбирают именно Купалу, связан с тем, что крупные праздники, разделяющие год на части, могут быть представлены как начало периода и, соответственно, тут срабатывает магический стереотип: каково начало таков и конец. Он сохранился до наших дней: как Новый год встретишь, так его и проведёшь. Этот стереотип сохраняется. И, хотя он не срабатывает чаще всего, но убеждение такое прочно сидит в сознании людей. Однако это можно отнести к любому другому празднику. И если мы заинтересуемся, почему именно на Купалу свирепствуют ведьмы, то традиция даст нам указание на то, что помимо Купалы воровство молока возможно на Благовещенье (в редких случаях) и на Юрью (чаще). И, если мы рассмотрим эти праздники более глобально, то сможем определить их общую суть, которая состоит в том, что все они связаны с плодородием, т.е. эти праздники представляют собой временные отрезки, которые связаны с появлением в мире людей этого желаемого понятия. Благовещенье приходится на весеннее равноденствие, Юрья разделяет весеннее равноденствие и летнее солнцестояние, и само летнее солнцестояние (Купала). Это три периода, в которые плодородие зачинается (Благовещенье), на Юрью достигает своего расцвета, на Купалу приходит к максимуму и поворачивает к упадку. Соответственно, действо ведьм в народных представлениях активизируется в эти праздники. Для традиции, вообще, для мифологического мировоззрения характерно общее положение о том, что случайных действий нет, за любым действием лежит какой-то прообраз, мифологический архитип. Изначально совершено какое-то действие, оправдываемое классической цитатой: так делали боги, так теперь поступают люди. Вот и действия ведьм так же имеют свой мифологический первообраз. И если мы взглянём на действа более облегчённо, то все объекты, на которых происходят вот эти манипуляции с молоком, и роса, и сама по себе корова - это многоаспектные символы плодородия. Это во-первых. Во-вторых, и корова, и роса, и молоко выступают как объекты соперничества между потусторонними божественными сущностями. Миф сообщает, как одно божество перемещает плодородие в виде влаги, молока, коровы, женщины из одной сферы в другую. Таким образом, ведьма, похищая молоко, делает это не сама по себе, а повторяет действия богов, которые перемещают объект, меняя статусы плодородия во всём космосе. Ведьма делает именно это в рамках своего небольшого пространства, делает точно так же, как делали боги. Она действует аналогично и перемещает плодородие от одного человека к другому в свою пользу. Т.е. ведьмы-молочницы действуют сообразно контексту глобального мифа, и оба метода похищения возникают не случайно - это именно магические ритуалы, каждый из которых имеет в своей основе определённые мифологические представления. Если говорить современным языком, то можно сказать, что сугубо практические методы, которыми ведьма крадёт молоко, были созданы не на пустом месте, а опирались на соответствующие, теоретические положения. Ну, и соответственно, отдельные детали магического ритуала могут объясняться в рамках мифа, который лежал в их основании. Так, например, получает объяснение тот момент, когда ведьма превращается именно в лягушку или змею, поскольку в рамках глобального мифа кража происходит со стороны божества нижнего мира у божества верхнего мира: ведьма повторяет действа богов, которые совершаются в это же время во всём Космосе.

Записано в 2015 году.



Метки: Мишин Павел

НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




Темы автора





Популярные за неделю


71-я бродяжья новость. МУХА В БАТОНЕ. Валацуга  — 1 неделю назад,   за неделю: 223 





Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮ