Родилась в 1938 году в уже несуществующей деревне Давыдовка Гомельского района. Преподавала физкультуру в школах Житковичского района и Лепеля. Живёт в Лепеле.
Ещё не было скульптуры Цмока на берегу озера, ещё парк не имел названия как у нерадивых хозяев, когда я прочитала в районной газете, что стайские рыбаки и рыболов из Юрковщины видели Цмока. Слово это тогда уже не было непонятным, поскольку «Лепельскi край» часто оповещал читателей о возможном существовании чудища под таким названием в Лепельском озере. Корреспондент Владимир Шушкевич обшаривал окрестные водоёмы, ища Цмока даже в прудах, и всякий раз о результатах поисков информировал читателей.
Слышать-то о Цмоке слышала, но не придавала публикациям значения – журналистские враки, считала. И только после прочтения заметки о встрече с чудищем конкретных серьёзных людей с указанием их личных данных, вдруг вспомнила, что я сама неделю назад повстречала Цмока во время одиночного купания в Лепельском озере.
В 2013 году как обычно пошла купаться в лес между детским санаторием и Беленицей. Природа там красивая, заходы с берега удобные. Плавать – одно удовольствие.
Со мной были Кутырины, муж и жена. Они искупались и ушли. А я продолжаю бултыхаться в тёплой воде. Скольжу по волнам и вижу: мужчина плывёт баттерфляем. Поднимет голову и опустит, поднимет – опустит. Думаю: как он так далеко заплыл таким стилем? Плавать ведь баттерфляем тяжело.
Пловец повернулся в мою сторону, а у него голова лошадиная. Она то вверх, то вниз движется – ну, заправский пловец. Я присмотрелась: что-то непонятное. Малость испугалась. Поворотила к берегу. Стою по грудь в воде, смотрю. А он прямо на меня направление держит.
Я уже выскочила на берег. А он стал на мель и ко мне идёт. Уже толстенный хвост из воды показался и движется: не лошадь, значит. Но, кто?
Я оцепенела. Удрать бы, но ноги будто к земле приросли. А пловец запутался в тростнике, шастает по нему метрах в семидесяти от меня.
И снова поплыл, хоть и мелко было. Начал наискосок удаляться. Когда достиг места, где глубина спрятала бы меня с головой, снова стал на ноги или на хвост. Из воды торчала лишь лошадиная голова. Покрутил ей, даже не задерживая взгляд на мне. Я ещё подумала: слепой он, что ли? Через короткое время снова принял положение пловца и замахал то ли руками, то ли ластами в сторону Юрковщины.
Я, не спеша, оделась. Домой пошла спокойной. Ни страха, ни удивления не было. Когда потом рассказывала о неожиданной встрече с чудищем в озере возле Беленицы, слушающие, естественно, не верили. Говорили, что мне померещилось. Я и не спорила: разве неверующего переубедишь? А сама-то знала, что призрак это ну никак не мог быть, и не человек в водолазном костюме: откуда тогда морда лошадиная и хвост крокодилий?
Шли дни, недели, месяцы. Купаться на то место больше не ходила: всё же жутковато было после увиденного. А потом вообще наступила осень, стало холодно, и я забыла про встречу в озере. И вот случайно, прогуливаясь, зашла в парк и обмерла: на меня добрыми глазами уставился пловец, которого видела летом между нынешним пансионатом для сеньоров и Беленицей.
Рост, голова и хвост точь-в-точь соответствовали нечеловеческим частям тела, которые были у пловца баттерфляем. А вот взгляда тогда не разглядела, далековато всё же было, поэтому не могу утверждать, с добром или злом он крутился в некотором отдалении, непременно, видя меня.
С тех пор я иногда заглядываю уже не в парк, а в Урочище Цмока (наконец-то нарушена лепельская традиция безымянности значимых объектов), чтобы посмотреть на скульптуру Цмока и в воспоминаниях вновь перенестись в тёплое озеро лета 2013-го, где встречалась с этим добрым земноводным.
Записано в 2017 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |