Родилась в деревне Подлобные в 1930 году. Живёт в Деньгубах.
Мы в Деньгубах считались партизанской семьёй, поскольку мой дядя, а мамин брат был в партизанах. Родня из Юрковщины, где стояли немцы, передала, что нашу деревню собираются сжечь, нужно срочно убираться. Мужики-деньгубцы, служившие в партизанах, перебрались в ушачский Городец. Туда отправили и нас вместе с коровой и лошадьми. Все шесть семей деньгубских беженцев распределили по хатам сельчан.
Зиму прожили в Городце, а весной немцы пошли на партизан. Те массово стали уходить за Ушачи. Мы последовали за ними на собственных коне и кобыле. Доехали до железки где-то под Плиной. Там партизаны побросали свои кухни, котлы, другой хозяйственный инвентарь и нам сказали, что дальше хода нет. Мы в Старом Селе (не том, что возле дороги из Лепеля в Полоцк) навязали коней. Из Плины по нам начали стрелять. Тогда мужчины подняли белый флаг. Обстрел прекратился. Прибыли немцы и погнали партизанских беженцев в Ушачи. Там нас запёрли в какой-то хлев. Думали, сожгут. Но выпустили. А потом колонной погнали на Лепля.
Видимо, конвой был плохой. В Юрковщине возле хаты Королевича подводам деньгубцев удалось незаметно свернуть. Лесом приехали на свой Борок. Смотрим – в Деньгубах все хаты сожжены. Да так, что стоявшие на отшибе усадеб постройки и те сгорели.
На Борке было тайное хранилище, где деньгубцы прятали картошку от непрошеных оглоедов. Перед отступлением партизан мы закопали там кой-какие домашние вещи. Это было единственное место, где по возвращении мы могли остановиться. Выкопали землянку.
Подходила пора сажать картошку. Перебрались в деревню. Нетронутые пожаром остались кули на переплотах. Из тех кулей и построили жилые будки.
В начале лета пришли красные. Всех мужчин, оставшихся от партизан, забрали и погнали на войну. Остались одни бабы и старые мужики. Оставшимся разрешили брать что угодно с пожарищ. Ну и начали разбирать обгоревшие строения, добавлять свежий лес и строиться.
Управлял всем по довоенной привычке председатель сельсовета и коммунист Спирид Плиговка. Он участвовал в какой-то руководящей верхушке, обосновавшейся в Заозерье. Благодаря Спириду, нам дали корову. Как семье потерпевших, видимо. Матку мою немцы забрали и забили, что у партизан связной была. Дядьку забрали на войну, убили. Нас, детей-сирот, смотрела баба. Вот и оказала помощь советская власть.
Сейчас рядом со мной сидит моя подруга Галя Апанович (Плиговка), у которой я временно живу, пока моя дочка уехала в Германию к внучке. Так Гале не нравится эпизод про корову, поскольку тот же Спирид забрал у их семьи в Болотниках бурёнку, и она его не любит. Даже считает, что именно их корову привёл в наш двор председатель Плиговка.
Спирида Плиговку не любили и за то, что он в честь себя переименовал родную деревню Застенок в Плиговки.
Его застрелил родной племянник Иван Плиговка из Застенка-Плиговок за то, что дядька был излишне придирчив к выполнению родственником колхозной работы.
Говорят, что Спирид в войну грабил людей: отбирал полушубки, хлеб… Да, брал всё и отвозил в ушачские леса партизанам. Делал это потому, что был коммунистом.
Может, людям и есть за что презирать председателя Заозерского сельсовета Спирида Плиговку, а мне – не за что. Я его люблю и уважаю за подаренную нам корову.
Нам заготавливать лес на строительство было не по силам. Слепили с бабой халупу из всякого обгоревшего старья. Уже потом с мужем строили себе нормальное жильё.
Записано в 2018 году.
НРАВИТСЯ |
СУПЕР |
ХА-ХА |
УХ ТЫ! |
СОЧУВСТВУЮ |