Сведения об авторе смотреть здесь.
Со времени окончания Второй мировой войны прошло много десятилетий, но люди продолжают искать своих погибших родных и близких. Немало захоронений минувшей бойни находятся и на территории Лепельщины. Большая часть солдат и офицеров, которые нашли свой лучший покой у нас, погибла в июне 1944 года во время освобождения нашей местности от немцев. Одно из таких захоронений появилось в конце июня 1944 года на старом деревенском кладбище в деревне Старые Волосовичи. Тут на высоком взгорке среди каменных крестов и надгробий, в зелени старых деревьев, сельчане похоронили офицера Красной армии.
Свидетелем того был 12-летний Володя Пашкевич. Владимир Петрович хорошо запомнил тот день. По пыльному от бесконечной колонны военной техники большаке двигались подразделения Красной армии. От этой колонны отделилась одна из машин, притормозила на обочине. Несколько человек сняли с неё тело покойника, около которого всё время суетилась молоденькая медсестра. Военные попросили сельчан по человечески похоронить товарища, ибо сами торопились не отстать от своих. Дали мужикам трофейной водки помянуть покойника, а девушка-медсестра назвала имя и место гибели командира.
Сельчане сделали гроб и похоронили военного на взгорке среди средневековых могил.
Годы делают своё. Многое из тех далёких военных времён стёрлось из памяти Владимира Петровича. Однако он хорошо помнит, что погибший военный был майором, родом из Ленинграда. Погиб возле чашникской деревни Гили.
В начале 50-х останки погибших красноармейцев и партизан повсеместно переносили в братские могилы. Так поступили и с останками похороненного в Старых Волосовичах майора. Но это была формальность. Взяли немного земли из могилы и заровняли её. После на памятнике, что установили в центре Новых Волосовичей, среди других появилось имя майора Бочарова Михаила Петровича.
Всю свою жизнь Владимир Петрович хранил в памяти действительное место погребения военного в своей деревне с надеждой на то, что память о погибшем будет не формально, а по-настоящему почтена. Потому он был обрадован, когда осенью 2011 года Старые Волосовичи посетили участники кружка «Нашчадкі» Слободской школы. Старик с большой охотой показал им могилу майора.
К тому времени слободским исследователям была уже известна подробная информация о погибшем военном. Это Бочаров Михаил Петрович, 1922 года рождения, уроженец Ленинграда, начальник артиллерии 711 стрелкового полка 215 стрелковой дивизии, погибший 26 июня 1944 года.
Казалось, дело простое – подумать, каким образом почтить его память. Перенести останки к памятнику, где обозначено его имя, или на месте погребения поставить какой-нибудь памятный знак?
Продолжение эта история получила в 2012 году. Оказывается, уже много лет искали своего родича брат и племянники. Ещё в начале 70-х Бочаровы делали попытки отыскать место захоронения Михаила, однако переписка с юными следопытами лепельской школы №3 результатов не дала.
И вот в 2010 году за дело взялись дети младшего брата Бочарова, Евгения. Москвичи Елена Данилевская и Михаил Бочаров усиленно взялись за поиски. В результате был налажен контакт с Лепельским краеведческим музеем и поисковиками из Слободской школы.
Елена и Михаил, на основании семейного архива и воспоминаний родных, рассказали много интересных фактов из биографии дяди.
Коренной ленинградец Михаил Бочаров после школы связал свою дальнейшую судьбу с армией. Окончив артиллерийское училище, стал кадровым военным. В числе первых был отправлен на фронт в октябре 1941 года. Фронтовыми дорогами прошёл в составе 711 стрелкового полка на разных должностях в артиллерийских подразделениях. В 1942 году в боях за город Ржев был награждён орденом Красной Звезды. К 1944 году Михаил уже имел звание майора и занимал должность начальника артиллерии полка. А гимнастёрку офицера украсили ещё два ордена – Отечественной войны 2-й степени и Красного Знамени.
На войне Михаил нашёл своё семейное счастье, его женой стала медсестра Елена. Никто даже и подумать не мог, что так неожиданно закончится то счастье. Долгие три года солдатская судьба спасала Бочарова от вражеских пуль. Скоро уже и войне конец. Однако 26 июня 1944-го жизнь майора оборвал осколок снаряда в то время, когда он корректировал огонь артиллерии, как раз на подступах к Лепелю. Свидетелем смерти любимого человека была Елена. Именно она и сообщила в своём письме родным Михаила подробности его гибели.
Через месяц похоронку получила мать Евдокия Ивановна Бочарова. Вместе с сообщением на сохранение в семью был передан орден Отечественной войны. Как святую реликвию хранит орден Евгений Бочаров, а ещё - фотоснимок, сделанный за полтора месяца до гибели. Именно таким Михаил и остался в памяти родных.
Образ Михаила Бочарова должен остаться не только в памяти его родных, но и в нашей, как напоминание о других известных и неизвестных героях войны, что сложили свои жизни на алтарь победы за наше мирное будущее.
2018
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |
Идут годы...Многое стирается из людской памяти.Потому и молодцы поисковики и следопыты.
К автору просьба. Уточните все детали. Написано,что погиб он 26-го июня,а на могилке стоит дата 27-е. Можно было бы и не обращать внимания,но... Не мог этот снимок быть сделан в мае 1944-го. Иначе майор Бочаров был бы на нём с погонами,а не с петлицами...Что то не так.
У майора д.б. на петлице две "шпалы", а на фото, похоже, два "кубика" -- лейтенант.